Евреи в России до великой революции
01-08-2007 22:33
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Этот кошмар писался мною к конференции, но руководство универа меня зарезало
Введение.
Черта оседлости – уникальная система, сложившаяся в Российской империи после разделов Польши. Российское еврейство тогда стало заложником своей веры и царской воли. В сознании многих черта оседлости представляется «клоповником», хотя, в зависимости от взглядов русских императоров менялись права её жителей, размеры этой зоны и местное управление.
В черте оседлости сформировалась уникальная культура, она дала миру памятники как религиозной, так и светской мысли. Именно из черты оседлости сформировались первые кибуцы, которые впоследствии дали жизнь государству Израиль. Выходцы оттуда – Иосиф Трумпельдор и Владимир (Зеев) Жаботинский основали первые еврейские вооруженные отряды – Хагану. Элиэйзер бен Иегуда создал современный иврит. Из черты оседлости произошли руководители Израиля, его генералы и руководители "органов" – Давид бен Гурион, Хаим Вейцман, Голда Меир, Исер Харел. В черте седлости сформировались раввинизм и хасидизм. Типография семейства Ромм издала Вавилонский Талмуд, и именно с этого издания сейчас делаются копии тех книг, по которым учатся в ешивах.
Вместе с тем черта оседлости является объектом насмешек и, в тоже время, идеальным решением еврейской проблемы в умах особо рьяных реакционеров-монархистов. Этот подход оказался ошибочным – именно в черте оседлости, среди ограниченных в правах людей, загорелась искра революции. Целью живших там патриотов было освобождение от оков религиозных ограничений.
В своей работе я рассматриваю образование черты оседлости, её юридическое положение, права живших там евреев и крах черты оседлости. Также рассмотрены права евреев вне черты оседлости и институт кантонистов.
Образование черты оседлости
Черта оседлости - район Российской империи, где было разрешено поселение евреев, проходила по территории Польши, Белоруссии, южной Украины и части Прибалтики. Её формирование началось после первого раздела Польши и закончилось, по разным мнениям, после третьего раздела Польши или наполеоновских войн.
Еврейское население Речи Посполитой по переписи, проведённой перед разделами, составляло около 750 тысяч человек. К началу XIX века количество евреев на этих территориях возросло и стало около 1 миллиона 200 тысяч человек1.
Евреи Польши в основном занимались экономической деятельностью. Они предоставляли займы под залог2, занимались кредитованием. Представители еврейского народа были торговцами, занимались арендаторством, шинкарством и содержанием постоялых дворов. Существовали евреи кустари и ремесленники – портные, кожевенники, печники. Некоторые евреи занимались сельским хозяйством3.
Массовое пришествие евреев на Русь началось во время разделов Польши, престол российской империи занимала Екатерина II. Если до польских разделов количество евреев в России было минимально, то теперь требовалось принять определённые меры. Екатерина II в 1772 издала манифест, в котором было сказано, что все права и свободы, которыми обладало население присоединённых польских областей, сохраняются за ним. В документе отдельно было сказано про права еврейских общин: «Само собой разумеется, что еврейские общества, жительствующие в присоединённых к империи Российской городах и землях будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, коими они ныне по рассуждении закона и имуществ своих пользуются»4.
Российское правительство не стало разрабатывать системы организации евреев в империи. Существовавшая в Польше кагальная система стала использоваться в России. Первым, чем занялось правительство на присоединённых территориях, стало налогообложение. Крестьяне, купцы и евреи подлежали сбору податей. Сбором денег с евреев занимался кагал. Для поощрения торговли и промышленности императрица ввела деление на мещан и купцов. Лица, не обладавшие достаточным имущественным цензом, до 500 рублей, назывались мещанами. Более богатые были купцами трёх гильдий, однако немногие евреи обладали столь высоким уровнем достатка5.
В период царствования Екатерины у перешедших в Россию евреев были надежды на то, что им будет лучше, чем в других местах. Конечно, императрица несколько ограничила в правах еврейские общины, но не влезала в их самоуправление. Не стала расформировывать кагалов и особо не сопротивлялась еврейской службе. Особенно проявили себя еврейские врачи, учившиеся за границей и подтвердившие свои дипломы6.
Юридический анализ черты оседлости
Дней Александровых прекрасное начало.
Либеральные тенденции эпохи Александра I коснулись и формирующегося еврейского законодательства. В 1801-1802 правительство занималось регулированием механизма государственного управления. Появились министерства и государственный совет, сенат, в котором шло рассмотрение первых попыток создать еврейское законодательство, потерял сою роль. Проекты перешли к новому "Комитету по благоустройству евреев". В комитет вошли министр внутренних дел, юстиции, товарищ министра иностранных дел и некоторые другие чиновники.
Комитет, рассмотрев предложенные проекты, начал формирование закона. В результате борьбы консерватизма и либерализма было принято "Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года Положение. О устройстве Евреев"7.
Данное положение определяло права и обязанности евреев в отношении образования, положения в обществе, гражданского и канонического прав, оно было разделено на шесть частей.
Первая часть гарантировала евреям право на образование наравне со всем населением империи при праве евреев на свободу совести. Ограничение было сделано только в тех случаях, где правила регламентировали одежду и язык делопроизводства. Языками делопроизводства объявлялись русский, польский и немецкий. Ими должны были владеть чиновники из евреев, раввины и кагалы8.
Часть вторая данного документа предусматривала деление евреев на четыре класса: земледельцев, купцов, мастеров и мещан. Евреи обладали правами на приобретение земельного надела, производство и продажу товара, однако для перемещения необходимо было иметь при себе паспорт, подписанный губернатором9, и носить немецкое платье10.
Однако третья часть документа запрещала евреям заниматься бизнесом на территориях кроме черты оседлости. Особенный удар нанес запрет на содержание шинков и сельской торговли. Поощрялось земледелие и фабричное производство11.
Этот удар должны были компенсировать льготы, которые получили евреи-земледельцы, но их процент был низок по сравнению с лавочниками.
Четвертая часть положения описывала гражданские и политические права. Евреи не могли быть превращены в крепостных. Они имели право получить государственные награды за службу, и были обязаны иметь представителей в полиции и местных органах власти12.
В соответствии с четвёртой частью этого уложения, евреи получали награды. До войны с Наполеоном, некоторые из российских купцов еврейского происхождения были награждены медалями «За усердие» на орденских лентах за свои экономические заслуги. Во время войны с Наполеоном, евреи получили награды за боевые подвиги13.
Пятая и шестая части описывали положение кагалов – органов местного самоуправления и раввинов. Однако это положение было кризисным – власть боялась широкого самоуправления14.
Реакция в отношении евреев началась после венского конгресса. Тогда царь попал под влияние министра духовных дел – князя Александра Голицына, который увлекался христианской мистикой. В тоже время, было окончательно разгромлено герцогство варшавское и множество евреев попало в Россию. Начинали собираться советы еврейских депутатов. Коллегия представителей местечек просуществовала с 1818 по 1825, когда была упразднена. Но деятельность еврейского представительства не была продуктивной. Правительство, забыв про льготы, начало закручивать гайки. Делегаты были вынуждены как заниматься разведкой планов правительства и их предотвращения, так и донесением до правительства жалоб кагалов на администрацию. Депутаты стали ходатаями по делам евреев. Многие депутаты были столь неутомимы, что чиновникам надоело разбирать еврейские дела. Но неумолимо надвигалась волна реакции. В 1825 году, место Голицына занял Шишков, который привел с собой Аракчеевскую команду. Еврейский совет был распущен15.
В тоже время, князь Голицын, попал под влияние Люиса Вея, который активно проповедовал ассимиляцию евреев. Путешествуя по черте оседлости, он понял, что в России идеальные условия для крещения евреев. Именно под его влиянием был издан указ об учреждении "Общества израильских христиан". Этот указ покровительствовал выкрестам и готовящимся принять крещение. Этот указ свидетельствовал о том, что правительство было готово дать евреям все права и оказать всестороннюю поддержку, в случае крещения, которое должно было стать массовым. Тот же Вей, в 1818 году подал царю прошение о эмансипации евреев, но все эти меры были частичны - мало кто из евреев решился принять крещение. В 1824 году общество израильских христиан показало свою полную несостоятельность, хотя и просуществовало до 1833 года.
В тоже время, в России стало набирать обороты диаметрально противоположное крещению явление – "ересь жидовствующих". В 1817 году на имя царя пришло обращение, в котором Воронежские крестьяне жаловались на притеснения со стороны местного начальства за то, что те исповедуют "Закон Моисеев". Такие факты вскрылись и в других губерниях. Наказанием стала отправка в солдаты годных еретиков и ссылка негодных к службе в Сибирь.
Смерть императора и восстание декабристов привели на российский престол Николая I, который начал наводить порядок милитаристскими мерами.
Эпоха Николая I.
25 декабря 1825 года, на престол взошел третий сын Павла I – Николай. Изначально подготовленный для воинской службы, он стал всюду наводить порядок военными методами. Расследование дела декабристов показало, что они среди прочего они собирались решить и еврейский вопрос. Возможно, что под влиянием проекта Пестеля, он решился на казарменный вариант решения еврейского вопроса.
Евреи до николаевской эпохи не служили в армии и вместо рекрутов выплачивали в казну налог. Николай решил использовать армию не для эмансипации, а для ассимиляции. Предполагалось, что четверть вековая служба полностью перевоспитает евреев. В армиях США и Франции евреи могли не крестившись дослужится до генералов и обладать всеми правами.
Когда слухи о новом законе достигли черты оседлости, начались волнения. Цель – ассимиляция евреев, которая не была прописана в этом проекте, была правильно понята народом. А перспектива быть оторванными от своей культуры на 25 лет не могла нравиться юношам, которые успевали обзавестись семьей. Чтобы не обрекать жен на одиночество им давали развод. Для предотвращения беды, в Петербург было направленно посольство, которое не смогло предотвратить принятия царем такого решения. Еврейские юноши оказались вырваны из традиционной среды обитания 26 августа 182716.
Новый закон официально уравнивал евреев в праве на воинскую службу с другими народами империи. Однако, в законе, кроме возраста с которого надо было призывать евреев в армию, было прописано условие о наборе еврейских мальчиков в кадетские корпуса. Это позволяло правительству промывать мозги малолетним детям, которые попадали в корпуса в возрасте формирования жизненных взглядов. Этот институт получил название кантонистов и формально распространялся и на коренное население. Однако, из православных, в кантонисты попадали только дети солдат. Срок учебы в корпусе не вычитался из срока воинской службы. Призывом в армию занимались кагалы. Они отвечали за вербовку, причем вербовщики несли личную ответственность перед министерством обороны. Только немногие освобождались от воинской службы. Малолетних кадетов и новобранцев насильно заставляли креститься, хотя были случаи массового самоубийства.
Вскоре прошел слух о запрещении ранних браков, но те, у кого эти браки будут заключены, будут освобождены от службы. Всюду начали венчать 10-12 летних детей, что привело к массовому краху таких семей – положение 1835 года установило брачный возраст с 18 лет для юношей и 16 для девушек, а малолетних мужей забрали в кантонисты. Годы службы не могли дать карьеры без условия принятия христианства, а отслужившие свой срок не имели права проживать вне черты оседлости17.
Положение 1835 года.
В то время, как во всех европейских государствах прохождение воинской службы было направлено на помощь в эмансипации евреев, самобытная Россия использовала армию, как инструмент для принуждения. Жесткие призывы в армию сопровождались гнетом в других отраслях права. Продолжались меры направленные на изгнание евреев из деревень. Рубиконом, после которого черта оседлости приняла свой классический вид, стало польское восстание18.
Принятое в 1835 положение было полно ксенофобии и запретов. Оно представляло собой измененное и дополненное положение Александра I. Черта оседлости была сокращена. Из неё на Украине, не смотря на протесты губернатора, был исключен Киев, не имевшим отношения к службе евреям было запрещено проживать в Николаеве и Севастополе. В Белоруссии, Чернигове и Полтавщине – многие деревни не попали под эту черту. На Балтике могли жить только старые поселенцы. 50 верст приграничной полосы были закрыты для нового поселения евреев. Во внутренние губернии допускались купцы I и II гильдии и только по делам. Устав регламентировал наём прислуги, брачно-семейные отношения и местное самоуправление. Евреям было разрешено поступать в училища без смены веры. Запрещалась постройка синагог недалеко от объектов культов других религий19.
После принятия этого устава началось гонение на еврейские книги, как на еретические из за раввинских толкований, которые использовались при их изучении. Новый цензурный устав предписывал проверку всех книг, в том числе изданных до принятия устава, что нарушало принцип "Закон обратной силы не имеет"20.
После принятия этого устава правительство решило перейти на новые методы, перенятые у Европы, их следствием стала переделка системы еврейского образования по западному образцу. Целью должно было стать просвещение – ни один раввин или учитель не должен был заступить на свою должность без предъявления документа об окончании еврейского училища, которые создавались под контролем государства.
Эта реформа не принесла ожидаемых результатов.21
Либеральная империя Александра II.
Эра Николая I закончилась вместе с разгромом России в крымской войне. На престол взошел его сын – император Александр II. Молодой император был великолепно образован и пропитан духом реформаторства.
Первое чем занялся император в решении еврейского вопроса, стало реформирование призывного законодательство. Был отменен институт кантонистов, хотя его жертвы остались на попечении христиан.
Встал вопрос и о существовании самой черты оседлости. Граф Киселев предложил императору проект расформирования районов компактного проживания евреев с целью их ассимиляции. Ставка в этом проекте делалась на зажиточные и более образованные семьи. Правительство согласилось с тем, что надо на фоне бесправной массы религиозных евреев выделить лучших – выпускников университета и купцов, дать им права и свободы, сделав их примером для подражания.
В самом начале царствования молодого императора, 33 еврейских юноши, окончивших медико-хирургическую академию, подали прошение на высочайшее имя. Они просили не путать их, образованных людей, с теми, кто проживал в черте оседлости и был лишён высшего образования. Этим молодым медикам нужно было по окончании курса возвращаться в черту оседлости, вместо того, чтобы начать практику в столице или иных городах. Частично, это прошение было удовлетворено в 1861 – евреи с учёными степенями получили право проживать везде. Право проживать везде была дана всем выпускникам университетов в 187922.
В 1865 году еврейские ремесленники получили право проживать везде, однако их деятельность строго контролировалась23.
Эпоха правления Александра II оказала благотворное влияние на развитие частного сектора российской экономики в целом и еврейского бизнеса в частности. Причём его реформы изменили пласт жизни всего еврейского купечества, а не отдельных его представителей. Еврейское купечество уравняли в праве приёма в гильдии по месту жительства с местным населением. Купцы первой и второй гильдии имели право проводить закупки товаров вне черты оседлости от 3 до 6 месяцев в году. Однако, в своём конечном варианте, закон принятый в 1859 году разрешил евреям состоявшим в первой гильдии проживать вне черты оседлости.24
Путем запрета на преподавание в духовных школах, талмуд-торах и хедерах лиц, не имевших государственного диплома, правительство попыталось достигнуть максимального обрусения масс. 25
Мракобесы на троне.
Благие начинания Александра II были оборваны бомбой брошенной в него террористом. В её взрыве погибли и надежды еврейского народа. Престол занял Александр III, человек, который, как и его дед, не был подготовлен к царству. Одним из его советников стал Константин Победоносцев. Будучи религиозным человеком, он был редкостным антисемитом, ещё до вступления Александра третьего на престол, смог объяснить ему необходимость применения лозунга "Россия для русских".
Первым законом, который был принят императором, стала жандармская конституция "Положение об усиленной охране". Она просуществовала до 1905 года и позволяла губернаторам творить беззаконие.
Дарованные Александром II привилегии сокращались, по стране прокатились погромы. В государственном совете возникли "Временные правила". Законы начали ущемление евреев в правах. Наиболее известным из этих правил была процентная норма. Она ограничивала поступление евреев в школы и университеты. Многие окончили гимназию экстерном. Среди евреев выезжавших в то время заграницу было распространено два типа: неотесанные, которые ехали за счастьем в США и интеллектуалы, которые ехали учиться в Берлин, Цюрих или Вену.
Перекрыв возможность получения образования на родине, правительство стало отбирать хлеб у специалистов – евреев не допускали до государственной службы и академической деятельности. Им осталась только частная практика. Именно в то время возросло число еврейских адвокатов. Это было быстро прекращено.
Николай II, как и его отец находился под влиянием Победоносцева. Тогда же вновь был запрещен въезд купцов евреев в Москву, предприняты меры для выселения евреев из деревень.
Однако, прогрессивно настроенные общественные круги были зачастую против ограничений, особенно понимали их бессмысленность экономисты – в 1887 министр финансов Бунге писал о том, что реакция на ограничения противоположна ожидаемой. Понимали необходимость изменения курса и такие консерваторы как Плеве и сторонники либерализма, например Витте. Политизация еврейской нищеты и давление зарубежных еврейских финансистов лежавшие на одной чаше весов уравновешивались консерватизмом и антисемитизмом Синода, Госсовета и Совета Министров26.
Однако российское еврейство стало получать некоторые вольности – с 1897 года решения по делам о проживании евреев зачастую стали, выносится в их пользу. В 1903 году, Плеве открыл 158 местечек для проживания евреев, позже он остановил высылку еврейских нелегалов и отменил запрет на жительство в приграничной полосе27.
В то же время началась волна массовой эмиграции, погромов и кровавых наветов. Однако все процессы, направленные против евреев обвиненных в ритуальном убийстве, были проиграны властью и погромщиками28.
Революции и крах черты оседлости.
Летом 1904 года, от взрыва бомбы погиб министр внутренних дел и деятель реакции Плеве. 9 января 1905 года, народ, недовольный поражением в «маленькой и победоносной» вышел на дворцовую площадь Петербурга. В ответ на это грянули выстрелы, демонстрация была разогнана, много человек погибло. В стране началась буржуазная революция.
17 октября 1905 года, царь, под давлением народных масс, издал манифест, которым расширил права народа. Его императорское величество разрешил этим документом участие евреев в избирательной кампании. Однако остальные права и свободы евреев остались ущемлёнными29.
В процессе революции проявились политические партии, в том числе социалистический интернациональный "Бунд" и нациствующие – союз Михаила архангела, русского народа и некоторые другие. Была созвана государственная дума30.
Указ Сената №7071 от 8 августа 1907 потребовал от вернувшихся в иудаизм выкрестов возвращения в черту оседлости. Этот указ противоречил с циркуляром МВД, который приостановил выселение евреев в черту оседлости31.
В 1906 году П.А. Столыпин попытался либерализировать еврейскую политику, но царь заблокировал его законопроект. В 1910 году 166 депутатов государственной думы попытались провести законопроект о полной отмене черты оседлости. Кадет Маклаков, представляя этот проект депутатам заявил, что черта оседлости несовместима с царским манифестом32.
Заключение
Черта оседлости формально была упразднена сразу после февральской революции 1917 года, но местечковое еврейство как феномен дожило до 1941 года, и окончательно прекратило своё существование после второй мировой войны.
В своей работе я рассмотрел образование черты оседлости во время царствования Екатерины II. Императрица, отличавшаяся либеральными взглядами, сохранила еврейское самоуправление, разрешила им проживать в городах Новороссии, но остальная территория империи была запрещена. Евреев заставили вносить двойную подать по сравнению с остальными подданными империи или караимами. Динамику её развития динамику её развития при императорах и крах.
Положение евреев изменялось в зависимости от того, каких взглядов придерживался правящий монарх. Евреи при императоре Александре I были заключены в черту оседлости. Они сохранили самоуправление и обладали правом на необходимое образование.
Николаевская Россия была не такой гостеприимной. Еврейский вопрос решался путём насильственной ассимиляции. Были введены жёсткие законы, целью которых было крещение. Печально известными стали законы о кантонистах. Была разгромлена система кагалов.
Император Александр II, в отличии от своего отца, был либеральнее. Еврейские права были расширены. Было разрешено еврейское проживание вне черты оседлости при наличии особых факторов.
Режим Александра III был суровее режима его папы. Император был неподготовлен, изначально престол должен был занять его старший брат, Николай, но тот скончался и престол достался Александру, был человеком слабым, он находился под влиянием Победоносцева. Который, будучи яростным антисемитом, только усилил антиеврейские законы.
Император Николай II был ненамного либеральнее своего отца. В его царствие по стране прокатилась волна погромов, евреи были полностью исключены из жизни своей страны. Молодёжь, желая реализовать себя, влилась в революционные ячейки.
Таким образом, мы видим, что политика царизма по отношению к евреям менялась, пока не достигла жесткого варианта.
Царский режим мог расформировать черту оседлости, многие члены правительства настаивали на этом, но нежелание правителей разобраться в феномене еврейства и предрассудков перед еврейской религией мешали его величеству подписать указ. Попытки провести освобождение евреев проводили депутаты государственной думы, был не против и премьер министр Столыпин. Мешало только нежелание царя.
Именно позиция правительства приводила к изменению правового положения российского еврейства, это имело двойной результат. Ашкеназское еврейство сохранило свою индивидуальность и не растворилось среди многочисленных народов Российской империи благодаря своему особому статусу. Даже достигшие высот евреи не прекращали быть самими собой, не в последнюю очередь, благодаря тому, что правительство подчёркивало их статус.
Список литературы.
Учебники, исследования, статьи
1.История евреев на Украине и в Белоруссии. СПБ 1994
2.Книга о русском еврействе, от 1860-х годов до революции 1917г. Иерусалим 2002.
3.Новейшая история еврейского народа в трех томах. С.М. Дубнов. Иерусалим 2002.
4.Правительственная политика и еврейская печать в России 1797-1917. Д.А. Эльяшевич. Иерусалим 1999.
5.Главы из истории и культуры европейского еврейства, части 4-6. Тель-Авив 1995
6.Книга времён и событий, тома 1-2 Ф.Кандель. М2002
7.История еврейского народа. Под редакцией Ш.Эттингера М2002
8.О награждении медалями и орденами российских евреев в первой половине XIX века.
9.За чертой: евреи, русские и «еврейский вопрос» в Петербурге. Б.Натанс М1994
10.Прорыв за черту. В.Нахманович М1997
11.Либеральные тенденции в «еврейской политике» самодержавия конца XIX – начала XX века. В.Энгель М1994
12.Еврейский вопрос и высшее образование в конце XIX века. А.Иванов. М1994
13.Русское в еврейском. Русское образование в раввинских училищах в середине XIX века. Верена Дорн. М2000
14.Еврейский вопрос в общем контексте парламентских дискуссий I Государственной думы. С.Бирман М1998
15.Бонч-Бруевич В. Знамение времени. Убийство Андрея Ющинского и дело Бейлиса. М1921
Законы, акты, постановления
1.Указ короля Зигмунда III, Краков 1608
2.Манифест Екатерины II о присоединении восточной Белоруссии к России 1772
3.Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года Положение. О устройстве Евреев.
4.Указ Сенатский 28 декабря 1828 года с прописанием Высочайше утвержденного положения Комитета Министров. О воспрещении Евреям, выходящим из Царства Польского, водворяться в России.
5.Высочайше утвержденное13 апреля 1835 года Положение о Евреях
6.Высочайше утвержденное19 декабря 1844 года. Положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением Еврейских кагалов.
7.Свод законов Российской Империи. Том девятый. Свод законов о состояниях. Книга первая. Раздел пятый. О состоянии инородцев. Глава вторая
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote