*задумчиво* А я, однако, практически чистый инуит. Вот почему у меня такой большой промежуток между написанием текстов. Если подумать, многое становится понятно - и про меня, и вообще.
Что такое "конструкторские произведения"? Чем они отличаются от "не конструкторских"?
Общаясь с молодыми авторами, я все чаще стала замечать, что люди, родившиеся в восьмидесятые, ищут новые методы для написания произведений, отличные от тех приемов, которым учат писатели старшего поколения. Но в результате исканий молодые зачастую приходят к одному из двух вариантов.
1. Произведение долго вынашивается, но не продумывается, а словно формируется в подсознании. Когда этот процесс окончен, автор просто садится и за довольно короткий срок пишет, редактируются впоследствии только стилистика и орфография. Но такой метод очень энергоемкий для автора, требует богатой фантазии, развитой личности, силы воли, необходим отдых между написанием произведений, и чем больше законченный текст, тем дольше нужно восстанавливать силы.
2. В другом случае произведение продумывается, конструируется из уже существующих фрагментов, идей и придумок, это долгий процесс, также требующий энергетических затрат, но не эмоциональных, а умственных, развитой логики. Львиная доля времени тратится на редактуру, текст часто переписывается.
Почему обычно автор обращается к одному из этих подходов?
Причина глубинного различия в том, что хотя за творческий процесс, кодировку и раскодировку архетипов, фантазию отвечает правое полушарие мозга, в современном обществе доминирует левое полушарие, властвуя над миром людей, подчиняя мир своей "разумности" и логике. И правое, и левое полушария во все века боролись за верховенство в сознании и мировоззрении человека, о чем нужно говорить, конечно, более обстоятельно, но, оказалось, что не прекращают свою борьбу эти два начала и во время творческого процесса.
Авторы, руководствующиеся логикой, больше взаимодействуют с левым полушарием, подчиняя текст идее; авторы, следующие за интуицией, берут в союзники подсознание и коллективное бессознательное, если у автора хватает силы и смелости зайти столь далеко, ведь такие путешествия опасны для психики писателя.
Условно виденье текста, на которое проецируется влияние левого полушария, можно назвать "конструкторским" (логическим, сознательным), ведь произведение конструируется из кусочков, которые потом легко переставить. Это как играть с пластмассовым деревом, сложенным из крупных и мелких частей. Его можно трансформировать, как душа пожелает, даже гнуть, но не очень сильно, чтобы не сломать.
Виденье текста, где господствует правое полушарие, можно назвать "интуитивным" (подсознательным, фантастическим). Произведения, написанные таким методом, сравнимы с живым деревом. Автор помогает ему расти, но особых изменений в развитие растения внести не может, а после написания изменить что-либо существенное, не затронув структуру текста, очень сложно.
Понятно, что нельзя заглянуть в мысли автора и на сто процентов узнать, как он пишет, но в текстах остаются знаки, указывающие на доминирование того или иного полушария во время написания произведения. Хотя только сам автор может достоверно ответить, к какому методу он больше склоняется. В краткой таблице приведены различия между конструкторским и интуитивным методами, то, как они проявляются в текстах.
Посмотреть таблицу характерных черт для каждого способа написания можно
здесь.