Внутрикадровый монтаж появился исторически раньше межкадрового, поскольку первые немые киноленты целиком снимались одним кадром неподвижной камерой. При этом принципы кинематографа почти ничем не отличались от театральных постановок, когда всё действие происходит на одной сцене на фоне тех же декораций.
https://mobios.ua/app-dev.php
Однако истинное искусство внутрикадрового монтажа непосредственно связано с переходом кинематографа от звукового кино, от озвученных пластических образов, к звукозрительному творческому воплощению на экране комплексных звукозрительных образов, к новой эстетике. У кино открылась новая область его природы[стиль].
http://plitkaland.ru/ Низкая чувствительность киноплёнок в то время не позволяла вести съемку при малой диафрагме и получать большую глубину резкости, и это ограничивало возможности движения актёров в глубину кадрового пространства; достаточное для такой съемки освещение было доступно только на натуре в яркие солнечные дни, и тогда операторы могли разрешить режиссёрам построить съемки движения актёров от камеры к удалённым предметам или партнёрам. В павильонных же съёмках возможности построения актёрского действия заметно суживались. События могли разворачиваться только в ограниченной полосе в один-два метра (в зоне достаточной фокусной резкости). А если персонаж удалялся или приближался, нужно было точно синхронизировать перевод фокуса чёткого изображения с перемещениями персонажа, что до сих пор остается непростой задачей операторов.

Не стоит забывать, что еще в немом кино, а именно, в первом документальном короткометражном фильме 1896 года «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер был использован внутрикадровый монтаж. Только в немых фильмах все было гораздо проще. В павильоне ставился аппарат, зажигался свет, и перед объективом камеры разыгрывалась актерская сцена, как в театре. В принципе, это был театр перед объективом.
В 1986 был снят музыкальный клип группы Vaya Con Dios под названием «Nah Neh Nah», который является ярким примером использования внутрикадрового монтажа. Клип снят одним планом, без единой склейки. Все изменения композиции происходят только за счёт перемещения людей и движения камеры.