Дневник развития ребенка от рождения до трех лет
Содержание
ЗрениеЗрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия. Благодаря различению света и темноты человек подстраивает свои биоритмы под световые ритмы природы. Различая день и ночь, организм устанавливает режим сна и бодрствования. Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы (" люди ", " деревья " и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д. Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной "видеотеки". Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством зрительного восприятия, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например - слуховыми и т.д.
В первые 1,5 месяца зрительные образы не возникают, т.е. предметное зрение отсутствует. Двухмесячный ребенок может сохранять образы одни сутки. Трехмесячный - около недели, шестимесячный - около двух недель, годовалый - около месяца, двухгодовалый - несколько месяцев, трех-, четырехгодовалый - несколько лет. Поэтому большинство людей помнит события из своей жизни начиная с возраста 3-4 лет.
Наблюдая за поведением ребенка, мы можем судить о том, насколько хорошо он видит. Однако более точное измерение основных зрительных функций проводит окулист.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Сужение зрачка при освещении. | 0 мес |
Смотрит на источник света. | 1 мес |
Фиксирует взгляд на лице взрослого. | 1 мес |
Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. | 1 мес |
Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. | 1,5 мес |
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. | 2 мес |
Предпочитает смотреть на новые предметы | 2 мес |
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. | 2 мес |
Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. | 2 мес |
Улыбается, увидев что-то знакомое. | 3 мес |
Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. | 3 мес |
Рассматривает предметы в комнате. | 3 мес |
Смотрит на свою руку | 3 мес |
Смотрит на предмет, который держит в руке. | 3 мес |
Больше улыбается, когда видит мать, чем других. | 3,5 мес |
Предпочитает объемные игрушки | 4 мес |
Моргает при быстром приближении предмета. | 4 мес |
Смотрит на свое отражение в зеркале. | 5 мес |
Узнает бутылочку (и/или грудь). | 5 мес |
Реагирует на маску | 5 мес |
Рассматривает окружение на улице | 6 мес |
Выбирает взглядом любимую игрушку. | 6 мес |
В новом месте - осматривается, может быть испуган. | 6 мес |
Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого | 6 мес |
Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см | 8 мес |
Отличает "своих" от "чужих" по внешнему виду. | 8 мес |
Следит за игрой в мяч | 9 мес |
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами | 1 год |
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. | 1 год |
Понимает 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.). | 1 год 1 мес |
Обходит высокие препятствия при ходьбе. | 1 год 2 мес |
Подражает увиденным действиям взрослого | 1 год 3 мес |
Узнает себя и близких на фотографиях | 1 год 4 мес |
Показывает несколько названных предметов или картинок. | 1 год 4 мес |
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. | 1 год 4 мес |
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки ...). | 1 год 6 мес |
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки | 1 год 6 мес |
Узнает свои вещи, одежду | 2 года |
Подбирает парные картинки или игрушки к указанной. | 2 года |
Подбирает предмет к его рисунку. | 2 года 6 мес |
Знает 2-4 основных цвета. | 3 года |
Узнает предмет по рисунку его характерной части | 3 года |