Данное сообщение является ответом на
вот этот пост. Статья называется "Выживание и жизнь: различия очевидны", автор -
На самом деле, проблемы, на мой взгляд, просто не существует. И вот почему (опишу максимально схематично, на самом деле, тема-то интересная и "многостраничная").
Развитие социума (мы ведь сейчас в большей степени ведём речь о социумах западного типа, так?) шло по многим направлениям одновременно. Сейчас речь о корреляции между двумя векторами развития: развитие форм помощи, а также вариации культуры деторождения. Это максимально упрощённо, конечно, но суть сводится именно к этому. Грубо говоря, физические, физиологические ограничения будут проявляться до тех пор, пока генетики не докопаются до сути генома человека и просто-напросто не научатся "разруливать" эти проблемы на стадии формирования эмбриона, наверное.
А пока имеем что имеем: всегда, при совершенно различных обстоятельствах сохраняется шанс на появление ребёнка с врождёнными дефектами, препятствующими его развитию и могущими просто прервать его жизнь раньше срока либо не дать реализоваться должным образом. То есть, просто не выжить может такой ребёнок. На самом деле, проблема ещё шире, и дефекты, связанные с особенностями рождения и проч. могут проявляться и впоследствии, и в зрелом возрасте тоже.
Но всё вышеизложенное тесно связано с двумя обозначенными векторами развития. Во-первых, развитие форм помощи. Медицина, так же как и соответствующие социальные институты, развивалась постепенно, формы помощи улучшались также постепенно и весьма закономерно эволюционировали (об этом можно почитать у Никласа Лумана, статья, кажется, так и называется: "Эволюция форм помощи в западном обществе"). Итак, выжить человеку становилось всё проще, социум становился всё комфортнее - и ВМЕСТЕ С ЭТИМ, параллельным курсом менялись культурные императивы в отношении деторождения, родительства и т.п. Теперь ни к чему стало рожать семерых, сперва двоих-троих, а потом и вовсе одного стало достаточно (хотя на самом деле, одного мало, но не о том речь). То есть, закономерно взаимосвязаны оказались возможность реализации и социализации одного ребёнка и возможность помочь ему во многих случаях, в которых раньше бы он просто не выжил.
Если совсем уж просто, человек барахтался раньше, барахтается и сейчас, борясь за свою жизнь даже в случае, если изначально чем-то обделён. Просто сейчас сама среда, сам социум, сама культура даёт массу таких "костылей", поддерживает, помогает - когда-то среда была на это не способна.
Кстати, тут и возникает интересный феномен: сделав свою жизнь комфортнее, западный человек поделился последними достижениями медицины с культурами, не столь развитыми по западным меркам - что в итоге привело к колоссальному росту населения в восточных странах: ведь культура продолжала буксовать, требовать большого количества детей :)
Безусловно, именно в 20м веке человек смог победить ряд опасных заболеваний, научился компенсировать массу недостатков - но получил и новые, не менее смертельные болячки. И уж если вести речь о желании "барахтаться", об этом самом "доверии" к окружающей действительности, оно очень слабо связано с наличием либо отсутствием определённых форм помощи. Иначе говоря, мотивация личностного развития человека, мотивация к полноценной социализации лежит, на мой взгляд, совершенно в иной плоскости, нежели обозначено в статье Княжны.
Поэтому я и настаиваю: проблемы в том виде, в котором она представлена в сообщении, просто не существует. Есть проблема иного рода, она связана с особенностями социализации в современном обществе и в обществах прошлого. Это уже тема совсем для другой дискуссии, впрочем :)
UPD ответ на пост Княжны ниже в одной из веток обсуждения:
Да, синдром внезапной детской смерти - до сих пор очень актуальный вопрос для медиков.
И поскольку эта ситуация происходит обычно в возрасте от месяца до двух, то это может быть проблемой адаптации к совершенно ЛЮБЫМ условиям жизни. Вот климат не тот. Или освещенность. Или разница внутриутробной среды и жизни вне организма матери оказалась слишком велика для адаптационных возможностей. Или фиг его знает, что именно. Он же не скажет, даже если бы умел, не смог бы.Насколько я помню, согласно Лакану, социализация ребёнка начинается как раз тогда, когда взрослые (носители культуры, социума) начинают растолковывать ему, что же именно ему хочется, что с ним происходит, и т.п. А на самом деле, не факт, что нам как реальным биологическим существам хотелось именно этого. Но социальная среда - мощная штука, родившись в социуме, ты уже априори больше, чем биологический организм. И это, с точки зрения социолога, совершенно НОРМАЛЬНО.
В начале 20го века известный антрополог и социолог Бронислав Малиновский писал, что по большому счёту, социальное преобладает над всем в человеке: даже если он более-менее осознаёт свою реальную потребность, способы удовлетворения её лежат в существующих схемах социального. Хрестоматийный пример - утоление жажды любой газировкой (на что и упирают маркетологи, выводя на рынок очередной "севенап-айс").