Много на Руси святых мест, но попав в Костомаровские пещеры, забываешь о заботах и тревогах. Здесь прикасаешься душой к вечности… Православные паломники, побывавшие в окрестностях Иерусалима, находят сходство вида этих святых мест с причудливыми выходами меловых отложений у села Костомарово Подгоренского района Воронежской области.
Не случайно один из подвижников Костомаровской обители — отец Андрей — называл ее Новым Иерусалимом, хотя, вероятно, он вкладывал в эти слова не столько географический, сколько духовный смысл.
История Костомаровского пещерного монастыря уходит корнями в далекое прошлое, поражающее нас глубиной телесного и духовного подвига православных подвижников.
Сам подвиг пещеростроительства и проживания в подземельях был широко распространен на Русской земле. На территории одной лишь современной Воронежской области сейчас насчитывается около 40 пещер, использовавшихся как храмы и как место жития православных подвижников. Этот подвиг уходит своими корнями в далекое прошлое.
Во все времена устроение пещер был достаточно трудоемким делом. Большинство пещер в Донском регионе вырублено в меломергелевых породах. Эти породы лишь на первый взгляд кажутся легко податливыми, а стоит взяться за кирку, и это впечатление быстро рассеивается.
Так взрослый мужчина в час может произвести выработку, составляющую всего лишь около 0,04 м3-0,05 м3, таким образом, пользуясь только одной киркой, без других инструментов за 8 часов работы можно вырубить не более полкуба мела.
Что же заставляло православных аскетов браться за столь тяжелую работу, строя с мирской точки зрения мало пригодные для жизни лабиринты, характеризующиеся повышенной влажностью? Это, прежде всего, следование древней восточной традиции, где в условиях жаркого климата и безлесных пустынь жизнь в пещере была достаточно комфортной и стремление к тишине подземных лабиринтов, где ничто не отвлекает внимание от непрестанной молитвы.
Зародившись достаточно рано, донское пещеростроительство пережило не одну вековую страницу. Последний наиболее массовый всплеск строительства подземелий приходится на XIX столетие.
В этот период пещеры строились простыми верующими, в основном из крестьянского сословия, в подражание подвигу древних отцов. Видя рядом заброшенные пещеры и представляя всю полноту их величия на примере известной и почитаемой тогда Киево-Печерской Лавры, устроители этих пещер стремились продолжить дело их первоначальных создателей.
Столь ревностное отношение православных к устройству пещер объяснялось еще и твердой уверенностью, что труд строительства пещер - это труд, который наиболее угоден Богу. Окрестное население не только почитало старые пещеры, но и активно помогало создавать новые.
Обычно пещеры начинали строиться в одиночку, и лишь затем к ним стекались другие люди. При этом пещеростроители не уходили в раскол, не становились сектантами, а продолжали сохранять связь с приходскими храмами и священниками. Вероятно, именно таким образом сформировалась одна из общин в Костомаровских пещерах в XIX в. Старожилы с. Костомарово также поведали, что, по рассказам их дедов и прадедов, пещеры строились очень давно, в ночное время. Строили их люди, одетые в «плащи и колпаки». Они выносили мел к входу в пещеру (ныне Спасский пещерный храм), а утром местные жители его убирали.
Представители власти, подобно тому, как это происходило и в других местах в XIX в., неоднократно заваливали пещеры, опасаясь распространения здесь мошенничества и раскола. Но, несмотря ни на что, их продолжали строить вновь.
Имеется даже предание, что в пещерах подвизались в XIX веке монахи-затворники, тщательно старавшиеся скрыть от всех свой подвиг. С народом близко они не общались. Все необходимое они получали через посредника.
В XX веке начинается строительство пещерного храма преподобного Серафима Саровского (предположительно в год его канонизации - в 1903 г.). Строительство храма было остановлено после революции 1917 года и последовавших гонений на Церковь, а в 30-х годах XX века костомаровская община верующих официально закрывается. Новый этап духовный жизни Костомаровской обители наступил в 40-50-е гг. XX в. В это трудное для Церкви время была зарегистрирована государством община верующих при Спасской церкви, и в пещерном храме появился постоянный священник. К сожалению, хрущевские гонения на церковь не минули и Костомаровскую общину, и в 1959 году она прекратила свое существование.
Но Господь поругаем не бывает, и вот теперь, после долгих лет забвения, мы являемся свидетелями восстановления Костомаровских пещер и возведения здесь Спасского женского епархиального монастыря. (с)