• Авторизация


Об античных статуях 08-04-2009 08:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Какого цвета статуи античных богов и героев? Конечно, белые, как мрамор, из которого они и сделаны.

Выставка "Пестрые боги" (Bunte Götter), кочующая по европейским музеям с 2003 года, полностью переворачивает эти представления об античности. Статуи греческих и римских богов были не белыми, как мрамор, из которого они сделаны, а самыми что ни на есть пестрыми! С помощью современных методов анализа в рамках этого проекта удалось реконструировать остатки краски на скульптурах, и теперь на выставке белым оригиналам противопоставлены их цветные копии.

На многих скульптурах реконструированы рисунки тканей, которые поражают своими яркими красками и сложностью орнамента. Это удивительное дополнение к истории костюма античного мира. Для меня в свое время было большим открытием узнать, как 2500 лет тому назад греки представляли себе красивые одежды, достойные богов и героев.

[показать]


Знаменитый лучник с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина (ок. 500 г. до н. э) изображает троянского принца Париса в плотно облегающем его тело одеянии. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. На ультрафиолетовом рефлектографе и в ультрафиолетовых лучах были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке Париса.

Оригинал статуи из мюнхенской Глиптотеки:

[показать]


Реконструкция с других ракурсов:

[показать]

[показать]

[показать]


Подобные детально проработанные узоры покрывали даже спины фигур на фронтоне на высоте 10 метров. Мельчайшие детали в своём размере составляют всего лишь около двух миллиметров, что свидетельствует о высокой точности росписи статуй.

[показать]


Исследования в специальном свете показали различную степень выветривания поверхности скульптур, что в свою очередь косвенно говорит о присутствии на ней различных цветовых пигментов. Но и сами пигменты, использовавшиеся для украшения скульптур, сохранились на поверхности скульптур в минимальных количествах: киноварь, красная охра, медная лазурь, медная зелень, жёлтая охра и листовое золото присутствуют на фрагментах статуй, найденных при раскопках храма Афайи в 60-х гг. ХХ в.

На выставке "Bunte Götter" пигментам отведена отдельная витрина:

[показать]


Сохранившиеся следы раскраски, на основании которых выполнялась цветовая реконструкция:

[показать]


На шлеме одного из воинов узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов, можно увидеть невооружённым глазом. Этот факт всегда приводился в качестве доказательства полихромного исполнения фигур на порталах храма. Однако эти цветовые следы не получили до настоящего времени правильного истолкования.

Только благодаря новейшим исследованиям удалось установить, что сеточка является частью богатого чешуйчатого орнамента, покрывавшего лицевую часть шлема. Сравнение узора на шлеме с изображениями шлемов на греческих вазах того же периода позволяет утверждать, что подобная форма раскраски была широко распространена в то время.

[показать]


Другие примеры, включающие реконструкцию изображений костюмов:

Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя, Афины, 530-520 гг. до н.э.
Реконструкция статуи в образе богини Афины.


[показать]


Фотография коры с выставки в Стамбульском археологическим музее:

[показать]


Кстати, вот как Гомер описывал одежды Геры (с моими пометками):

Тою душистой оделася ризой, какую Афина,
Ей соткав, изукрасила множеством дивных узоров,
Ризу златыми застежками выше грудей застегнула,
Стан опоясала поясом, тьмою бахром окруженным,
В уши прекрасные серьги с тройными подвесями вдела,
Ярко игравшие: прелесть кругом от богини блистала.
Легким покровом главу осенила державная Гера,
Пышным, новым, который, как солнце, блистал белизною.


Это описание было создано во времена греческой архаики. Если все верно помню, этот текст старше чем статуя коры. Но как хорошо иллюстрирует он нарядность костюма и подтверждает раскраску скульптуры.

Другой вариант реконструкции этой же статуи - в образе Артемиды:

[показать]


Реконструкция рисунка ткани на одежде Антиопы.
Тесей и Антиопа из храма Аполлона в Эретрии (о. Эвбея)
Музей Халкиса, Эвбея, Греция, кон. VI в. до н.э.

[показать]


Не всегда краски были настолько кричащими, со временем мода на раскраску менялась.
Например, фигуры с фронтона храма Афайи были созданы ок. 500 г. до н. э. Цвета, использованные в их оформлении, были прочными и чистыми.

Скульптуры классического периода (480—320 гг. до н. э.) выполнялись также полихромно, но не были столь многоцветными и яркими. Краски зачастую смягчались белым и отвечали мягкому элегантному вкусу.

В эпоху эллинизма (начиная с 320 г. до н. э.) возникла иная цветовая гамма. Плавно переходящие из одного в другой коричневые, тёмно-красные и фиолетовые тона составляли основу цветовой палитры, нарушавшейся кричащими розовыми и ярко-голубыми красками.

Кстати, пример раскрашенной скульптуры эпохи эллинизма ("Саркофаг Александра") мне довелось видеть в археологическом музее Стамбула. Правда, усердными реставраторами там были использованы очень яркие краски. По-моему, ярче чем нужно... Но я должна честно признаться, что мои глаза сопротивляются этой пестрой раскраске, поэтому все мои замечания субъективны.

Саркофаг из Сидона (так называемый "Саркофаг Александра"),
ок. 325—310 до н. э.

Вот так выглядят следы раскраски на оригинале:

[показать]


Восстановленная роспись:

[показать]


[показать]

Другие примеры:

Торс в панцирном доспехе, Музей Акрополя, Афины, ок. 470 г. до н.э.

[показать]


Голова Калигулы, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, 37-41 гг.

[показать]


Лев из Лутрак, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, ок. 550 г. до н.э.

[показать]


В античности яркая раскраска считалась знаком особой ценности. Однако это буйство красок противоречит современному пониманию эстетики, ориентированному на ясность. Сегодня цветные скульптуры кажутся нам, скорее, чем-то странным.

И под занавес маленький переворот в представлении о древнегреческих храмах. Расписаны были не столько статуи, но и фронтоны, а также все архитектурное обрамление. И выглядело это примерно так:

[показать]


Изображение, к сожалению, маленькое. Но тем интереснее будет заинтересовавшимся начать поиски информации и открыть для себя эту тему самостоятельно.

В этом году до 1 июня выставка "Bunte Götter" будет работать в Касселе (Германия). До этого скульптуры выставлялись в Мюнхене, Копенгагене, Ватикане и Стамбуле. Возможно, когда-нибудь эту экспозицию можно будет увидеть и в российских музеях.

Взято: здесь.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Ryusei_Yamagawa 08-04-2009-08:46 удалить
Спасибо огромное,очень интересно!
kleine_kawaii 08-04-2009-22:29 удалить
фигасе О_О ужасть, как непривычно...
и все-таки с раскраской они какими-то не такими стали..))) шарм утратили))))))))
Мировега 08-04-2009-22:31 удалить
kleine_kawaii, ППКС, ага. )) Но это мы просто привыкли к белоснежным мраморным статуям, на самом деле так оно должно и быть.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Об античных статуях | Мировега - Мозаика Сети | Лента друзей Мировега / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»