Обоснование истинности Православия в беседах с протестантами
15-10-2010 22:45
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Хотелось бы поделиться с православными опытом своего общения с протестантами. На некоторых форумах замечены не особо плодотворные (как обычно) попытки убедить инославных в истинности Православия (по поводу празднования Рождества именно 7 января, крещения младенцев, почитания икон и пр.)
Надо решить вопрос об истинности церкви: какая церковь истинна, та Духом и наставляется. Где Дух, там и Истина. Если выясним, что Православие истинно, а остальные - нет, то все встанет на свои места. Вопрос о правильном толковании Библии отпадет сам собой.
Тогда станет понятно, почему те, кто вне Православной Церкви, с трудом принимают или не принимают категорически догматы и традиции Православия. Потому что они вне Церкви, а значит, не имеют Духа Истины:
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.
(1 Кор 2, 14-16))
Критерии истинности есть, их дал Сам Господь - это притча о дереве и его плодах:
«По плодам их узнаете их.
Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.»
Обратите на множ. число – «их», т.е. речь идет, скорее всего, не о конкретном человеке (ведь «все мы много согрешаем» (Иак 3, 2), поэтому тут даже вопросов нет, плохие мы или хорошие), речь идет о группе людей. Кроме того, Господь называет Себя лозой, поэтому сравнение Церкви (Тела Христова) с деревом является правомерным.
Господь предупреждает, что хороший плод является свидетельством, признаком того, что ВСЕ дерево является хорошим, и все остальные его плоды - тоже. Здесь невозможны случайности.
Протестанты говорят, что у них есть хорошие плоды: исцеления, чудеса, праведность и пр. На это есть ответ:
«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Мф 7, 22-23)
Т.е. некоторые беззаконники признают Христа Господом, но благими с виду намерениями и делами могут прикрываться преступления, а с виду христиане могут являться на самом деле антихристами. Исцеления, Библия в руках и чудеса могут быть овечьей шкурой для волков, расхищающих стадо Христово. А по логике нынешних протестантов, любой волк, надевший овечью шкуру, должен считаться автоматически членом стада Христова.
Т.о., надо найти плод, претензий к которому нет ни у кого из христиан. Что это за плод? Ответ - Канон книг Нового Завета, состоящий из 4-х Евангелий, Деяний, Посланий и Апокалипсиса.
Канон книг Нового Завета сформировался не сразу. Новозаветные книги, впоследствии вошедшие в канон, были написаны между 40 и 100 гг. по Р.X. Еще при апостолах, несомненно, существовало уже нечто в роде канона, что можно подтвердить ссылкой апостола Павла на существование собрания слов Христа и указанием апостола Петра на собрание Павловых посланий (см.: 2 Пет. 3, 15-16). Однако наряду с ними в первые века исторического бытия Церкви существовало множество других книг, претендовавших на место в новозаветном каноне. Хотя в общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II в., относительно некоторых книг (Послания Иакова, Иуды, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, к Евреям, Апокалипсис) долгое время сохранялось сомнение. В то же время в канон иногда включались книги, которые затем были из него исключены. К последним относятся популярное во II в. "Евангелие евреев", "Апокалипсис" Петра, "Пастырь" Ерма, послания свт. Климента Римского и ап. Варнавы, "Учение 12 апостолов" (Дидахэ) и "Апостольские постановления" (Климентины).
В настоящем виде новозаветный канон окончательно был утвержден на Поместных Соборах в IV в.: Лаодикийском (364 г.), Иппонском (393 г.) и Карфагенском (397 г.). Т.е. книга «Новый Завет», считающаяся священной для всех христианских конфессий, является плодом усилий священников единой тогда Церкви.
Вот и ответ на все существующие и будущие вопросы. Поэтому иконопочитание, почитание Богородицы, святых, и их трудов и мощей, крещение младенцев, священство, литургия, посты, установленные праздники, крестные ходы, Огонь в Великую Субботу на Гробе Господнем, догматы, в числе которых догмат о единственности истинной церкви и неистинности других, являются тоже бесспорно хорошими плодами. Не втягивайтесь в дискуссии, а отправляйте протестантов читать постановления Соборов, т.к. это тоже хорошие плоды
И напоследок: дерево не может начать давать плохие плоды вместо хороших (т.е. Церковь не может стать не истинной), потому что такого в Библии не описано, а сказано конкретно: «Не одолеют врата ада», т.е. ложь не может одолеть истинную Церковь. Она всегда будет «столпом и утверждением истины» (1Тим.3:15)
Теперь можно рассмотреть признаки неистинности других «церквей».
1. Отсутствие священников (рукоположения).
(К слову, англикане начали рукополагать открытых геев и женщин, поэтому и у них, можно сказать, священство почти прекратилось). Многие протестанты полагают, что с Воскресением Христа необходимость в священстве отпала, а апостолы, по сути являлись просто учителями и проповедниками. Обратимся к посланию к Евреям ап. Павла:
«Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.» (Евр 7:11-12)
Не упразднение, а перемена чина священства – с Аронова на Мелхиседека, т.е. священство от Бога, и Первосвященником (а не Первопастором!) является Сам Христос.
Господь чрез прор. Исаию так говорил о будущем учреждении Новозаветного священства: "вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение... Из них буду брать также в священники и левиты. (Ис. 66, 18, 19, 21)
«Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.» (2 Тим 4:12)
Смотрим греческий оригинал:
«Ma'rkon ajnalabwVn a[ge metaV seautou', e[stin gavr moi eu[crhsto" eij" diakonivan». Апостол и евангелист Марк иногда исполнял обязанности диакона, т.е помощника при служении (при каком служении – разберем ниже)…
«Постарайся придти ко мне скоро… Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа» (2 Тим 4:9, 4:13) - апостол Павел носил фелонь, т.е. рясу - то самое облачение, которое носят православные священники и поныне.
Обратимся к 13 главе деяний Апостольских:
«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.» (деяния, 13:2)
Здесь нам опять лучше обратится к тексту на греческом:
«leitourgouvntwn deV aujtw'n tw'/ kurivw/ kaiV nhsteuovntwn ei\pen toV pneu'ma toV a{gion, jAforivsate dhv moi toVn Barnaba'n kaiV Sau'lon eij" toV e[rgon o} proskevklhmai aujtouv»
Как видим, здесь стоит глагол от слова «литургия». Некоторые протестанты переводят его просто как «совместная молитва, служение». Но тогда и крещение можно назвать просто «обливанием», поэтому для разъяснения необходимо обратиться к Библии, где понятие «литургия» встречается не один раз. В послании к евреям присутствует наименование литургии: ангелы названы служителями (leitourgoi) Божиьми (Евр. 1: 7) и служебными духами (leitourgica pnevmata) (Евр. 1: 14). Служение Христа названо литургией в том месте, где он уподобляется Первосвященнику (Евр. 9: 14). Богослужебные сосуды именуются литургическими: at skeve tes leitourgias (Евр. 9: 21). Как мы видим, «литургия» появляется там, где присутствует тема ветхозаветного культа.
Во всех случаях, когда речь идет о служении Богу, существительное leitourgia и глагол leitorgevo обозначают в Ветхом Завете (смотрим Септуагинту) служение храмовое, культовое: это служение Аарона и его сыновей в святилище (Исх. 28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21).
А Дар Божий (1 Тим 1, 6), т.е. возможность стать священником, передавался «возложением рук священства» (1 Тим 4, 14).
Затем Ап. Павел, когда поручает епископу Тимофею поставлять пресвитеров, указывает, что это священнодействие поставления совершается с возложением рук: «рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим. 5:22). И в каждой поместной церкви священники ставились апостолами и их преемниками епископами через возложение рук, которым передавались особые Дары Святого Духа (Деян 14, 23). Апостол Матфей был поставлен жребием (а не всеобщим голосованием) вместо Иуды через рукоположение остальными апостолами.
Избрание семи диаконов тоже происходило при непосредственном участии 12 Апостолов, которые и предложили это сделать, вскоре "возложив на них руки" (Деян. 6, 1 — 6). "Потому что никто сам собою не приемлет этой чести, но будучи поставлен Богом, как и Аарон" (Евр. 5, 4 - 5).
Именно через рукоположение передаются особенные Дары Святого Духа, именно рукоположение является той цепочкой, которая связывает нынешних православных священников с Апостолами, именно так Дух Святой сохраняет по слову Божьему нашу Церковь навечно, и «врата ада не одолеют ее».
Именно возложение рук являлось тем действом, посредством которого Дух Святой сходил на крещаемых людей:
«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.» (Деян 8, 14-19)
Все мы знаем, что в Протестантизме считается, что Дух Святой сходит автоматически после обливания водой. Но по Библии выходит, что только «через возложение рук Апостольских подается Дух Святый». Были исключения из этого правила – схождение на апостолов, но это произошло по обетованию Божию, ибо на апостолов руки мог возложить только Сам Господь. Протестанты говорят, что Дух Святой сходит на них, как на Корнилия сотника и домашних его. (Деян. 10 гл). Но что случай с нисхождением Духа Святого на Корнилия и домашних его был исключительным. Этим Господь показал, что должно принимать в Церковь и язычников, чего до того времени не было. Во всех же других случаях низведение Духа Святого совершалось через особое священнодействие (Деян. 8: 14-17; 19: 6); даже Симон-волхв понимал это, изъявив желание купить себе право низведения Св. Духа.
2. В диспутах с православными почти все протестанты ссылаются на Второзаконие, где содержится запрет на изображения, забывая (или не читая внимательно) то, что содержится в Новом Завете:
«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал 5, 4)
«законом никто не оправдывается пред Богом.. Христос искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3, 11-13)
«Конец закона Христос» (Рим 10, 4)
«Писание всех заключило под грехом.. до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.» (Гал 3, 22-24)
«Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности» (Евр 7, 18)
«если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (2 Гал 2, 21)
и т.д. Еще много цитат про то, что Второзаконие отменено.
Иконы являются своеобразной лакмусовой бумажкой для обнаружения, с христианами ли мы имеем дело или со лже-церковью. Иконы и изображенные на них святые не считаются богами, но им лишь воздается соответствующее почтение. Ибо, как сказал Господь, «славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин 17, 22). Вот эта слава, данная ученикам Христовым, и является предметом почитания и уважения.
3. Разделения - еще один признак неистинности протестантских церквей.
«Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".
Разве разделился Христос?» (1 Кор, 12-13)? Что мы наблюдаем в Протестантизме? «Я лютеров», «я кальвинов», «я Иеговы», «я седьмого дня» - чуть ли не цитата Евангелия. А Христос, Который есть Истина и Путь (Ин 14, 6) не делится. Истина и Истинный Путь может быть только один, узкий и тернистый.
4. Истинную Церковь «воздвиг Господь, а не человек». Все протестантские деноминации образованы людьми, решившими, что именно они правильно толкуют Библию. Тут над вспомнить «несмысленных галатов», которые не покорились истине - т.е. Духу Истины, а значит, не смогли образовать новую, альтернативную церковь, а лишь отпали от истинной.
5. Присутствие Духа.
Практически все протестанты настаивают, что Дух у них присутствует постоянно. Обратимся к Новому Завету:
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.» (Ин 3, 8)
Т.е. нормальных (скажем так) христиан Дух покидает (иначе можно сказать, что «все мы много погрешаем» под руководством Духа, а это уже богохульство).
Протестанты не могут с этим согласиться по след. причине: Дух ведь может покинуть всех членов общины, тогда церковь останется без Духа, а это невозможно.
Православных это не пугает, т.к. Бог «все небесное и земное соединил под главою Христом» (Еф 1, 10). Небесную Церковь у нас не отнять.
6.
«Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.» (Мф 5, 14-15)
Если какая-либо «церковь» смогла укрыться (скажем так) в какой-либо период человеческой истории, значит, эта церковь неистинна. Где были адвентисты 7-го дня в 13 веке? Кто-нибудь знает о «Сторожевой Башне», издававшейся в 8-м веке? И т.д….
7. Проповедь на чужой территории (если быть точнее - «расхищение стада»).
«я старался благовествовать не там, где [уже] было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.» (Рим 15, 20-21)
Имя Христово известно на Руси больше 1000 лет, Храмы на каждом углу. Даже в советские времена народ отмечал Пасху. Все протестантские секты имеют нерусское происхождение. Т.е. им надо стараться здесь, в России, не проповедовать.
Налицо противоречие между поведением протестантских проповедников и тем, что делали апостолы.
8. Разберем коронную фразу протестантов «Иисус у меня в сердце» или «Прими Иисуса в сердце» подробно, для чего обратимся к 1-му Посланию Ап. Петра:
«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением»(1 Петр 3, 15).
Где благоговение при произнесении имени Божьего? Откуда такая фамильярность? Отец Небесный, отдав Суд Сыну «дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.»(Ин 5, 22-23) Откуда такая неуважение к Богу? Заметим, что просто «Иисусом» апостолы называют Господа в Евангелиях только тогда, когда описывают Его жизнь до Воскресения, когда Он явил Себя в истинной Славе.
Вспомним также слова Евангелия: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден»; «кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына». Что же получается? На словах говорят, что Иисус есть Христос, а в сердце у протестантов просто Иисус. Иисус – друг, товарищ и брат. Эдакий хороший парень. И что за Иисус? Какой-нибудь другой тоже из Назарета? Непонятно. Для тех, кто невнимательно читает Евангелие, напомним: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». Теперь есть только Господь-Вседержитель. Ни от одного протестанта не слышал слов: «В сердце у меня Господь Иисус Христос». Нет, конечно, если спросить, Сын ли Божий Иисус, то ответят положительно. Но и бесы кричали то же самое. «И бесы веруют и трепещут» (Иак 2, 19). Сердцем-то протестанты не исповедуют, что Иисус есть Христос. В сердце у протестантов просто человек Иисус. По плоти Его исповедуют, а по Божеству в сердце не приняли.
«Чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»
Но все дело в том, что на 5-страничное обоснование, почему мы почитаем Богородицу, мне однажды ответили: "Ну, как мы все видим, товарищ совершенно не в теме". Такой вот "убийственный контраргумент" :О)
Поэтому бисер начинать метать только после того, как в глазах у оппонента появится признак разумной мысли (т.е. готовность твердо следовать логике). А до этого все аргументы - как горох об стену. Люди, решившие трактовать Библию, должны вспомнить (или узнать, наконец), откуда эта самая Библия взялась, кто ее сохранил, кто сказал, что вот это - Канон, это - апокрифы, не имеющие отношения к правде, а это - не ложь, а второканонические книги, тоже полезные для чтения и назидания.
Я видел, на одной ветке при обосновании молитв Церкви за умерших упоминается 2-я Книга Маккавейская:
«Но он [-Иуда] помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.»
Протестант возразил на это (как обычно), что книга является не канонической. Тут надо задать встречный вопрос: а кто установил, что книги Маккавейские не входят в Канон? Так ведь Церковь и постановила! Разве Церковь сказала, что они ложные? Нет, они являются истинными, полезными для чтения. Сказав "А" ("Да, мы считаем Канон священным и правильным") протестантам надо сказать и "Б" ("Все остальные постановления Церкви тоже истинны"). Т.е. просто быть последовательным. Поэтому наша аргументация при ссылках на Второканонические книги не является ущербной ни в коем случае.
Согласиться с тем, что Православие истинно, дело для протестантов КРАЙНЕ затруднительное, хотя в случае с притчей о дереве и плодах крыть им совершенно нечем - нет в этой притче исключений. Поэтому наблюдаются попытки "съехать с темы" и попытаться опять втянуть в бесплодные споры по поводу смыслов каких-то других мест Библии. Приходится раз за разом возврщать в исходную точку и напоминать, что раз ваша церковь не истинная, а наша - истинная, то вы должны не спорить, а запоминать и впитывать православную точку зрения.
Был еще такой случай, когда речь зашла о мощах. Вспомнили Ветхий Завет:
« И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году.
И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.» (4 Цар 13, 20-21)
Посмотрим другой отрывок:
«Бог же творил немало чудес руками Павла,
так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.» (Деян 19, 11-12)
Попросили протестантов представить себе ситуацию: они живут не 21 веке, а в 1-м. Они только что крестились, вошли в христианскую общину. И вот проблемы: друг беснуется, брат при смерти (или только умер) и т.п.. А в общине хранятся платок и пояс апостола Павла, а также мощи пророка Елисея (они хранились у христиан).
Задали вопрос протестантам:
а) Что будете делать: используете ли для исцеления/оживления близких мощи и платки святых?
б) После исцеления выкинете святыни или будете бережно хранить, передавая следующим поколениям?
По по а) был было выдавлено "ММ... э э ... э ну да..." (сравнивать постоянно себя с первохристианами и не поступать, как поступали тогда - дело затруднительное)
По п.б) последовало молчание....
Еще пару моментов можно упомянуть.
Господь говорит о Себе, что Он есть Путь, Истина и Жизнь. Т.к. Христос один, а лже-христов (ложных путей и истин) много, то получается, что Церковь одна, а все альтернативные пути – ложь. Церковь разделиться не может, т.к. не устоит царство, которое разделится само в себе.
Свои разногласия протестанты оправдывают тем, что в главном у них единство, а разногласия только во второстепенном. Ну во-первых, не только иеговисты не верят в Божество Христа, унитарии есть и у кальвинистов, например. А во-вторых, если мы - одни из них, то чего приставать к нам с претензиями по пов. икон, крещения младенцев и пр.? Это же «второстепенное», не так ли?
Возникает также обвинение, что православные узурпировали истину. В послании ап. Иуды есть такие строки:
«Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (Иуд 1, 11).
Что же сделал Корей? Читаем Числа, 16 главу:
1 Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы,
2 восстали на Моисея, и [с ними] из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
3 И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?
Конец истории грустный:
31…расселась земля под ними;
32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;
33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
34 И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля.
35 И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей.
История, как обычно, ничему не учит. Так было, и так будет, ибо «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.» (ин 16, 2)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote