Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Вздрагивает или моргает при резком звуке | 0 мес |
Прислушивается к звуку колокольчика. | 1 мес |
Прислушивается к звуку погремушки | 2 мес |
Прислушивается к голосу взрослого | 2 мес |
Улыбается, когда слышит голос взрослого | 2 мес |
Замирает при появлении нового звука на фоне других. | 2,5 мес |
Прислушивается к музыке. | 3 мес |
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. | 3 мес |
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). | 3 мес |
Выделяет любимую музыку | 4 мес |
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. | 4 мес |
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха | 4 мес |
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет | 4 мес |
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. | 4 мес |
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого | 5 мес |
Смотрит внимательно на объект, издающий звук. | 5 мес |
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. | 6 мес |
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). | 6 мес |
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам | 6 мес |
Смеется в ответ на некоторые звуки | 6 мес |
В положении сидя поворачивается к источнику звука. | 7 мес |
Пытается воспроизвести "мелодию" услышанной речи | 7 мес |
Интересуется предметами, производящими звук. | 8 мес |
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки | 9 мес |
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой | 10 мес |
Замирает, когда ему говорят "нельзя", "подожди" и т.п | 10 мес |
Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши) | 11 мес |
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. | 11 мес |
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов ("мама", "папа", "баба"...). | 1 год |
Начинает "танцевать" при звуках музыки. | 1 год 2 мес |
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. | 1 год 2 мес |
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. | 1 год 2 мес |
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, "причесывает", "качает" или "кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят. | 1 год 4 мес |
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). | 1 год 4 мес |
Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. | 1 год 4 мес |
Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали | 1 год 4 мес |
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. | 1 год 6 мес |
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). | 1 год 6 мес |
Любит играть со взрослым в "голоса животных" (например: "Как коровка мычит?" - "My-у-у"). | 1 год 6 мес |
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. | 2 года |
Понимает 100 слов и более. | 2 года 3 мес |
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). | 2 года 3 мес |
Пытается петь | 2 года 6 мес |
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов) | 3 года |