В последнее время помимо японских мангак признанием начали пользоваться корейские и китайские художники, причем у каждой культуры свой особый стиль рисования. Так, например, даже лучшую работу в стиле «манга» американского художника никогда не перепутаешь с «настоящей» мангой. Различные в мелочах, работы художников одной культуры неосязаемо похожи в целом друг на друга и также неосязаемо отличны от работ иноплеменников. Лично мне больше импонируют китайские художники, и особенно привлекла мое внимание художница Eno. Ее мистические, насыщенные жизнью картины так и притягивают взгляд. Перетекание цветов, акварельная мягкость, пастельные тона, сюжетные зарисовки…Все вместе это образует поистине незабываемое ощущение.
Первой особенностью, которая бросилась мне в глаза, стало то, что картины нарисованы то ли акварелью, то ли карандашом, то ли очень умело обработаны компьютером, но выглядят они очень «живыми» - без цифровой обработки. И конечно, некоторая размытость, присущая краскам, очень эффектно подчеркивает плавность, воздушность, некоторую даже нежность рисунков.
Второе – волосы. Летящие по ветру, спокойно падающие, завязанные в пучок или развивающиеся в воде – без разницы, как они нарисованы, они всегда создают ощущение шелковистости и легкости. Пряди волос, переплетающиеся на ветру – это очень красиво.
Удивившим меня фактом стало то, что Eno девушек рисует не реже, чем мужчин. Я почему-то привыкла считать, что художница-женщина больше предпочитает рисовать противоположный пол, но все так, как нам представляется. Девушки в исполнении Eno очень женственны, хрупки, и в то же время сильны какой-то внутренней силой, одухотворены. Мужчины же изображены именно так, как это свойственно кисти художницы, то есть женственно. Мягкие, но вместе с тем волевые черты лица, длинные волосы, различные аксессуары, «в натуре» мужчинам никак не свойственные, хрупкость сложения…Мягкость и сила, снисходительность и железная воля. Они такие, какими нам бы хотелось их видеть – герои несуществующих эпосов, певцы забытых времен.
Задние планы тоже прорисованы удивительно богато. Эти фоны вызывают ощущение китайской или японской картины: летящие мазки, традиционные мотивы, размытость границ – и при этом четкость каждой детали, ее расположение на своем, одном ей присущем месте.
Отдельно хочется сказать о сюжетности картин. Каждый рисунок кажется лишь листочком, плавающим на поверхности глубокого-глубокого озера. Как будто из переплетения жизней выхвачен один фрагмент, один набросок – и выпущен на бумагу, где он и застыл в своем оборванном движении. Скрещенный мечи, рука, занесенная над доской, поворот головы…Что это все? Застывшие мгновения, схваченные талантом автора. Поэтому практически нет у Eno завершенных картин. В том смысле завершенных, что как будто вписанных в рамку. Нет. Разве можно время, хоть и приостановленное, вписать в рамку? Она и не пытается.