Пространственные рассуждения
28-10-2008 01:35
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Отметила краем глаза: у английских и американских авторов отношение к людям очень зависит от положения этих самых людей в обществе. К примеру, есть такой момент у читаемого мною сейчас Джина Вулфа: есть девица знатного происхождения, которая с конвоем путешествует к некому королю, своему жениху, и есть благородный рыцарь, эту девицу сопровождающий. Рыцарь с самого начала посвящен в планы относительно женитьбы девицы, хотя это вроде бы как тайна; тем не менее общение идет как между обыкновенной леди знатного происхождения и рыцарем - то есть почти на равных, не принимая во внимание тот факт, что эта девица - будущая королева. Но все меняется, стоит только девице взойти на престол: новоявленная королева, ранее манией величия не страдавшая, тут же начинает называть себя "мы", а рыцарь, к которому за время путешествия она успела здорово привязаться и даже влюбиться и который видел ее, прямо скажем, в самых разных состояниях, называет ее только "ваше величество" даже в приватной обстановке, садится в ее присутствии только с ее же разрешения и воспринимает приказ взять ее на поле битвы как высочайшую честь, несмотря на то, что из-за дурости девицы они могут погибнуть оба. И даже когда супруга девицы свергают, остается это проклятое "мы", "ваше величество" и благоговейный трепет к любому капризу, чего ранее, до свадьбы девицы, за персонажами не наблюдалось.
Есть и обратная ситуация: уже упомянутому рыцарю служит великанша, которая не раз доказывала свой ум и свою преданность, но ей по-прежнему не доверяют - и все потому, что она не человек, а значит, порочна по сути своей и может предать в любой момент. Расизм чистой воды, если присмотреться, но поданный так, что кажется, будто это единственно возможный вариант развития событий.
И Вулф в своем мировоззрении не одинок. У той же Робин Хобб есть схожая ситуация: главному герою нужно вернуть мальчишку - наследника короны, который из-за собственной глупости и своеволия поставил под удар всю страну, сбежав, между прочим, к идеологическим противникам королевской династии, к которой сам же и принадлежит. И опять-таки заметно это чрезмерно трепетное отношение к особам благородной крови: вместо того чтобы стукнуть мальчишку по голове и отвезти назад в королевский замок, как надо было бы сделать и как сделали бы с любым, кто не принадлежит к королевской династии, герои мучительно рефлексируют и пытаются объяснить этому юному болвану, какую глупость он совершил, не задев при этом его гипертрофированного королевского достоинства. И уговаривают вернуться по доброй воле, само собой. В результате эти роялисты довели ситуацию до того, что не только их жизни оказались под ударом, но и жизнь самого принца. Вот и думай после этого, так ли уж хороши дипломатические переговоры как средство убеждения.
С другой стороны, у того же Пратчетта я не замечала ни намека на подобное, хотя с Пратчеттом у меня вообще на диво высокая синхронизация мировоззрений для зарубежных писателей - подчас она досягает 95-97%, особенно в цикле о Страже. Да и у того же Желязны я не припоминаю такого священного трепета, хотя, возможно, все дело в том, что там каждый второй персонаж - особа королевской крови.
Вообще я считаю глупым почитать человека только потому, что в его жилах течет кровь царственного предка, сумевшего силой и/или хитростью вырвать корону у остальных претендентов. Кровь - это всего лишь кровь, и каждому новоявленному владыке, как на мой взгляд, не помешало бы каждый раз завоевывать корону самостоятельно - чтобы подтвердить, что та самая кровь того самого царственного предка ещё не успела выродиться. По той же причине, кстати говоря, мне кажется глупым разделение на чистокровных аристократов, всяких там бастардов и вообще-быдло-простолюдинов. Весь прикол в том, что эти самые чистокровные аристократы в большинстве случаев больше всего гордятся именно основателем рода, а не кем-нибудь из его потомков. А ведь довольно-таки просто построить логическую цепочку, что, раз сей предок был основателем рода, то => до него рода не было => значит, сам он был безродным. Обыкновенный простолюдин, поднявшийся до определенных высот, и только за это его стоит уважать. На этом фоне презрение "чистокровных" аристократов к простолюдинам, повторившим подвиг их предков, кажется мне диким.
Селекция и чистота крови имеют значение и хороши только в разведении собак и лошадей.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote