История скейтбординга
Наверное, каждый уважающий себя скейтер хотя бы раз задавался вопросом, откуда берет свои корни скейтбординг в его нынешнем обличии. Уверены, что историю про то, как серферы, которые во время штиля на море, от нечего делать шли кататься на досках, к которым они привинчивали колеса, вы уже знаете.Но дотошные ученые выяснили, что скейтбординг начинает свою история аж с начала 20-го века, когда была сделана первая пленка с записью нечто похожего на скейтборд. Тогда скейтбординг больше представлял собой катание на Skooter?s (самокатах) с металлическими колесами, количество которых колебалось от 2-х до 4-х. Конструкция не позволяла поворачивать и делать какие-либо трюки. Все это придумали простые парни из Калифорнии, которым не хватало свободы действий. Еще в 30х-40х годах дети приделывали ролики к доскам по принципу 2-по-4 — попробуй покатайся так по перилам. И лишь в 1950-х годах появились первые доски с системой подвесок, позволяющей маневрировать…
Возникновение
Зародился скейтбординг в Калифорнии, США в пятидесятых годах прошлого века. А уже в 1959 году в продаже появился первый скейтборд Roller Derby. Он отдаленно напоминал то, что в наше время мы привыкли называть доской. Сходство было лишь в наличии колес и деки, которая в то время представляла собой обычную доску без загибов. Скейтбордингом заинтересовались многие подростки, воспринимавшие «доску с колесами» только как средство передвижения. Они ездили на скейтах в школу, на пляж и т.п. Уметь нужно было немного — всего лишь устойчиво стоять на доске и объезжать препятствия. Первый, кто принял всерьез новомодное течение молодежной культуры — это Лари Стивенсон (Larry Stevenson), значившийся в то время в журнале Surf Guide. Именно он в шестидесятых начал активно продвигать новоиспеченный вид спорта в массы.
В 1963 году компанией Makaha был сконструирован первый профессиональный скейтборд. Именно это послужило толчком для проведения соревнований по скейтбордингу среди подростков.
Первые соревнования прошли на Pier Avenue около обычной школы в Hermosa, Калифорния. Начали появляться скейтборд-команды. Самой известной в то время были «Super surfer skateboard team», они показывали невероятные по тем временам вещи: езду на руках, прыжки с бордюров.
Скейтбординг постепенно набирал обороты, и в 1964 году появился первый журнал о скейте «Skateboarder», который был основан ребятами из журнала «Surfer». В этом же году была образована первая скейтборд компания — Hobie skateboards, которую основал Хоби Альтер (Hobie Alter), в прошлом звезда серфинга. Он первый стал пропагандировать катание на улицах городов. Середина шестидесятых — это пик популярности скейтбординга. За три года компанией Makaha было продано более 50 миллионов досок. В каждом калифорнийском городе можно было увидеть подростка со скейтом.
На смену волне популярности пришла волна спада. По неизвестным причинам все последующие 8 лет скейтбординг был заметен лишь в маленьких американских городах на западном побережье.
Второе возрождение
Второе возрождение скейтбординга относят к 1974 году. Это связано с усовершенствованием технологий производства деки и подвесок. Компании Bennet и Tracker сконструировали новый тип подвесок, позволяющих заниматься скейтбордингом более профессионально. Появились идеи по усовершенствованию подшипников и подвесок, благодаря которым можно было делать грайнды. Стали использоваться полиуретановые колеса.
Журнал Skateboarder открывает Америке таких райдеров, как Брюс Логан (Bruce Logan), Расс Ховелл (Russ Howell), Стеси Перальта (Stacy Peralta), Том Симс (Tom Sims) и Грэг Вивер (Gregg Weaver). Многие из них в дальнейшем основали свои компании, такие как Vision/Sims и Powell Peralta. Теперь каждый скейтер хотел кататься как они и быть таким же известным.
В 1976 году во Флориде был построен первый профессиональный скейтпарк, что дало возможность кататься на доске в любую погоду. Примерно в это же время обретает популярность Street Style, тоесть уличный стиль катания. Доски стали более широкими, что позволило скейтерам делать трюки легче и стабильнее. Становиться все больше и больше различных трюков, и вследствие этого проявляется больший интерес к катанию.
В конце семидесятых в США грянул кризис недвижимости, и сотни домов и бассейнов оказались заброшенными. Для катания на доске эти бассейны были очень удобны, потому что имели округлые стенки. Так зародился новый стиль Pool Skating, т.е. катание в бассейне, чуть позже начали строить рампы, которые дали начало верт-скейтбордингу (катание в рампе).
Потом наступил переломный момент в истории скейтборда, который навсегда отделил скейт от серфа. В самом конце 70х парнишка из Флориды по имени Алан «Олли» Гелфанд изобрел новый трюк — вскоре его назовут «олли». Он щелкал тэйлом о землю и подпрыгивал, скользя при этом передней ногой по доске. Он перепрыгивал через несдвигаемые объекты, такие как лавки и стенки. Зачем заниматься серфом на асфальте, когда можно летать?
Возможно, это открытие и привело к тому, что скейтборд умер во второй раз. Боясь постоянных калечений и следующих за этим судебных процессов, городские управления стали запрещать скейтбординг на улицах. В некоторых местах скейт даже стал противозаконным. Произошел огромный наплыв скейтеров в парки. Но перед парками тоже стал вопрос о правопорядке. К середине 80-х в Калифорнии, родине скейтборда, были закрыты все парки.
И после всего этого опять затишье… Скейтбординг начал сдавать позиции, по всей видимости, из-за появившихся тогда BMX и роликов. Закрылись многие скейт-парки и скейтборд-компании…
Скетбординг в 80-х
В 1981 году журнал Thrasher опубликовал статью о небольших скейтбордистских соревнованиях с денежными призами. Это и послужило поводом для очередного возрождения скейтбординга. Годом позже Тони Хок (Tony Hawk) выигрывает свои первые соревнования в Del Mar Skate Ranch. В дальнейшем он стал чемпионом мира в вертикальном скейтбординге, а сейчас является живой легендой. Он придумал множество трюков, некоторые из которых и по сей день может выполнить только он.
1983 год подарил Америке один из самых популярных журналов о скейтборде «Transworld Skateboarding». Впервые на журнал такого рода можно было оформить подписку. В 1984 году скейтборд компания Powell Peralta выпустила первое скейтборд видео «Bones Brigade».
В середине восьмидесятых появляется обувь и одежда для скейтбординга Airwalk, Vans, Vision/Sims, Santa Cruz. Теперь скейтеры одевались в одежду с логотипами скейтерских брендов и катались в специально сконструированной для скейтбординга обуви.
К концу 80-ых многие скейтеры, начали покидать своих спонсоров, для того, чтобы открыть свои собственные компании. Одним из первых таких людей был Стив Рокко (Steve Rocco), основавший World Industries. Именно Стив и несколько его друзей дали начало «новой школе» скейтбординга, основанной на олли, флипах и техничных трюках.
Четвертая волна
В начале 90-ых опять пришла волна неудач и экономического кризиса, в результате которого многие мелкие компании просто загнулись.
В 1992 году появился ещё один скейтбордистский журнал — Big Brother, известный своей неординарной подачей материала читателям и статьями типа «Как совершить самоубийство»
В 1995 мир захлестнула четвёртая и последняя волна популярности, которая продолжается по сей день. Тогда же и были организованы Экстремальные Игры (Extreme Games).
Сейчас волна скейтбординга захлестнула весь мир и скейт становиться одним из самых популярных экстремальных видов спорта.
Скетбординг в СССР и России
В отличие от Штатов скейтбординг в СССР появился только в начале 80-х. До 90-х он просуществовал в виде слалома. Огромное влияние на развитие движения в стране советов осуществила демонстрация в кинотеатрах американских фильмов про скейтеров: «Достигая невозможного» и «Столкновение». После этого начался бум.
Несколько военных заводов переквалифицировались выпускать скейты. Проводились какие-то соревнования, типа Кубка Союза. Скейтом стали увлекаться в крупных городах — в Питере, Саратове, Риге, Севастополе, Ялте. Примерно в это время Москву посетила команда про-скейтеров «THRASHER». Американцы показали настоящее искусство катания на досках, а на прощание подарили свое оборудование русским друзьям. Очень скоро это оборудование пришло в негодность, но появились умельцы, которые сами начали делать доски, похожие на фирменные, а самые сложные детали отливались нелегально на оборонных предприятиях из ворованных материалов…
Однако информация также плохо просачивалась из-за рубежа. Поэтому популярность скейтбординга постепенно сошла на «нет» к середине 90-х.
Второе пришествие началось в 96 — 97-ом году, когда у молодежи появилась реальная возможность ездить за границу. Тогда в Санкт-Петербурге и Саратове даже появились федерации скейтбординга, которые стали инициаторами проведения отечественных соревнований.
А скачок роста популярности произошел только в последние годы, когда открылись несколько скейтшопов.
Но скейтбординг в России требует серьезных вложений в строительство летних и зимних скейт-парков, что поможет скейтерам тренироваться круглый год…
Скейтборды
Если вы решили приобрести скейтборд, то Вам нужно быть в курсе из чего он собран и сделан. Это важно знать, что бы Вас ни обманули при покупке или же что бы самому собрать скейтборд. Скейтборды состоят из нескольких компонентов. Важно правильно выбрать компоненты для катания. Эти компоненты имеют технические различия для различных типов местности и стилей катания. По существу, скейтборды содержат следующие компоненты:
1. BOARD, DECK — доска, изготавливаемая из ламинированного клёна. У деки особая форма, она согнута поперёк, а также загнуты ноус и тейл (перед и зад). У стандартной деки 7 слоёв дерева, могут быть и 6, 8, 9 (под заказ). Все слои проклеиваются и спрессовываются. Так же низ деки может быть покрыт пластиковым слоем (а может и не быть). С верху на деку наклеивают наждак. Деки различаются по размеру и длине (длина доски колеблется от 31 до 33 дюймов).
2. TRUCKS — подвески — металлические компоненты, которые вкручиваются на нижнюю часть деки болтами. К подвескам прикрепляются колеса. Подвески используются для поворота и регулируются, чтобы поворачивать на разных скоростях и градусах. Так же важно что бы втулки не были слишком мягкими.
3. WHEELS — колеса из уретанового композита. Диаметр до 55 мм. Так же колёса бывают разной жесткости и какие выбрать решать Вам. Мягкие колёса смягчают удары и не такие скользкие, как жесткие, но быстрее теряют скорость. Колёса устанавливаются на подвести и закрепляются гайками. В каждом колесе по два подшипника. Подшипники тоже могут быть разными.
4. RISERS PADS — подкладки под подвески. Они нужны для того, что бы колеса не задевали доску при поворотах и, что бы не треснула база.
5. GRIPTAPE — наждачная бумага с одной стороны, с другой липкая поверхность. Обычно черного цвета, но бывают цветная. Используется для покрытия всей доски, чтобы помочь делать трюки скейтеру.
6. HANGER — часть подвески. Это часть подвески большего всего страдает от разрушения. На ней происходят все грайнды. Внутри нее находятся ось, на которой держатся колеса.
7. BASEPLATE — нижняя часть подвески, которая крепится к доске болтами через четыре просверленных отверстия. Также есть место для центрального болта и отверстия для хэнгера.
8. AXLE — ось, либо металлический прут, на который накручиваются гайки, чтобы закрепить колеса, проходит под hanger.
9. KINGPIN — центральный болт. Это болт который держит хенгер, платформу и амортизаторы вместе на вашей подвеске. Самая ломающаяся часть скейтбордa и одна из самых дешевых. Еще дешевле будет, если вы купите его в магазине стройматериалов.
10. BEARING — подшипник, либо часть скейтборда, отвечающая за движение. По два подшипника вставляются в каждое колесо, они прикрепляются к подвескам с гайками. Втулка между подшипиниками распределяет нагрузку. Подшипники бывают разного уровня (от ABEC1 до ABEC7).
11. CUSHION — резиновые компоненты на подвесках. Надеты на центральный болт. Обеспечивает регулирование и смягчает приземление. Можно купить в различной цветовой гамме и жесткости. На подвеску надо 2 амортизатора, выглядят в виде конусов с отверстием для центрального болта.
12. SPACER — втулка, помещенная во внутрь колеса между двумя подшипниками. Увеличивает срок службы подшипника.
13. AXLE NUT — гайка на ось подвески. На подвеску нужно 2 гайки.
14. AXLE WASHERS — шайбы на ось подвески. На подвеску нужно 4 шайбы.
15. TRUCKBOLTS — болты на подвески, их 4 штуки на каждую подвеску. Нужны для того, чтобы закрепить подвески к доске.
Выбираем доску
Как театр начинается с вешалки, так и скейтбординг начинается с доски. Итак, приступим. Я расскажу о нескольких ценовых категориях досок и о средних ценах на них, а также об их недостатках и достоинствах.
Самые дешевые.
В эту категорию попадают доски от питерских фирм MATRIX и NONSENSE, а также от китайской — HOLY. Единственное их достоинство — низкая стоимость. В среднем весь скейт обойдется в 1900-2000 наших тугриков. У дек неплохой щелчок, но он, к сожалению, имеет свойство исчезать после 2х недель катания.
Подвески от MATRIX сделаны на довольно высоком европейском уровне, но качество дек оставляет желать лучшего. Деки от MATRIX и NONSENSE делаются из березы. Да-да, из родимой русской березы. Главный ее недостаток — мягкость. В этом и кроется причина исчезновения щелчка через несколько недель. HOLY — ваще отдельный разговор. Колеса от этой фирмы славятся своей мягкостью (что значительно затрудняет катание на плохом асфальте, да на хорошем тоже), а большинство дек идет с «врожденным» фабричным дефектом. После совершения олли они просто раскалываются по линии одной из подвесок.
Средний класс.
Сюда можно отнести скейты американских (вроде бы) фирм Select и Killer Loop. Первая владеет торговыми марками Lost Angels, Vision, Menace, Shuvit, G&S и производит все — от колес до кошельков. Комплит от обеих фирм стоит от 2,5 т.р. до 3,5.
Деки KL и Select имеют хороший щелчок и делаются из клена. К сожалению, качество клея оставляет желать лучшего. Из-за плохого клея от хорошего щелчка через месяц не остается ничего. Дека превращается в полено 8).
Колеса фирмы Killer Loop плохо держат скорость, к сожалению (из-за чего я так и не понял). Подвески (что KL что Select) довольно быстро стираются до ведущей оси от грайндов по острым граням, поэтому их нельзя советовать тем, кто собирается осваивать эти трюки на гранитных плитах.
Фирменные доски.
Этот абзац можно было бы растянуть на несколько страниц, но не будем разводить демагогию. Хоть фирменные доски и стоят от 5000 рублей и выше за комплект, многие из них не «оправдывают оказанного им высокого доверия».
Возьмем ту же самую деку Santa Cruz, которая изготовлена по технологии Powerply с использованием клея Stiff Glue. Все это чушь собачья. Никогда не ведитесь на рекламные уловки. Санта ломается и слоится также легко как доски «среднего класса».
Однако, не все так плохо. Существуют и очень хорошие деки, которые действительно стоят тех денег, которые на них тратятся. Это деки Zero, Girl(Chocolate), Alien Workshop, Toy Machine, Blind, World Industries (хотя последние довольно часто слоятся).
Фирменные подвески стоят около 700-800 рублей за штуку и почти все они того стоят. Krux, Independent, Venture, Destructo — самые распространенные марки подвесок. Когда покупаете подвески (если собираете доску сами) обратите внимание на их вес, а также толщину металла.
В последнее время очень распространены облегченные (Light weight) подвесы. Если есть возможность — берите именно такие. Цены на колеса «ведущих производителей» колеблются от 200 до 300 рублей за штуку. Самые распространенные в России (но это не значит лучшие) — Bullet и Speed Wheels. Они довольно жесткие, хорошо держат скорость, медленно стираются. Но есть колеса еще лучше. Zero, Girl, Blind — их нелегко достать у нас в стране, поэтому они не пользуются популярностью.
Нормальная доска от хорошего производителя стоит в России примерно 170-200$. Конечно вы можете кататься на дешевых досках и компонентах, но такая доска не надежна и опасна.
Собираем сами
Если ты дока в разного рода технических вопросах и решишь все-таки покупать скейтборд так сказать по частям, то, конечно флаг тебе в руки и отвертку. Остается только предупредить: хорошие доски, колеса, подвески, тапки стоят очень дорого…
Приличные доски делают из клена, похуже из березы. Главный недостаток досок из березы в том, что они мягкие. Эти доски дешевле. Обычно доски покрывают сликом (Slick) — это дополнительный пластиковый слои, который накладывается к низу доски. Слик нужен для того, чтобы доска лучше скользила на гранях и перилах. Доски со сликом немного тяжелее обычных и дороже, но они и прочнее.
Если ты ничего не понимаешь в скейтбордах, то для начала проще купить сразу комплект, это принесет вам меньше хлопот по выбору и отдашь меньше денег. Обычно скейтеры со стажем покупают все по отдельности, т.к. он подбирает каждую часть скейтборда под себя.
При покупке подвесок обрати внимание на их вес и на толщину металла. Желательно брать подвески полегче. Ширина подвески должна быть чуть меньше ширины доски, чтобы колеса на подвеске не вылезали из-за доски.
Колеса делятся на жесткие и мягкие. Жесткость обозначается буквой А. Самые жесткие колеса — это 101А. Такие колеса хорошо управляемы и держат высокую скорость. Мягкие (95А и ниже) — хороши для плохого асфальта, скорость у таких колес меньше и стачиваются они быстрее. Выбирать лучше всего средние колеса. В начале 90-х катались на колесах диаметром 40 мм, сейчас катаются на колесах диаметром примерно 55 мм.
И немного о подшипниках. Они могут быть любыми. Самые известные — Speed Demons и Steel Panthers (вроде так). На самом деле марка не так важна для подшипника, гораздо важнее — маркировка. Я видел только ABEC 1, 3 и 5, хотя мне говорили об ABEC 7. Как ты уже понял, чем больше ABEC, тем лучше (больше скорость вращения колеса). 1-й можно смело выбросить в окно — это полное дерьмо. Покупать нужно только 3-й или 5-й ABEC-и. От себя могу сказать — Roces на 5-й ABEC это просто самолет 8).
Обувь и амуниция
Обувь для катания на скейтборде должна быть прочная, т.к. поверхность доски покрыта «наждачкой». Поэтому скейтерская обувь снабжена несколькими слоями защиты. Эти слои особенно важны в месте олли-пэд (этим местом обуви вы тянете доску при исполнении трюка олли, которое лежит в основе большинства трюков в скейтборде). Фирм, производящих скейтбордическую обувь, много. Но надо запомнить одно — вечных тапок не существует, какие бы они дорогие и хорошие не были…
Мало в каком другом виде спорта и отдыха ваша обувка имеет настолько важное значение. Вокруг производства скейтовой обуви за несколько десятилетий разрослась настоящая индустрия, состоящая из множества фирм, обороты некоторых из которых достигают десятков миллионов долларов. Более того, скейтовые кеды давно обошли по популярности сами скейты. В России, например, насчитывается 5-6 тысяч скейтеров, а скейтовых тапок покупают более 100 тысяч пар.
И об амуниции. Очень часто перед скейтером встает вопрос: надевать ли защиту при катании. Если ты уверенно стоишь на скейте, то можно не надевать. Но если ты выбираешь для катания рампу, то пренебрегать защитным снаряжением не стоит.
Как купить поддержанный скейтборд с рук
а) Не должно быть никаких трещин. Деки обычно трескаются/ломаются либо по подвескам, либо посередине. Некоторые барыги заклеивают трещины наклейками (стикерсами) или замазывают их краской, поэтому всегда внимательно осматривайте поверхность доски на наличие трещин.
б) Не должно быть расслоений деки. Как известно, скейтборд деки делают на фабрике, спрессовывая семь (иногда шесть) слоев кленового шпона, пропитанные клеем. Так вот, по причине заводского брака или неправильного хранения товара в магазине, некоторые деки лопаются , и склеенные слои расходятся. А расслоившаяся дека сломается быстрее — она не такая гибкая и упругая. Если же расслоение произошло в области носа или тейла — щелчок деки будет значительно хуже.
в) Не должно быть винта . Деки, которые слишком долго провалялись в магазине или дома у незадачливого скейтера, постепенно начинают терять свою первоначальную форму и перекручиваться ( винтиться ), колесо или даже пара колес может болтаться в воздухе. Такой скейтборд хуже контролируется райдером, возникает неприятное ощущение неустойчивости во время катания. Винт определяется визуально, доска вытягивается в горизонтальной плоскости на линии глаз и внимательно отслеживается: стоят ли подвески на одном уровне, не перекручена ли дека.
г) Нос и тейл доски не должны быть слишком стертыми, концы деки должны иметь дугообразные очертания, а не напоминать квадрат.
д) Дека не должна быть раздолбанной в крошки либо сильно деформированной, раздутой. Такое случается частенько, когда скейтер осваивает какой-то новый трюк, который у него никак не получается, и постоянно бьется доской по одному и тому же месту.
P.S. Степень потертости днища деки не является фактором, играющим роль при покупке деки.
Уход за скейтом
Скейтборд иногда нуждается в уходе. Болты расслабляются. Компоненты изнашиваются. Вы должны хоть изредка следить за вашей доской и проверять все ли нормально, чтобы избегать любых бесполезных травм. Тратьте хотя бы пять минут, чтобы удостовериться, что ваша доска готова для тренировок или пять месяцев в койке без катания, из-за того что вы элементарно не следили за вашим скейтбордом, и не замечали, что ваши колеса сильно стерлись…
Деки
Деки в основном сделаны из 7-ми слоев клена, склееныx и спрессованных вместе. Даже лучшие деки могут иметь проблемы от больших нагрузок, чем доска может выдержать. Я видел деки, изготовленные из альтернативных материалов, но ничто не сравнимо с хорошей декой из клена. Если вы уже долго катаетесь, дека постепенно изнашивается и нуждается в замене. Видимые трещины — ничего не обычного, но если ваша дека ужасно сломана через несколько слоев или отклеились слои, это время покупать новую деку. Деки берут на себя очень большую нагрузку при катании, поэтому ее приходиться менять чаще, чем другие части.
Шкурка
Шкурку надо чистить, когда она становиться очень грязной. Чистить шкурку рекомендуется щеткой и небольшим количеством воды. К сожалению, шкурку почти невозможно удалить с деки, так что она не может быть заменена. Не переусердствуйте с водой. Очень сухо вытрите деку полотенцем, и положите под солнце, чтобы сохнула.
Болты
Болты постепенно расслабляются от всякой тряски и ударов, при исполнении разных трюков. Проверяйте, чтобы болты сидели плотно.
Трюки
Современный скейтбординг, как Вы уже знаете, делится на несколько видов: верт (катание в рампе), стрит (уличное катание), катание в мини рампе и пул скейтинг (катание в бассейне). Для каждого вида существует своя техника, свои трюки. Наиболее технически сложный вид — верт, не каждый начинающий скейтер рискнет, просто, съехать с четырех- пятиметрового отвесного края рампы. Рампа — полтрубы, дорогое сооружение, есть не везде, поэтому верт является элитарным видом скейтбординга. Имена топ скейтеров, занимающих в этом виде верхние строчки, известны по всему миру. Это американцы Тони Хок (Tony Hawk), Энди Макдональд (Andy Macdonald), швейцарец Матиас Ринстром (Mathias Ringstrom). Матиас, например, снимался в рекламном ролике Sprite.
Стрит стиль наиболее доступен и популярен, основывается на преодолении всевозможных уличных препятствий (скамеек, бордюров, перил, ступенек, клумб, урн и т.д.) с помощью различных трюков.
Street-оборудование
Уличный рельеф состоит из ступеней и плоскостей: вертикальных (стены), горизонтальных (террасы, уступы, скамьи, парапеты), наклонных (съезды, опорные стены — крепиды, парапеты у лестниц, облицовка каналов и набережных). Наклонные плоскости могут иметь радиус закругления, на улице это редкость, но в скейт-парке большая часть оборудования делается с закруглением для мягкого заезда и образования центростремительной выталкивающей силы. Границы плоскостей образуют самые разнообразные грани, сюда же можно отнести перила, бордюры, рельсы. Клумбы, бочки, колонки пожарных кранов, автомобили и, безусловно, урны, а также собаки, кошки и самые невообразимые вещи, через которые выполняются прыжки, отнесем в разряд препятствия. Существуют еще бассейны (и близкие к ним блюдца, тарелки, каналы, канавы). Даже пустота имеет свой смысл, если находится между местом прыжка и местом приземления, например при перелете с крыши на крышу, со скалы на скалу. Такие штуки называются большие щели.
Так или иначе, все можно имитировать в скейт-парке, причем с повышением безопасности, облегчением техники и значительным усилением зрелищности трюка. Об этих трех вещах ты должен думать, выискивая чертежи в Интернете (а их там полно) и размещая заказ в мастерских или самостоятельно заколачивая гвозди. А пока немного теории…
Фанбоксы
Фанбоксы — сборные, обычно, сооружения из центрального горизонтального возвышения и радиусов, съездов (посадочных рамп — landing ramps) и перил или парапетов. Что-то вроде сцены, на которой все выкрутасы замечательно видны, вылеты высоки, но приземления безопаснее, чем просто на уличном рельефе.
Центральная часть фанбокса — стол высотой 60, 80. 100 или 120 см и делается как стол или сценический подиум. Кстати он сразу должен годится для исполнения танцев (брэйка, хип-хопа и прочего), показа моделей одежды, игр со зрителями и всякого такого. Один из приставных блоков нужен в виде стандартной лестницы. Минимальные размеры стола 2?3 метра. Чем они больше, тем спокойнее вылетать, а значит эффектнее будут трюки. Но все блоки должны нормально грузиться — так что для перевозного оборудования эти же размеры и максимальные, для одного блока, но их может быть сколько угодно. Свинчиваться они должны на болтах с гайками очень плотно. Вообще никакое оборудование не должно ни шататься, ни пружинить, ни стучать (это признак плохой опоры).
Итак, чертеж фанбокса делаете мелом на бетоне в натуральную величину, учитывая размеры фанеры или листового железа. Настил делают из двух слоев 10 мм фанеры на раме с ячейкой 50?50 или из доски 30мм + тонкая (0.8 мм) сталь или 5 мм фанера. Слабые материалы для стола и посадочных съездов не годятся — на них будут грохаться с большой высоты и вполне часто только на один ролик. Никаких сучков, никаких незагнутых гвоздей, ничего хлипкого. Сварная рама должна быть вся расперта диагоналями из арматуры. Деревянная из бруса 6?5 (минимум) на соединениях вполдерева и скреплена на шурупах рамными металлически уголками и напиленными из толстой фанеры треугольниками. Рама собирается отдельными трехметровыми , в качестве перекладин у которых вертикальные стойки длиной (для начинающих) 80 см минус толщина бруса сверху и снизу и минус толщина настила.
Сам по себе стол ни на что не годится. К нему привинчиваются выносы и косые съезды. Простейший конструкшн называется флайбокс(flaybox). Высота стола для начинающих оптимальна в 80 см, к нему приставлен вынос (той же высоты) с радиусом выгиба 2.8 м — это со стороны разгона (о разгонной горке чуть позже, но здесь она нужна высотой 120 см). С другой стороны так же очень плотно и намертво приставляется посадочный съезд (лэндинг рамп). С одного бока по всей длине грань можно оббить металлическим уголком. С другого проще приварить опять же по всей длине перила высотой 120 см, но они будут очень опасными, поэтому лучше или не делать их вообще или сделать их в виде парапета со стенкой и верхней плоскостью (шириной 30 см) полностью обшитыми прочной фанерой на каркасе.
Квадратный стол (1.5?1.5) со всех сторон окруженный косыми съездами, грани которых еще и сходятся, это уже пирамида (вообще-то усеченная). Все ее грани образуют тупые углы, поэтому через пирамиды делают очень высокие и сложные прыжки, флипы, вращения — падать на пирамиду относительно безопасно.
Прямоугольные бетонные или деревянные скамейки (banks) можно рассматривать как небольшие фанбоксы. На гранях сидений и спинок скользят, по сидениям прокатывают с всякими хватками (грэбами), можно перепрыгивать скамейки во всех направлениях. Единственное, чего не может быть на скамейке в экстрим-зоне — это всевозможных бабулек, собачников и алконавтов. Если вы уже приметили для себя скамейку, она должна быть бешено разукрашена и смачно натерта парафином, чтобы мысль о посиделках даже не тревожила никакие посадочные места. С той же тщательностью надо относиться к всевозможным бетонным парапетам и уступам, оказавшимся на территории скейт-парка.
Крокодил
Крокодил — это также самый простой фанбокс: малый трамплин, соединенный с наклонной плоскостью. Это значит, что вылетать с него на большой скорости не обязательно, можно просто перекатывать. Высота трамплина 30-40 см, длина наклонной плоскости — 2 метра, ширина всей конструкции не меньше 80 см. Общая длина (а рама должна быть цельная) вычисляется на чертеже, учитывая точный профиль трамплина. А вот это уже целая наука.
Перила
Перила (Rails), грани, трубы, рельсы и бордюры на улице бывают какие угодно, поэтому и вы можете лепить, что душе угодно. Общие требования такие: длина не меньше 3 метров, полная устойчивость и (неплохо +) «неукрадаемость» — это достигается простым приклеиванием на бетон. Кстати бетон делается тщательным перемешиванием цемента марки 400 — 2 больших совковых лопаты, речного (то есть несоленого на вкус, не морского) песка — 4 больших лопаты и мелкого или среднего щебня (окатанный гравий чуть хуже, но тоже пойдет) — 6 лопат. Пропорция вообще-то 1 к 2 к 3, но два-четыре-шесть — звучнее, а мешать реально легче как раз этот набор. Мешают все на сухую, без воды до полной однородности, потом понемногу добавляют воды и опять мешают до густоты сметаны, чтобы не растекалось, а расползалось.
Железнодорожная рельса просто откуда-нибудь очень дружно (недружно крупнотоннажный чугун вообще не одолеть) берется подсовыванием ломов или труб и укладывается на приготовленный вал из бетона крутого замеса (чтобы и расползался не очень). Сверху на бетон при всех работах сыпят чистый сухой цемент, а потом когда он впитывает влагу, его затирают до полной гладкости и красивости — это называется почему-то «железнение».
Теперь самое простое, но очень ответственное — нужны три дня отвратительной сырой погоды, или накрыть бетон и несколько раз в день поливать и так несколько дней. А еще не пускать собак и гадливых детишек топотать своими маленькими лапками по свежему бетону — вы еще только будете упоительно затирать последний краешек бетона, а какая-нибудь бодро бегущая тварь уже станет попирать особо дорогой вашей костенеющей пояснице беззащитно сырой и серенький кусочек.
Специальная сваренная из двухдюймовых труб скамейка в натуральную величину — это очень круто. Из труб делается передняя грань сидения и верх спинки, остальное (сплошной настил и обшивка спинки) из плоских полос или тонкого швеллера. Опять же эта скамейка не должна своим внешним размалеванным видом и обилием парафина внушать мысль о вкушении седалищного отдохновения.
В практике соревнований и западной торговли оборудованием выделяются несколько типов перил:
— GROUND HOGG (граунд хогг — боров) — низкая горизонтальная, длинная труба, поднятая на стойках на 20-30 см
— BRIDGE (бридж — мост) — поднятая на двух закругленных стойках труба (точнее большая скоба) с опорой еще на одну приваренную в центре ногу. Общая высота 40-60 см.
— SLANT (слант — косой) — наклонная труба, верхняя часть на закругленной стойке высотой 60-80 см, низ лежит на земле
— KINK (кинк — судорога, изгиб) сложная конструкция из высокого (на высоте 60-80 см) горизонтального участка длиной метра полтора-два, плавно переходящего в наклонную трубу и затем так же плавно в низкую горизонтальную длинную трубу.
Разгонки
Разгонки (разгонные горки — launchramps) — для соревнований в стритстайле нужна хорошая начальная скорость. Для этого примерно под углом в 30 градусов делают прямые съезды — здесь дешевле всего обойтись дюймовой (~ 25 мм) доской или тридцаткой (30) на поперечном каркасе и стойках из бруса 5?5 см (через 50-60 см). Все гвозди утапливаются в дерево и загибаются. Все соединения вполдерева и на уголках. Все прямоугольные ячейки рамы распираются диагоналями. Для начинающих оптимальна высота балкона в 120 см и метровые перила, чтобы отталкиваться дополнительно. Ширина балкона (60-80 см). В месте перехода к асфальту доски надо стесать снизу до остроты ножа, сверху еще оббить тонким металлом, фанерой или жестью, а когда они начнут заворачиваться еще и прибить их к асфальту дюбелями. Прямые разгонки делают до 3 м высотой, еще и перила ставят, но это для профи.
Самая замечательная разгонка — Эс-разгонка (S-профиль) — ее нижняя часть имеет вогнутый радиус, мягко переходящий в асфальт, а верхняя — выпуклый перекат, очень плавно переходящий в балкон. Средняя часть на высоких эс-разгонках может иметь достаточный долгий и страшный вертикальный участок. На S-разгонке происходит : вначале мощное отталкивание от верхних перил руками, затем на выпуклом перекате происходит замедление (с накоплением кинетической энергии), потом быстрое падение вниз на вертикали и еще более быстрое выпуливание на нижнем радиусе.
Трамплин
Трамплины (jampramps) и четвертушки (quoterpipes) — они вообще как корабли, каждый имеет свой характер и каждому следует давать при рождении свое имя. Радиус выгиба зависит от высоты задней стенки трамплина. Чем выше трамплин, тем более пологий радиус может он иметь. На малых трамплинах высотой 30-50 см радиус выгиба — 2.4 — 2.6 метра, на средних трамплинах или приставных радиусах к фанбоксам с высотой 60-80 см радиус задается в 2.7 — 2.9 метра, все, что выше делается с радиусом 3 или даже 3.2 метра. Понять, что такое радиус, можно только реально начертив его на асфальте или бетоне: просто берете рулетку, разматываете до отметки, скажем 2 метра 50 см, и один человек держит за один край (0 см) в центре круга, а второй, прижимая кусок мела к отметке 250 см, чертит им большую дугу. Рядом с ней надо начертить и дуги с другими радиусами. Потом хорошенько навести их краской — пусть живут вечно. К этим радиусам можно прикладывать всякие реальные штуки (доски или металлические уголки) или пририсовывать мелом гипотетические и весьма предположительные (но от этого ничуть не менее упоительные) конструкции. Их следует бессовестно расхваливать (если они твоего авторства) или беззаветно обливать грязью (все чужие). На самом деле кататься будут все, поэтому обсуждение каждого проекта должно быть основательным и нужны чертежи в натуральную величину.
На фанере или ДВП таким же человечьим надо сделать шаблон радиуса — две стороны шаблона должны давать прямой угол, третья сторона — лежащий на нем радиус. Пока вы еще не прочертили на прямоугольном куске фанеры радиус, этот самый кусок можно по всякому двигать, например, оставляя на короткой стороне ровно 30 см. радиус на длинную сторону так, чтобы он слился с ней в месте заезда, вы получаете точную длину трамплина. Собственно это и будет профиль (вид сбоку) трамплина или четвертушки. Прямо на шаблоне размечается положение вертикальных стоек и поперечин рамы. Нормальная ширина трамплина 1 м, минимальная 80 см, если лист фанеры имеет ширину 120 см — резать не стоит. Но при ширине листа в 154см, 50 или 60 см можно отрезать и пустить на заднюю стенку. Длину будущего настила определяют по шаблону шнуром — она значительно больше, чем просто прямая от верхней точки трамплина до его заезда. Нужно еще добавить 15-20 см на горизонтальную часть заезда.
Итак, имея шаблон боковых стенок и точное представление о настиле, можно делать раму — сварную или деревянную. Рассмотрим деревянную, делается она из бруса 4?6 или 5?5 см, соединение лучше шиповое или вполдерева (но тогда все укрепляется рамовыми уголками на шурупах). Соединения проклеиваются. Гвозди также обмакиваются в клей, шурупы (а их надо использовать чаще) тоже. Боковые стенки трамплина (радиусы) лучше делать цельными из толстой фанеры 14-20 мм или широкой доски-дюймовки (можно 30мм). Выпиливаются они по шаблону электролобзиком, насадкой-лобзиком на электродрель или простой правильно заточенной неширокой ножовкой. Рама уже без настила и задней стенки должна быть крепкой и жесткой (с диагоналями). Необыкновенно важным и для деревянных, и для металлических рам является то, что настил будет отгибать раму в месте заезда вниз — ломать и рвать дерево, срывать сварные швы, гнуть металл. Жесткость и прочность конструкции здесь должна быть удвоена. Листовая сталь 4 мм (никакая другая), как я уже говорил, укладывается на радиус просто с удовольствием под собственной тяжестью, каркас под нее нужен просто под швы, скажем 0.8?1м. Для дерева ребра жесткости нужны чаще — 40?50 или 30?80, например. Чтобы выгнуть фанеру, закрепляют вначале ее верхний край, а потом просто сидят на ней вдвоем и вкручивают шурупы — самое тяжелое в средней поперечине трамплина. Фанера нужна без сучков, лучше березовая. Толщина 10 мм самая оптимальная, у профи — два слоя 7 мм. Финская или судовая бакелитовая фанера притягивается к раме только на болтах с гайками и под большим грузом или с домкратами — это делается только в условиях хорошей мастерской с кран-балками. Дешевле всего для больших четвертушек делать настил из доски-дюймовки или тридцатки и для гладкости сверху оббивать тонким металлом или жестью. Только помните, что все неровности они сразу обтянут под утюжкой коньков.
Горизонтальная часть заезда — самая ответственная. Сталь 4 мм сама решает эту проблему, только надо оставить за рамой 20 см, они лягут на асфальт как надо. При дощатом настиле самое простое: последняя доска стесывается снизу по всей ширине четвертушки до остроты ножа, покрытие (пластик, ДВП, тонкая фанера, жесть или тонкий металл) выпускается на 20 см вперед на асфальт. Потом правда, оно будет все равно задираться, придется его к асфальту прикручивать на дюбелях: сверлить дыры глубиной 7 см, вбивать деревянные пробки и в них вкручивать шурупы с широкими шляпками или, вставляя широкие шайбы. Самое надежное на больших четвертушках с фанерным настилом жестко приварить в месте заезда полосу металла 4-6 мм толщиной. Она стачивается электроточилом снизу до той же остроты ножа. При перевозке и переноске как раз этим местом нельзя ронять ее на ноги. И опять до той же остроты и только снизу стачивается фанерный заезд трамплина. Для крепости его сразу же надо пропитать эпоксидной смолой или водостойким клеем (на худой конец ПВА) и обтянуть тканью, лучше джинсой, можно просто бинтом. Снизу под задней стенкой трамплин обувают в галошки — прибивают резиновые тормозные накладки (смотри выше).
Покраска готового изделия не только приятная, но необходимая вещь. Низ рамы красится обязательно для защиты от гнили или ржавчины. Настил из металла (любого) красится только по краям, остальное заполируют пятыми точками роллеры. Крашеная фанера становится водостойкой и скоростной. Скорость на отфугованных и покрашенных досках значительно возрастает. Теперь можно давать конструкшену имя. Это делается, чтобы избежать путаницы при погрузке, при судействе, при разработке программ показаловок, при обучении и т.д. Когда на площадке больше двадцати тыкать в каждую пальцем просто глупо.
Тем не менее, дадим основные группы оборудования с радиусами (кстати, везде вогнутые участки скейт-оборудования называют transition — транзишн):
— трамплин (jampramp) — выгнутая наклонная плоскость (ramp — склон) с высотой задней стенки от 30 до 80 см. Соотношение длины и высоты делают трамплины или выносящими вперед (условно прыжок в длину) или выносящими вверх (прыжки в высоту — это уже одна из конкуренций). Трамплины для сальто — отдельная вещь (начинающим, кстати, не самая нужная). Для продвинутых можно передрать размеры трамплина ROCES
— спайн (spineramp) — симметричный встречный высокий трамплин с выносом вверх, каждый из радиусов вверху заканчивается тонкой трубой, между ними оставляется щель.
— четвертушка (quoterpipe) — выгнутая наклонная плоскость с горизонтальной площадкой (балконом) на высоте от 120 см до 250 см (длина такая же — отсюда и название) и шириной от 1.9 до 3.7 м, достаточной для приземления с вращениями после высоких вылетов и достаточно долгих скольжений на отбиве (коупинге, трубе) в месте, где рампа переходит в балкон. Балкон широкий (60 -100 см) и с перилами (на высоте 1 м) для ограждения
— вынос (take off ramp — тейк офф рамп) - нечто среднее между четвертушкой и трамплином; позволяет и прыгать вперед (высота — от 30 до 120 см — значительно меньше длины) и делать рамповые трюки, например с разворотами на плоскости (ширина 60 -120 см), балкон узкий (30-60 см) без трубы
—локоть (hip) — четвертушка без балкона, но с трубой или двумя наверху, и с шириной заезда значительно большей, чем длина боковой стенки. Служит для трюков после вылета и приставляется под разными углами к прыжковым рампам.
— заезд на стену — четвертушка, у которой высота значительно больше длины боковой стенки. Отбив с балконом может находиться на высоте 2 м и больше или просто переходит в вертикальный участок стены, где катаются на высоте около 5 м
— полтрубы (halfpipe), просто рампа, верт (vert) — это две четвертушки c вертикальными участками, связанные между собой внизу плоскостью (flat bottom) длиной 3.5 — 4.5 м. Ширина — не меньше 3 м. Естественно, по верху рампы есть отбивы из труб в 1.5 — 2.5 дюйма (они выступают из транзишн и балкона на одну треть) и широкие балконы с перилами для ограждения. Сейчас в моде сложные формы коупинга, например, с полукруглым выступом. Рампы разной высоты могут комбинироваться через спайн такого же радиуса или перекат. Вверху рампа может иметь разгонную горку или участок с увеличенной вертикалью. Могут быть замкнутые конструкции из трех рамп для движения по кругу и т.д. Самая бешеная фантазия у Тони Хока, построившего на арене для боя быков в Мадриде нечто со всеми новомодными штуками, да еще и с fullpipe (полной трубой) диаметром 3 метра
— минирампа (если употребляется в единственном числе) — это полтрубы высотой 2.5 м, то есть без вертикальных участков, все размеры рампы и смысл трюков почти те же, но не так опасно.
Тротуар
Тротуар — простейший из так называемых фанбоксов (funbox — ящик для забав, для баловства). Горизонтальная плоскость, то есть настил с металлическим, фанерным или дощатым покрытие на высоте 15-40 см над землей на ножках или на каркасе. Ширина тротуара для спокойного проезда одного человека от 80 см, лучше 1м, можно больше, если он к чему-то широкому будет представляться. Длина не меньше 2 метров. На одном из краев тротуара по всей длине можно пустить бордюр (рельсу или швелер), верхняя грань, которого поднята относительно тротуара еще на 20 — 30 см. Вместо бордюра может быть наклонная труба с большей высотой в 50-60 см и меньшей в 20-30.
Кстати второй край тротуара также по всей длине — это тоже полноценная грань. По ширине тротуара с одной стороны можно сделать заезд и даже с радиусом. Вторая оставляется без съезда для трюков с соскоком. Тротуар должен быть тяжелым и не ерзать, когда по нему скользят. В то же время 3-4 роллера должны спокойно его перемещать и устанавливать, например в наклонном положении, опирая на скамейки или парапеты.
Для верности снизу все конструкшены (особенно легкие перильца и трамплины) обуваются в галошки или презики (кому как нравится). Делаются они из обрезков шланга (не гладкого с продольной насечкой), естественно обрезки надо еще продольно разрезать и раскрыть. На металлические они привязываются проволокой, к деревянным прибиваются гвоздями с расправленном виде. Насечка располагается поперек возможным смещениям.
Травмы и их лечение
Если ты даже самый крутой скейтер на планете, то всё равно тебе нужно несколько попыток, чтобы сделать трюк. Некоторые попытки заканчиваются хорошо, некоторые не очень, а третие — совсем плохо. Ты можешь сделать трюк, можешь его не выполнить и вовремя спрыгнуть с доски, а можешь и упасть. Конечный результат — это целый набор падений, простирающийся на всю твою скейтбордическую карьеру. Рассмотрим несколько типичных видов падений и способов их излечения.
1) падения или попадания скейта в область паха, т.е. яиц. (для девушек не так страшно)
— происходят из-за неверных вращений доски или при попадании яйцами на трубу
— боль адская
2) падения мордой в асфальт (мрамор) и скольжение по нему (face grind)
— происходит из-за неправильных приземлений
— надо промыть ссадины, если не блюешь, то сотрясения нет, и можешь дальше кататься (если сможешь)
3) попадание доски в голень
— происходит при неправильной закрутке доски
— боль ослепительная, но постепенно проходит
4) падения на локти
— происходит при вылетании доски из под тебя вперед
— не болит, если больше на него не падать
5) падение на бедро
— происходит при выпадении доски из под тебя или при соскакивании с грани
— иногда распухает и долго проходит
— если в кармане что-то есть, например ключи, то боль еще сильней
6) падение кувырком
— происходит из-за плохого покрытия
— хорошо сглаживает силу удара
7) вывихи и растяжения
— происходят из-за неверных движений и приземлений
— требуют перерыва из-за адской боли.
Скейтбординг-спонсорство
Не секрет, что для некоторых, именно получение спонсорства и надежда зарабатывать деньги занимаясь скейтбордингом, становятся смыслом катания и стимулом для дальнейшего прогресса. Итак, читайте далее о том, как и когда появилось спонсорство, о разновидностях этого явления и о том, нужно ли считать спонсорство целью катания..
Идея предоставлять известным скейтерам бесплатный инвентарь для катания в обмен на рекламу и популяризацию их бренда появилась в Америке в начале 80-ых годов прошлого века. Именно тогда, пока ещё немногочисленные производители досок и скейтовых кед, поняли, что скейт-звезда первой величины, катающаяся на их досках и кедах действует на начинающих скейтеров гораздо лучше многостраничной рекламы в журналах.
Вскоре появились первые команды про-райдеров, которым бесплатно давали деки, кеды, колёса, оплачивали поездки по стране. До конца 80-ых про-райдерами были единицы, все скейтеры знали их в лицо, их боготворили, старались во всём им подражать. Стать одним из избранных и подписать контракт с известной фирмой было крайне сложно, на одно место претендовали по несколько сот человек.
В начале 90-ых с наступлением скейтбордического бума ситуация изменилась. Появлялись всё новые компании, а они, в свою очередь, начинали спонсировать новых людей. На данный момент только в США разного рода спонсорскими контрактами со скейтшопами, производителями досок, одежды, обуви связано несколько тысяч скейтеров. Соответственно, получить спонсорство стало значительно проще, чем в 80-ых. Вот что об этой ситуации говорит мега-звезда верт-скейтинга, про-райдер DC Дэни Вэй (Danny Way): «Раньше по всей Америке было не больше 20 про-райдеров и их все знали в лицо, не то, что сейчас. Ты можешь прокататься целый день с каким-нибудь скейтером и только потом узнать, что он про. Порой удивляешься за что этот скейтер получил спонсорство.»
Существует 3 основных разновидности спонсорских контрактов:
FLOW-team («Флоу», флоу-скейтер)
Если ты являешься талантливым скейтером, и представители определённой фирмы считают, что тебя ждёт большое будущее, то тебе, вероятнее всего предложат стать членом flow-team. На данном этапе твой спонсор продаёт тебе всё необходимое для катания либо по себестоимости, либо даже дешевле. Короче говоря, твоё увлечение начинает обходится тебе или твоим родителям гораздо дешевле.
AMATEUR-team («Эмоутер», «Эм», любитель)
Если твой уровень будет продолжать рости в геометрической прогрессии, то следующим этапом для тебя станет членство в так называемой команды любителей (amateur team). Это уже полноценное спонсорство, весь скейт-инвентарь предоставляется тебе бесплатно, а твоё имя печатается в журналах наравне с профиками. Большинство американских и практически все российские спонсируемые скейтеры являются как раз любителями или, как говорят американцы, эмоутерами.
PRO-team («Про», профессионал)
Верхом карьеры любого скейтера является достижение статуса про-райдера. Фактически про-райдером может называть себя только тот, для кого скейтебординг уже является работой, у кого выходит про-модель с его именем, а он получает определённый процент с продаж своей про-модели, помимо обычной зарплаты. Только на этой стадии спонсорства можно реально зарабатывать себе на жизнь скейтбордингом, но чтобы достичь её, надо практически полностью посвятить несколько лет катанию.
Как же получить спонсорство?
Существует несколько путей ведущих к получению спонсорства.
1. Выступление на соревнованиях
Первый путь получить спонсорство — это успешно выступить на соревнованиях. Если ты стабильно занимаешь высокие места, а твоё имя практически всегда в первой пятёрке, то на тебя рано или поздно обратят внимание. Командные менеджеры различных скейтшопов и скейтбордических фирм практически всегда в курсе, кто победил на последних соревнованиях. Если после этого твои успехи не пойдут на спад, то считай, что спонсорский контракт у тебя в кармане.
2. Отснять свой профайл
Следующий путь — это отправить своему предполагаемому спонсору кассету с так называемым Sponsor me video или «Я так круто катаюсь, что хочу спонсорства!». Ты снимаешь свои лучшие трюки, монтируешь их и записываешь на кассету. Если командный менеджер сочтёт твой уровень достаточно высоким, а фирма в этот момент будет нуждаться в новом райдере, то также весьма вероятно, что ты попадёшь в команду и получишь спонсорство.
3. Стать известным
В принципе, если ты действительно круто катаешься, а твои новые трюки обсуждаются многими скейтерами, то тебя могут пригласить в команду и без участия в соревнованиях или sponsor me video, но такой способ часто требует длительного времени и далеко не всегда даёт результат. Так что лучше воспользоваться одним из или даже обоими первыми способами.
4. Знакомство
Помимо всех перечисленных способов, существует также возможность получения спонсорства через близкое знакомство с тем, кого любо уже спонсируют, либо с представителем какого-нибудь бренда. Наверняка, если твой папа откроет скейтшоп, то ты сразу же получишь от него спонсорство.
Ну и под конец, хотелось бы сказать, что получить спонсорство действительно сложно. Известно, что среди начинающих скейтеров бытует мысль о том, что после того, как они разучат с десяток базовых трюков, их просто обязаны начать спонсировать. Это далеко не так. Практически у всех сегодняшних про-райдеров на получение первого спонсорского контракта уходил далеко не один год изнурительных тренировок. Конечно, к получению спонсорства можно, и, наверное, даже нужно стремится, но не надо делать это основной целью катания.
Скейтбординг и бизнес
Очень популярные молодежные обувные компании (начинавшие как производители кед для скейтбординга) DCSHOECOUSA, Vans уже практически в спину дышат спортивным монстрам Nike и Adidas . Те, в свою очередь, пытаются прорваться на новый прибыльный рынок, выпуская серию скейтовой обуви. Adidas привлекает в свою команду как старых, культовых скейтеров, так и перспективную молодежь для рекламирования своей продукции. Сейчас все носят шмотки с символикой компаний, выпускающих скейтборд продукцию. Томми Хилфигер, Ливайс выпустили линию одежды для скейтеров. Особенно тесно связан скейтбординг с хип-хоп культурой. Wu-tang Clan разработали скейтборды со своей символикой. Coca-Cola, Casio G-Shock, Swatch заключили крупные спонсорские контракты с некоторыми про.
Скейтбординг и искусство
Многие скептики, критически относящиеся к скейтбордингу, даже не представляют себе, как глубоко проникли корни скейтбординга в молодежную культуру. Гвен Стефанни из группы No doubt , Джон Бон Джови, лидер группы Metalica катались на скейтах. Limp Biscuit, Ben Harper и группа Innocence Criminals, Beastie Boys, Mel C, 311 приглашали скейтбордеров сниматься в своих клипах.
Скандальный фильм «Детки», дебют известного фотографа Лэрри Кларка снимался не просто про жизнь подростков, а про жизнь нью-йоркских подростков — скейтеров. Спонсировался крупными скейтовыми компаниями, в частности обувной компанией Airwalk. В одной из ролей снялся профессиональный скейтер из команды Zoo York Гарольд Хантер.
Спайк Джонс — культовый режиссер до сих пор снимает видео для скейт компании Girl/Chocolate . Это он сделал клип Sabotage для трио Beastie Boys, а одна из его последних работ — клип Praise you (Fat Boy Slim). Спайк сам исполнил роль безумного брейкера из коммуны любителей публичного танца. В прошлом году он работал на студии Universal Pictures над полнометражной картиной Being John Malkovich с модной актрисой Кэмерон Диаз.
Существует молодежное скейтбордическое игровое шоу на кабельном телевидении в Японии. В огромной студии дизайнеры устроили лабиринт из рамп, полурамп, четвертей рамп, скамеек, перил и т.д. Задача игрока — пройти весь курс, не упав с доски, не касаясь земли руками и ногами. Для увеселения аудитории, продюсеры установили в сложном месте бассейн с водой. Призовой фонд — несколько тысяч долларов.
Разработчики видеоигр уже сообразили, что скейтбординг — спорт будущего. В течение 1999 года одна за одной вышли несколько игр на приставке Sony Playstation: Street Skater , Tony Hawk s pro skater , Trasher. Играть в некоторые из них не менее интересно, чем кататься. Разработчики Tony Hawk s pro skater делали ставку на оцифровку фигур сильнейших профессионалов. Для трасс выбирались реальные популярные места катания, снятые в десятках скейт видео, такие как Бернсайд скейтпарк и Хабба Хайдаут в Сан-Франциско.
Скейтбординг и Книга рекордов
За сорок лет своего существования скейтбординг может гордиться своими достижениями, зафиксированными в книге рекордов Гиннеса. Вот некоторые из них:
Летом 1999 года Тони Хок выполнил 2,5 (900 градусов) оборота в рампе. 900 градусов — самый сложный трюк в истории скейтбординга. Хок, которому пошел уже третий десяток, пытался выполнить этот трюк в течение 13 лет.
Другой культовый скейтер — Дэнни Вэй дважды прыгал с вертолета, сначала установив мировой рекорд по высоте прыжка в 5 метров 5 миллиметров, а затем пытаясь его побить.
Еще одна легенда, Энди Макдональд совершил самый длинный прыжок на скейтборде. Результат — 16 метров 11 сантиметров. Для трюка пришлось построить разгонку высотой в 12,5 метров, а в конце трассы закрепить гигантскую надувную подушку, чтобы затормозить атлета…
Стили катания
Street - это очень агрессивное катание. При этом стиле катаются по периллам, прыжки cо ступенек , выполняются высокие флипы. При таком катании разбиваются намного чаще, но это того стоит… это достаточно красиво, от такого катания люди получают огромные порции адреналина . Те кто выбрал этот стиль никогда об этом не пожалеют.
Парк — это достаточно агрессивный стиль катания, но катаясь в парке вы имеете меньше шансов получить травму чем в стрите потому что в парке все намного мягче, достаточно стабильно подстроено под этот вид спорта — все пирамиды, рампы — все сделано для скейтборда и там конечно намного легче учиться кататься нежели на «стрите».
Vert-рампа. «Половина трубы» , делается в основном из дерева , редко металлические . Высота рампы около 3 м. Это достаточно приемлемый стиль катания . К нему достаточно трудно привыкнуть тем кто до этого катался по «стриту». Для этого стиля нужна защита — шлем , наколенники, налокотники, перчатки, защита под штаны. Но этот стиль у нас еще не очень развит.
Mini-рампа. Больше технических трюков, флипов и слайдов, в два раза меньше верт-рампы.
Old School — это в основном трюки делающиеся на небольшой скорости такие как разные флипы, Olle Impossible, 360 флипы, не очень высокие прыжки — этот стиль подразумевает не очень агрессивное катание, но по стилю это очень красиво.
В штатах есть два основных стиля катания.
East Coast - агрессивный стиль высокие оllie, флипы, грэпы , длинные слайды и конечно же перила.
West Coast — технический стиль, если слайды то с флипами, балансы, трюки в switch-stance (другой ногой вперед т.е трюки на другую ногу).
Уроки безопасности
1. Прячь деньги
Когда отправляешься в скейтшоп за новыми тапками или доской, положи деньги в какое-нибудь укромное место. Про носки забудь, туда прячут деньги все. Лучше всего положить их под стельку обуви, предворительно убедившись, что она не промокает. Некоторые производители скейтовой обуви, например Circa, какое-то время специально делали потайной карман для денег и ключей в язычке кроссовка.
2. Носи скейт в чехле
Скейтборды, особенно новые, всегда были предметом внимания малоимущих подростков нашей страны, круг интересов которых сводился к обсуждениям вчерашнего футбольного матча, в подъезде, с пивом и семечками — вечером, и «киданием» тех, кто по их мнению слишком жирно живёт. Что бы не отдать свой комплит первой лысой голове, сделай его менее заметным — купи чехол для скейтборда в скейшопе. Если не хватает денег — «обуй» его в пакеты.
3. Не «свети» богатством
Особенно в метро или на улице. Никогда не доставай и не пересчитывай в общественных местах все свои деньги на новый скейтборд, не крути в своих руках плеер или телефон последней модели. Хочешь показать сколько денег не жалко твоим радителям на игрушки для своего сына — сделай это в кафе, в кругу своих друзей или в том обществе, где не царствует чёрная зависть, иначе очень легко стать лопухом.
4. Избегай малолюдных мест
Если не уверен, что сможешь подтянуться больше 10 раз, разукрасить как минимум трёх «негодяев» или бегать с той скоростью, с какой съезжаешь с разгонки, то лучше обходи тёмные малолюдные места. На крайний случай, если уж ты окружен или стоишь лицом к лицу с тем самым «негодяем», не забудь про своего четырёхколёсного друга под рукой. Легко представить во что превратиться его «башня», если тебе удасться съездить по ней двухкилограммовым скейтбордом.
5. Не заводи разговор
Никогда не вступай в разговор с теми, с кем ты бы вовсе не хотел общаться, не будь он таким «умным». Если всё же он тебя «развёл» на разговор, поверь, недалёк тот момент, когда он тебя разведёт на твой сотовый. Не ведись на то, что он тебе лепит: ему нужно сделать срочный звонок, посмотреть серийный номер твоего телефона или «просто так» узнать модель твоего телефона или плеера. Поверь, никогда