
Последние события с легализацией сетевых пиратов-библиотекарей внесли в сферу распространения книг в электронном виде приятное разнообразие. Вот уже некоторое время с удовольствием читаю всяческие обсуждения о том, что очередной фензин "продался", и т.п.
Вообще, в чём тут проблема: вроде бы как, наличие книги, уже изданной на бумаге, в свободном доступе в сети, не только нарушает авторские права, но также якобы снижает продажи.
О том, почему это не так, и при чём тут вообще Лукьяненко, пираты и непонятный зверь под названием "вирусный маркетинг", чуть ниже.
Сперва граммульку теории в облегчённом изложении:
Вирусный маркетинг предполагает продвижение некого "предмета" (вообще-то, речь о товаре, но не будем пока сужать) таким образом, чтобы им, аки очередным приставучим гриппом, "заражалось" как можно больше потенциальных объектов, то есть, нас с вами, обывателей, которые имели неосторожность материализоваться в той или иной форме в определенном месте.
Интернет же, дорогая наша Паутинка, - идеальная среда для такого "гриппа": чихнул - и обязательно нашёлся хоть один несчастный, на которого попало. А уж различные форумы, сообщества и т.п. - ооооо! Это мощнейший канал коммуникации, то есть распространения информации, в нашем случае, вируса. И пусть человек не "заболеет" сам, "носителем" вируса он станет в любом случае.
В общем-то, написал я о достаточно известных истинах. Один отвлечённый пример, прежде чем к книгам перейдём: помните рекламу на ЦУМе "Кто не в Прада, тот лох"? Ох, бурлил Рунет, кипел гневом праведным, исходил слюной ядовитой... Но только где этот ЦУМ и кому реально по карману / нужен шмот от Прада? То-то же. А разговоров было... Стало быть, "чихнули" на нас капитально.
Теперь о Сергее Лукьяненко и его новом романе "Чистовик" - ему (и роману, и писателю) кто-то (не будем показывать пальцем, и так всё понятно) устроил шикарнейшее продвижение в сети, подключив к процессу даже такой популярнейший новостной портал, как Лента.ру!
И ведь как хорошо сработали распространители "заразы":
дырявая защита на Литресовских сайтах, позволяющая скачивать ловким движением руки тексты, доступные только для чтения ->
мгновенная утечка книги в сеть ->
появление книги в свободном доступе (ключевое понятие вирусного маркетинга - "халява": предполагается, что при слове "бесплатно" потенциальный клиент сделает стойку и схватит в зубы даже посредственный "полуфабрикат") ->
её скачивание ->
распространение на разнокалиберных сайтах, форумах, посредством файлообменников, пиринговых сетей и даже банальной электронной почты ->
появление сообщения в крупном жж-сообществе ->
бурное обсуждение ->
попадание сетевого "срача" (пардон, но надо вещи своими именами называть) в рейтинги ->
появление новости на "Ленте" (кстати, на "Ленте" я и прочёл новость, и по ссылке перешёл)...
Короче, Сеть в целом и электронные библиотеки пополам с жж-сообществом в частности бодренько так раскрутили "Чистовик", повысив, думается, ему и так немаленькие продажи.
Заметьте, о достоинствах и недостатках "Чистовика" ни слова. :)
Так что, наличие книги в Сети еще как способно на её судьбу повлиять. Только, скорее, положительно, нежели отрицательно. И с известными авторами это работает еще лучше, чем с неизвестными. Шуму больше получается :)