[300x300] Эту игру так долго ждали, и с ней столько всего связано, что я просто не мог не написать этой статьи. Особенно в контексте негативного отношения к ней, которое расползлось по интернету так же быстро, как разносятся идиотские новости а-ля про эпидемию кроличьего козьего (нужное вписать) гриппа или как подхватываются новые медиавирусы. На самом деле, я уже до выхода игры ждал примерно такой реакции. У предыдущих частей серии был очень специфический круг поклонников. Он был куда меньше, чем, к примеру, у серии Heroes of Might&Magic, и по правде говоря, Disciples были своего рода "игрой не для всех", ориентированной на кого угодно, но только не на массовую аудиторию. Тут вы могли бы меня поправить и сказать, что любителей пошаговых стратегий в принципе не так много, как любителей других жанров, но вокруг Disciples 1-2 сложился какой-то уж совсем особенный контингент игроков. И тут появляется новость о создании Disciples 3. Само собой, грядущий проект быстро оброс слухами и спорами, ветераны серии стали его ждать с трепетом влюблённого, а перенос в 3D, невыразимой красоты скриншоты и видео, а так же активная рекламная кампания привели к тому, что к Disciples 3 пробудился интерес у множества людей, ранее с серией не знакомых совершенно. И вот - релиз, большая часть ветеранов недовольно морщится от нововведений (которых, к слову, меньше, чем могло бы быть, но я не представляю, какой бы визг поднялся, добавь разработчики ещё какие-нибудь доселе невиданные "фишки"), а те, кто для себя открыл серию с третьей части, недоумевают, теряются в непривычном мире и, глядя на поспешные эмоциональные отзывы "старожилов", тоже начинают соглашаться, что игра не удалась. Но друзья мои, спросите себя, чего вы от неё ждали? Ураганного незатейливого геймплея? Вам явно не сюда. Развлечения на пару дней, чтобы было что пообсуждать затем с друзьями? Опять не сюда. Disciples 3 не была готова отвечать интересам массовой аудитории. Для "толпы" делаются совсем другие игры. И тут скорее просчёт издателей, а не разработчиков, потому что они слишком многого желали от продаж.
[300x300]
В серии упор всегда делался на атмосферу, а уж что-что, она у .dat вышла на славу. Проникнуться духом чужого мира и воспроизвести его в новом обрамлении не каждый сможет. А здесь неповторимый готический лоск серии перенесли в 3D столь старательно, что глаз не нарадуется. Костюмы персонажей проработаны до последней ниточки, до малейшей пуговки, архитектура, особенно башни и соборы, завораживает. Игру хочется растаскивать на арты, скриншоты и аватарки. Даже интерфейс украшен тонкой работы вязью, словно средневековая летопись. В самой же кампании преобладают осенняя и зимняя пора, мрачные краски и полутона, как нельзя лучше передающие увядание людской Империи. И всё это сопровождается приятной и очень подходящей к месту музыкой (за исключением той, что играет в битвах у людей и демонов - та, признаю, быстро приелась).
Не буду лгать - в первом релизе Disciples 3 было не просто много, а очень много багов. Но примерно 80% из них - по большей части разного рода мелкие недоделки, в той или иной степени расстраивающие, но не критичные для прохождения. За их исправление взялись сразу же после выпуска тиража, и надо заметить, дело идет весьма споро. Другой вопрос - почему эти "шероховатости" (слово, употреблённое кем-то из представителей компании) не отшлифовали заранее, а устроили на населении эдакий очередной "открытый бета-тест". Подобный опыт стал в нашей стране уже чем-то вроде традиции, и дело тут (что уж там говорить), наверное, прежде всего, в менталитете. Я, конечно, могу вынести предположение, что жадные издатели надавили на разработчиков и поторопили релиз, но оно будет лишено оснований так же, как, к примеру, предположение о том, что в .dat не выдержали напора фанатов, четыре года жаждавших поиграть в Disciples 3, и снизошли к ним подарком к новому году. Как рядовому пользователю мне абсолютно безразлична деловая репутация компании, к которой я не имею никакого отношения, но искать виноватого в лучших традициях жанра считаю бессмысленным. Сейчас гораздо актуальнее другой вопрос - есть ли у проекта будущее? [300x300]
На него я абсолютно точно могу ответить - да, есть. Несмотря на потоки ненависти, обрушившиеся на разработчиков после небезызвестной рецензии на АГ.ру и особенно на тамошнем форуме. Масса народу регистрировала новые аккаунты, только ради того, чтобы лишний раз кинуть камень в разработчиков и издателя. Нелепые оправдания представителей "Акеллы" только подлили масла в огонь, ведь толпе в интернете всё равно, на кого выпустить накопившую злобу. Ругать Disciples 3 сейчас стало модно. Но позвольте, когда игру такого масштаба начинают "критиковать" подростки, которые даже свое домашнее задание по алгебре не способны довести до ума, не то что программный код, мне хочется снисходительно улыбнуться. А тем более, подростки, которые в глаза не видели игру, а наслушались о ней от своих более "умудрённых опытом" товарищей. Серьёзный человек, который когда-либо занимался серьёзным делом, навряд ли станет ругаться на чужие ошибки. К тому же, как я уже сказал, разработчики не запустили свой проект после его релиза, а стабильно продолжают выпускать патчи и фиксы, прислушиваясь к отзывам на официальном форуме. Честно говоря, я завидую стоицизму этих людей. Чтобы так спокойно снести оскорбления в свой адрес и продолжать улучшать своё творение, нужно быть если не героем, то очень терпеливым человеком. И очень любить своё дело. Даже компания-издатель в данной ситуации "обиделась" больше, чем эти вытесанные из камня парни из .dat. И мне просто хочется сказать несколько тёплых слов, которых они действительно заслуживают. Ведь очевидно, что игры, которые делаются так долго, явно не начинают разрабатывать с расчётом на скорую и верную прибыль. На скорую прибыль игры штампуются за пару месяцев на волне популярности какого-нибудь голливудского или не очень фильмеца или общественного явления, и они столь же быстро забываются. Но когда в проект вложили душу - ты это чувствуешь и способен простить любые огрехи, опечатки, недоработки. Все мы люди, и всем нам свойственно ошибаться. [300x300]
Я почти уверен, что читая эти строки, кто-нибудь обязательно скажет или подумает: "его купили! ему заплатили!" Думайте и говорите на здоровье. Если и есть вещи, связанные с этой игрой, которые меня подкупили - так это её удивительная атмосфера, работа дизайнеров и художников, которая вызывает у меня чувство прямо-таки детского восторга, и ещё - атмосфера на официальном форуме игры. Пусть где-то пишут, что фанаты старых Disciples открещиваются от "третьих" и бегут от них, как от чумы, но лично я сейчас вижу, как вокруг Disciples 3 образовывается свой собственный преданный круг поклонников. Людей, которые закрывают глаза на "баги" и видят за ними очень красивую и самобытную игру. У третьих "дисов" есть уникальное лицо. Лицо молоденькой неопытной девушки, может быть Иноэль, а может быть, какой-нибудь эльфийской чаровницы, которая наследует седому ветерану-отцу и на которую вдруг обрушились все невзгоды и тяготы высокого происхождения. Не будем же к ней строги, друзья! :)
И да - я отнюдь не собираюсь делать Disciples 3 рекламу. Уж точно не тому изданию, что вышло на прилавки месяц назад. Если хотите получить от игры только положительные впечатления, не отвлекаясь на мелкие неровности, подождите, пока её не отладят и не доделают. Я лишь написал всё это, потому что мне игра понравилась и плевать на мнение других. Я запустил её уже после прочтения рецензии на АГ.ру и после того, как отговаривали друзья. И не пожалел.
P.S. > А ещё, не знаю, как вам, лично у меня вызвал умиление новогодний баннер на сайте разработчиков.
[показать]
P.P.S. > Прилагаю к посту арты юнитов из Disciples 3 (.PNG, .JPG) и пару музыкальных треков из игры. Надеюсь, они вам понравятся.
Арты и музыка
P.P.P.S. > Несколько ссылок, представляющих интерес по теме.
- Копилка ссылок на информацию о Disciples 3 на официальном форуме
- Блог Петра Сальникова
- Статья на Dni.ru
- Оригинал пресловутого ответа "Акеллы" на рецензию AG.ru
- Открытое письмо "Акеллы" к AG.ru
- Собственно, рецензия на AG.ru
- Рецензия на Gamestar.ru
P.P.P.P.S. > Прежде чем писать сюда новые негативно-возмущённые комментарии, учтите, пожалуйста, одну вещь. Я никак не связан ни с какими игровыми или рекламными компаниями или журналами, а вы находитесь всего лишь в личном независимом блоге. Соответственно, всё, что вы прочитали выше - личное мнение одного-единственного человека. Учли? Спасибо за понимание. - Lanjane.