• Авторизация


Как бороться со страстями? 10-06-2011 14:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


купить футболку я люблю Диму
Страсти, подобно добродетелям, также связаны между собою, как «звенья одной цепи» (Исаак Нитрийский), и одна порождает другую. Их насчитывается восемь: в генетической последовательности это чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. В патриотической аскетике главное внимание обращается не на внешнее проявление греха, не на его отдельные случаи, а на их причину, т. е. укоренившиеся в душе пороки и страсти, или болезнь души и скрытое внутреннее состояние греха. Проф. Зарин предлагает нам в современных терминах и понятиях учение Св. Отцов о психологии страсти и борьбе с нею. Передадим это в кратких словах.



1. Помысел – исходный момент возникновения страсти, сосредоточение, существенный центральный элемент этого психического состояния. Сущность борьбы подвижника сводится к борьбе с помыслами. Св. Отцы-аскеты насчитывают до 7 стадий развития или нарастания страсти. Первый толчок к началу психического явления, которое может окончиться страстью, называется «приражение», или «прилог».



Это есть представление какого-нибудь предмета или действия, соответствующего одной из порочных наклонностей человека. Этот прилог под действием внешних впечатлений, или связи с психической работой памяти, или воображения по законам ассоциации входит в сферу сознания человека.

Этот первый момент происходит помимо воли человека, вопреки его желанию, без его участия, по законам психической их неизбежности «самопроизвольно» и считается поэтому «невинным», или безстрастным и не вменяется в грех, если не вызывается «блужданием» мысли, и если не допущен сознательно и добровольно, и если человек не относится к нему безпечно. Это пробный камень для испытания нашей воли, куда она склонится, в сторону добродетели или порока. В этом выборе и проявляется свобода человеческой воли.



2. На «прилог» откликается ЧУВСТВО, которое отвечает на вторгнувшееся в сознание впечатление или представление: «любовью», или «ненавистью» (сочувствием, или несочувствием). Это самый важный момент, от которого зависит судьба помысла: остаться или уйти. Только появление помысла в сознании не зависит от воли человека. Если же он не отвергнут и поэтому задерживается, то это признак того, что в природе данного человека он находит сродную почву, что уже выражается в СОЧУВСТВИИ человека к помыслу. Сочувствие же привлекает ВНИМАНИЕ, и помысл растет и раскрывается в целую мечтательную картину, заполняет всю сферу сознания, вытесняя все другие впечатления и мысли.



Внимание потому медлит на помысле, что человек испытывает чувство УДОВОЛЬСТВИЯ. Этот охарактеризованный нами 2-й момент называется СОДРУЖЕНИЕ или СОЧЕТАНИЕ. Ефрем Сирин так определяет его: «Свободное принятие помысла и как бы занятие им и соединенное с удовольствием собеседование с ним».



На современном психологическом языке это означает, что 2-й момент развития помысла заключается в следующем: внимание останавливается исключительно на возникшем впечатлении или представлении, которое и служит толчком или поводом к развитию целой ассоциации представлений, доставляющих человеку чувство удовольствия от предвкушения наслаждения предметом впечатления или представления.



Чтобы порвать нить этой ассоциации и освободить от нее сознание и прекратить чувство наслаждения, необходимо ОТВЛЕЧЕНИЕ внимания напряжением воли, – активная и твердая решимость человека оттолкнуться от картины греха и более на ней не останавливаться и к ней не возвращаться.



3. В противном случае, при отсутствии волевого оттолкновения, наступает 3-й момент, когда уже сама воля увлекается все более и более помыслом, СКЛОНЯЕТСЯ к нему, в результате образуется решимость на самом деле осуществить то, о чем говорит помысел, и удовольствие чего он уже с наслаждением предвкушает.

Тогда равновесие духовной жизни уже окончательно нарушается, вся душа всецело отдается помыслу и СТРЕМИТСЯ привести его в исполнение, с целью пережить наслаждение еще более интенсивное. Таким образом, 3-й момент характеризуется СКЛОНЕНИЕМ ВОЛИ к объекту помысла, СОГЛАСИЕМ и РЕШИМОСТЬЮ от приятных мечтаний перейти к деятельности с намерением осуществить их.



Следовательно, в 3-м моменте вся воля отдается помыслу, поступает в его распоряжение для осуществления развившихся из его мечтаний планов. Этот момент называется СОСЛОЖЕНИЕМ, СОИЗВОЛЕНИЕМ и есть ИЗЪЯВЛЕНИЕ СОГЛАСИЯ на страсть, внушенную помыслом (Ефрем Сирин), или СОГЛАСИЕ ДУШИ с представившимся помыслом, соединенное с услаждением (Иоанн Лествичник). Это состояние уже «приближается к делу и уподобляется ему» (Ефрем Сирии). Назревает волевая РЕШИМОСТЬ достигнуть осуществления объекта страстного помысла всеми средствами, которые в распоряжении человека. В принципе удовлетворение страсти решено. Грех в намерении уже совершен. Остается только фактическое удовлетворение возникшего и созревшего страстного греховного желания.



4. Но иногда перед тем, как состоялось окончательное решение человека перейти к этому последнему моменту, а иногда даже и после такого решения, человек переживает БОРЬБУ между страстным влечением и противоположными наклонностями своей природы.



5. Впрочем, последний психический момент неустойчивого колебания воли между противоположными влечениями имеет место только тогда, когда в душе еще не успел образоваться «НАВЫК», именно «дурной навык», к помыслу, пока греховная склонность еще не проникла глубоко в природу человека, не сделалась свойством, постоянным качеством его характера, привычной стихией его настроения, когда уже человек постоянно думает и мечтает о предмете страстного позыва, пока еще не образовалась окончательно страсть.



6. В страсти же человек или совсем без борьбы, или почти без борьбы, бурно, стремительно, охотно отдается делу удовлетворения страсти. Он уже утрачивает господствующую, руководящую и контролирующую власть волевой способности над отдельными влечениями и потребностями волевой природы. Уже не воля господствует над страстным влечением, а это последнее над волею, насильственно увлекая за собою всю душу, заставляя всю ее мыслительную и активную энергию сосредоточиться на предмете страсти. Это состояние называется ПЛЕНЕНИЕМ. Это момент полного развития страсти, состояние души совершенно окрепшее, раскрывающее всю свою энергию до крайних пределов.







«Учение Св. Отцов о психологии страсти и борьбе с нею».

Я сейчас нахожусь: Украина
Мой настрой: Отличное!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как бороться со страстями? | eminemna - Дневник eminemna | Лента друзей eminemna / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»