Оценка физиологического развития зубочелюстной системы, основные признаки патологии, мероприятия по профилактике и коррекции ее у детей в различные возрастные периоды.
Возраст | Показатели физиологического развития челюстей и зубов | Признаки отклонений | Мероприятия по первичной профилактике и лечению |
до 3-х мес. | 1. Беззубый рот (выражены зубные валики). Альвеолярные отростки челюстей имеют полукруглую форму. Нижняя челюсть находится позади верхней на расстоянии до 1,5 см. | 1. Зубные валики на альвеолярных отростках не выражены. Определяются: -пороки развития (расщелина губы, альвеолярных отростков, неба), -врожденные аномалии развития челюстей (изменение размеров). | 1. Направление на консультацию к стоматологу. Cпециализированное лечение. |
2. Язык в покое свободно располагается за челюстными валиками. | 2.1. Язык располагается между челюстями, губы полуоткрыты. 2.2. Аномалии прикрепления уздечек языка. | 2. Консультация стоматолога. | |
3. Сформирован рефлекс сосания. Глотание свободное. | 3. Нарушение функции сосания (не берет грудь, медленно и мало сосет). Проглатывание молока не совпадает с его поступлением в рот. | 3. Обеспечение правильной техники кормления: - полный захват соска при естественном вскармливании, - применение упругой соски с маленьким отверстием при искусственном вскармливании и докорме. | |
4. Дыхание не затруднено (спит с закрытым ртом) | 4. Дыхание через рот. Во время сна рот открыт. | 4. Консультация ЛОР-врача и стоматолога. | |
5. Отсутствие вредных привычек. | 5. Появляются признаки вредных привычек (сосание языка, губ, пальцев, пустышки и т. д. ). | 5. Выявление и устранение вредных привычек. Дозированное применение пустышки (не более10-15 мин): - после кормления в случае насыщения пищей, при продолжении действия сосательного рефлекса, - детям с повышенной возбудимостью перед засыпанием. | |
6. Лицо симметрично. Кожные покровы лица, шеи чистые. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, влажная. | 6. Любые нарушения формы и симметрии лица, гемангиомы, лимфангиомы, врожденные свищи (на губе, шее), предушные и дермоидные кисты, кисты шеи, ретенционные кисты слюнных желез. Синдром Робена. Молочница. | 6. Наблюдение и специализированное лечение у стоматолога. | |
3-6 мес. | 1. Сосание активное. | 1. Сосание вялое. | 1. Применение упругой соски с маленьким отверстием. |
2. Дыхание через нос свободное. | 2. Затруднено носовое дыхание. Рот открыт. | 2. Консультация ЛОР-врача и стоматолога. | |
3. Синдром прорезывания зубов (слюноотделение, зуд в области десен, насморк, возможно реактивное повышение температуры и др. ). 3.1. Прорезались два нижних резца к 6-ти месяцам. 3.2. Зубы белые, блестящие. | 3.1. Отсутствие зубов на нижней челюсти к 6-ти месяцам. 3.2. Изменение цвета прорезавшихся зубов. | 3.1. Консультация стоматолога. 3.2. При синдроме прорезывания массаж десен с помощью пальца матери, резинового кольца. 3.3. Обучение матери гигиене полости рта ребенка. 3.4. Ограничение приема подслащенной пищи. | |
4. Нижняя челюсть перемещается вперед до нейтрального положения. | 4. Несоответствие размеров верхней и нижней челюсти. | 4.1. Соблюдение техники докорма и прикорма: - дозированное пользование пустышкой с тенденцией к его ограничению; - пользование ложкой при употреблении сока, пюре, яичного желтка и др. 4.2. Консультация стоматолога. | |
5. Кончик языка располагается за челюстями (зубами). | 5. Кончик языка располагается между челюстями (зубами). | 5. Консультация стоматолога. | |
6. Вредные привычки отсутствуют. | 6. Формируются вредные привычки. | 6.1. Консультация стоматолога. 6.2. Выявление и устранение вредных привычек. | |
6-9 мес. | 1.1. Угасает функция сосания. 1.2. Активно вводится прикорм. 1.3. Кормление с помощью ложки, пьет из чашки. 1.4. Формируется функция жевания. | 1.1. Функция жевания не формируется. 1.2. Не пользуется ложкой и чашкой. | 1. Для формирования функции жевания включение в меню пищи густой консистенции с использованием ложки. |
2.1. К 9 мес. прорезались 2-4 резца на нижней и 2-4 на верхней челюсти. 2.2. Зубы белые блестящие. | 2.1. Отсутствие зубов к 9-ти месяцам. 2.2. Нарушение сроков, последовательности и места их прорезывания. 2.3. Изменение цвета прорезавшихся зубов. | 2.1. Совместно со стоматологом назначение фторосодержащих препаратов («Витафтор»), реминерализующей терапии. 2.2. Гигиенический уход за полостью рта ребенка. 2.3. Ограничение употребления пищи богатой углеводами. | |
3. Свободное носовое дыхание. | 3.1. Затруднено носовое дыхание. 3.2. Спит и бодрствует с открытым ртом. | 3. Консультация ЛОР-врача и стоматолога. | |
4. Язык располагается за зубами. | 4. Язык располагается между зубами. | 4.1. Консультация стоматолога. 4.2. Устранение вредных привычек. | |
5. Отсутствие вредных привычек. | 5. Вредные привычки (сосание пальцев, посторонних предметов, языка, губы, сосательные движения вне кормления). | 5.1. Консультация стоматолога. 5.2. Устранение вредных привычек. | |
9-12 мес. | 1.1. Функция сосания угасла. 1.2. Функция жевания активизируется. | 1.1. Сохранение функции сосания. 1.2. Функция жевания формируется вяло. | 1.1. Исключение питания с помощью соски. 1.2. Обучение методике правильного пережевывания пищи: при жевании рот закрыт, губы сомкнуты, пища равномерно распределяется во рту. |
2.1. Мышцы губ не напряжены. 2.2. Нижняя челюсть переместилась вперед до контакта нижних резцов с верхними, верхние зубы несколько перекрывают нижние. 2.3. Кончик языка находится за зубами, его боковые поверхности спокойно располагаются в области альвеолярных отростков. | 2.1. Язык в покое располагается между зубами (зубы не сомкнуты). 2.2. Неполное смыкание губ. | 2. Консультация стоматолога. | |
3. Дыхание через нос свободное. | 3.1. Затруднено носовое дыхание. 3.2. Спит с открытым ртом. | 3. Консультация ЛОР-врача и стоматолога. | |
4.1. К 12 месяцам прорезываются все центральные и боковые резцы на нижней и верхней челюсти. 4.2. Зубы блестящие, белые, гладкие. | 4.1. Отсутствие одного или нескольких зубов, нарушение сроков, последовательности и места прорезывания. 4.2. Изменение цвета зубов. | 4.1. Консультация стоматолога. 4.2. Обучение матери приемам чистки зубов ребенка. 4.3. Использование средств профилактики кариеса (ремтерапия и др). | |
5. Вредные привычки отсутствуют. | 5. Вредные привычки (сосание пальцев, губы, посторонних предметов, пустышки, прием пищи с помощью соски) закреплены и сочетаются с аномалиями положения зубов и формы челюсти. | 5.1. Консультация стоматолога. 5.2. Устранение вредных привычек. | |
1-2 года | 1.1. Прорезываются клыки и первые временные моляры. 54 53 52 51 61 62 63 64 | 1.1. Отсутствие одного или нескольких зубов, нарушение сроков, последовательности и места прорезывания. 1.2. Изменение цвета зубов. 1.3. Наличие кариозных зубов. | 1.1. Консультация стоматолога. 1.2. Регулярная гигиена полости рта ребенка. Обучение ребенка навыкам чистки зубов - к 2 годам. 1.3. Использование средств профилактики кариеса (реминерализующая терапия и др.). 1.4. Наблюдение и лечение у врача-стоматолога. |
2. Вредные привычки отсутствуют. Остальные признаки аналогичны предыдущему возрасту (9-12мес. ) | 2. Вредные привычки, в т. ч. прокладывание языка между зубами, прикусывание губы, щеки и др. | 2.1. Консультация стоматолога. 2.2. Устранение вредных привычек. | |
2-3 года | 1.1. Прорезываются все 20 зубов временного прикуса к 3 годам. 55 54 53 52 51 61 62 63 64 65 | 1.1. Нарушение сроков, последовательности и места прорезывания зубов. 1.2. Врожденные пороки развития зубов. 1.3. Изменение цвета зубов. 1.4. Кариес зубов, осложненные формы кариеса. | 1.1. Консультация стоматолога. 1.2. Обучение навыкам чистки зубов. 1.3. Использование средств профилактики кариеса (ремтерапия и др. ). 1.4. Своевременная санация полости рта. 1.5. Исключение бесконтрольного употребления сладостей. 1.6. Ограничение употребления углеводов |
2.1. Отсутствие вредных привычек. 2.2. Правильное соотношение челюстей: - нижняя челюсть находится позади верхней; - верхние зубы перекрывают нижние на 1/3; - контакт между зубами-антагонистами на всем протяжении. | 2.1. Вредные привычки. 2.2. Неправильный прикус: - дистальный (чрезмерное выстояние верхней челюсти); - глубокий прикус (верхние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 высоты коронок); - мезиальный (чрезмерное выстояние нижней челюсти); - открытый прикус (отсутствие контакта между верхними и нижними зубами). | 2. 1 Консультация и наблюдение у врача-ортодонта. 2.2. Устранение вредных привычек. | |
3. Дыхание носовое, губы сомкнуты. | 3.1. Носовое дыхание затруднено. 3.2. Спит с открытым ртом. | 3. Консультация ЛОР-врача и стоматолога. | |
4. Ест самостоятельно с ложки, пьет из чашки, развиты навыки самостоятельного приема густой пищи. | 4. Навыки самостоятельного приема пищи не развиты. | 4. Выработка навыков самостоятельного приема пищи. | |
5. Ребенок чистит зубы под контролем родителей. | 5. Неудовлетворительная гигиена полости рта. | 5.1. Регулярный гигиенический уход за полостью рта ребенка родителями. 5.2. Обучение ребенка навыкам гигиены полости рта. | |
6. Слизистая полости рта бледно-розового цвета, влажная. | 6. Стоматиты, в т. ч. герпетической природы. | 6. Специализированное лечение у стоматолога и педиатра. | |
3-6 лет | 1.1. Появление диастем и трем (промежутков между молочными зубами). 1.2. Прорезывание первых постоянных моляров на нижней, а затем на верхней челюстях к 6-ти годам. 16 55 54 53 52 51 61 62 63 64 65 26 | 1.1. Отсутствие диастем и трем. 1.2. Отсутствие постоянных зубов, нарушение сроков, последовательности и места прорезывания. | 1.1. Консультация стоматолога. 1.2. При прорезывании первых постоянных моляров - герметизация фиссур с целью профилактики кариеса. |
2.1. Эмаль зубов белого цвета, блестящая, целостность коронок зубов сохранена. 2.2. Контакт между зубами-антагонистами на всем протяжении. | 2.1. Врожденные пороки развития зубов. 2.2. Изменение цвета эмали, кариес и его осложнения. | 2.1. Консультация стоматолога. 2.2. Использование средств проф-ки (ремтерапия, фторид натрия, «Кальцинова» и др. ). 2.3. Сбалансированное питание, включение в рацион продуктов с повышенным содержанием кальция, фосфора. 2.4. Санация полости рта. | |
3. Целостность зубного ряда. | 3. Раннее удаление одного или нескольких зубов временного прикуса. | 3. Направление к врачу-ортодонту для проведения заместительного протезирования с целью предупреждения челюстно-лицевых деформаций. | |
4. Отсутствие вредных привычек и аномалий прикуса. | 4.1. Наличие сформировавшихся вредных привычек. 4.2. Аномалии прикуса. | 4. Наблюдение и лечение у врача-ортодонта. | |
5.1. Ребенок чистит зубы под контролем родителей. 5.2. Oстальные признаки аналогичны предыдущему возрасту (2-3 года). | 5. Неудовлетворительная гигиена полости рта. | 5. Санпросветработа с родителями, воспитателями ДДУ, педагогами с целью закрепления гигиенических навыков по уходу за полостью рта. | |
6-12 лет | 1. Смена всех временных зубов постоянными, кроме клыков (к 12 -13 годам)16 15 14 53 12 11 21 22 63 24 25 26 | 1.1. Задержка смены временных зубов, отсутствие одного или нескольких постоянных зубов. 1.2. Нарушение прикрепления уздечек верхней и нижней губ, языка. | 1. Консультация стоматолога. |
2.1. Эмаль зубов белого цвета, блестящая, целостность коронок зубов сохранена. 2.2. Контакт между зубами-антагонистами на всем протяжении. | 2.1. Изменение цвета эмали, нарушение формы коронки зуба. 2.2. Врожденные пороки развития зубов. 2.3. Кариес и его осложнения. | 2.1. Консультация стоматолога. 2.2. Использование средств проф-ки (ремтерапия, эндогенное назначение преператов кальция, витаминов, герметизация фиссур). 2.3. Санация полости рта. 2.4. Сбалансированное питание с включением продуктов с повышенным содержанием кальция, фосфора и ограничением углеводов при высокой интенсивности кариеса | |
3. К 11-12 годам у ребенка вырабатываются устойчивые навыки гигиены полости рта. | 3.1. Неудовлетворительная гигиена полости рта. 3.2. Наличие зубных отложений. | 3.1. Санпросветработа с родителями, воспитателями ДДУ, педагогами с целью закрепления гигиенических навыков. 3.2. Проведение профессиональной чистки зубов стоматологом. | |
4. Отсутствие вредных привычек, аномалий развития зубов, аномалий прикуса. | 4.1. Наличие вредных привычек. 4.2. Аномалии формы, положения, размеров зубов. 4.3. Нарушение прикуса. | 4. Наблюдение и лечение у врача-ортодонта. | |
5. Отсутствие заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта. | 5. Рецидивирующий афтозный стоматит. Гингивит. Хейлит. Заеды. | 5.1. Исследование функции ЖКТ и иммунного статуса при рецидивирующих воспалительных процессах полости рта. 5.2. Назначение общеукрепляющих средств. 5.3. Наблюдение и лечение у стоматолога. | |
12-17 лет | 1. Сформирован постоянный прикус (28 зубов)17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 | 1.1. Задержка смены временных зубов, отсутствие одного или нескольких постоянных зубов. 1.2. Нарушение прикрепления уздечек верхней и нижней губ, языка. | 1. Консультация стоматолога. |
2. Эмаль зубов белого цвета, блестящая, без дефектов. | 2.1. Изменение цвета эмали, нарушение формы коронки зуба. 2.2. Кариес и его осложнения. | 2.1. Профилактические мероприятия. 2.2. Сбалансированное питание. 2.3. Санация полости рта. | |
3.1. Контакт между зубами-антагонистами на всем протяжении. 3.2. Передние верхние зубы перекрывают нижние на 1/3 их длины. 3.3. Кончик языка в спокойном состоянии располагается за передними верхними зубами. 3.4. Губы сомкнуты. 3.5. Вредные привычки отсутствуют. | 3.1. Наличие сформированных устойчивых вредных привычек. 3.2. Патология прикуса. | 3. Наблюдение и лечение у врача-ортодонта. | |
4. Отсутствие заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта. | 4. Гингивит. Пародонтит. Стоматит. Хейлит. Заеды. | 4.1. Клиническое и лабораторное обследование при наличии упорных воспалительных, язвенных процессов полости рта с целью исключения специфических процессов. 4.2. Специализированное лечение у стоматолога. | |
5. Целостность зубного ряда | 5.1. Отсутствие одного или нескольких зубов. 5.2. Травматические повреждения зубов и челюстей. | 5. Специализированное лечение у стоматолога, в т. ч протезирование. | |
6. Выработаны устойчивые навыки гигиены полости рта. | 6.1. Неудовлетворительная гигиена полости рта. 6.2. Наличие зубных отложений. | 6.1. Рациональная гигиена полости рта с использованием профилактических, лечебных (по показаниям) зубных паст, зубных нитей (флоссов), ополаскивателей полости рта. 6.2. Профессиональная чистка зубов стоматологом. |
В истории развития ребенка с 6 месяцев должна быть отметка о рекомендациях по профилактике кариеса, челюстно-лицевых деформаций, об обязательном посещении детского стоматолога. Во время последующих посещений педиатра и комнаты здорового ребенка необходимо контролировать эту часть лечебно-профилактической работы.
Педиатром с целью профилактики кариеса по показаниям могут быть назначены препараты, содержащие фтор. Специфическая первичная профилактика кариеса в значительной мере основана на эндо- и экзогенном воздействии фтора на твердые ткани зуба в период первичной и вторичной минерализации, т. е. до прорезывания зубов и после их прорезывания. Препараты фтора способствуют интенсивному включению кальция в твердые ткани зуба, фтор обладает бактерицидным действием, тормозит ферментативную активность микроорганизмов.
Эндогенное введение фтора должно проводиться с учетом концентрации его в питьевой воде.
«Витафтор» - комбинированный препарат, в 1 мл которого содержится натрия фторида 0,1 мг, витамина А – 600 МЕ, витамина Д2 – 80 МЕ, вит. С – 12 мг. Назначается при сниженном содержании фтора в питьевой воде (ниже 0,8-1,0 мг/л) для улучшения внутричелюстной минерализации зубов всем детям, имеющим факторы риска, а также детям с диагностированными пороками твердых тканей зубов. Препарат можно назначать с 6-8 месяцев по 1 капле на 1 кг массы тела ребенка в течение 150-180 дней в году, а для детей от года до 6 лет – по 1/2 чайной ложки, в 7-14 лет – по 1 чайной ложке в течение 30 дней с перерывом в 2 недели. Препарат назначают ежедневно внутрь через 10-15 минут после еды или во время еды 1 раз в день. Рекомендуют проводить 4-6 курсов в год с перерывом на летние месяцы и периоды болезни ребенка. Нельзя назначать «Витафтор» в зонах с повышенной концентрацией фтора в питьевой воде, при симптомах А и Д – гипервитаминоза, при диатезе, при дискинезии кишечника. Стоматолог, назначая препарат, согласовывает свое назначение с педиатром с целью коррекции дозы витаминов А и Д.
«Видехол» или витамин Дз, регулирует обмен кальция и фосфора, назначается с года жизни ребенка по одному курсу (1,5 месяца) в год.
Возрастные группы | Суточная доза Вит. Дз (МЕ) | Доза «Видехола» | |
0,125% р-р | 0,25% р-р | ||
До 3-х лет 4-7 лет 8-11 лет 12-15 лет | 2000 3000 4000 5000 | 4 капли (2+2) 6 капель (3+3) 8 капель (4+4) 10 капель (5+5) | 2 капли (1+1) 3 капли (2+1) 4 капли (2+2) 5 капель (3+2) |
При применении «Видехола» следует обязательно соблюдать общеукрепляющий режим, режим рационального сбалансированного питания, дополнительно вводить препараты вит. А, С, гр. В.
В любом возрасте педиатр направляет к стоматологу ребенка в случае обнаружения у него новообразований и свищей челюстно-лицевой области, асимметрии лица, ограничения открывания рта, «щелканья» в височно-нижнечелюстном суставе, стойкого лимфаденита, кандидоза.
Назначения, являющиеся компетенцией стоматолога, также как и проведение специальных методов обследования, профилактики и лечения будет проводить детский стоматолог.