Вопрос: Я считаю, что даже в советское время
когда всюду был один стандарт, все-таки школы были
непохожи друг на друга, потому что в этом деле очень
многое зависит от личности: директора, преподава-
теля, учеников… Тем более это верно сейчас. Так вот
чем ваша школа необычна?
Олег Васильевич Мерзляков: Я скажу так – наша
школа необычна тем, что она – обычная.
Наша школа уже год работает в режиме го-
родской экспериментальной площадки. Назва-
ние длинное, но суть одна – мы с детьми серьез-
но занимаемся исследовательской деятельностью
учащихся. Дети – любые – с первых дней жизни
начинают что-то исследовать, познавать окружаю-
щий мир. И первое направление, которым мы за-
нялись – это экология. Это близко мне по первой
специальности. Мы ведем мониторинг окружаю-
щей среды района Северное Измайлово. У нас есть
аппаратура, средства измерения, которые должны
быть, мы получаем серьезные результаты. В 1999
году мы провели первый экологический фестиваль
«Рассвет». В этом году этот проект получил второе
дыхание. Мы провели окружную научно-прак-
тическую конференцию 26 января 2007 г. Работы
детей пошли дальше, вышли на всероссийскую
Олимпиаду «Созвездие». Это Олимпиада эколо-
гической направленности. Победитель получает
грант 60 тыс. рублей, получает зачисление в инс-
титут. Исследовательские проекты наших ребят за-
нимали первые места на этой Олимпиаде. И в этом
году наша программа «Цветы и дети» пойдет на эту
Олимпиаду «Созвездие», мы туда поедем. Сейчас
исследовательская деятельность школы расшири-
лась. Мы занялись исторической тематикой. Дети
делали веб-сайты на темы истории и занимали пер-
вые места и в округе и в городе. Это история Рос-
сии, Москвы, военная история. Сейчас мы делаем
проект, который называется «Улицы Северного
Измайлово». Есть такая вещь, которая называется
ГИС. Гео-Информационная система. Это как бы
карта в несколько слоев. Там может быть и эколо-
гия, и исторические данные. Работа интересная и
сложная. И очень серьезная. Есть и еще одно на-
правление у нас. Первого апреля у нас проходил
слет военно-патриотического клуба «Русь» - это
межрегиональная система клубов военно-патрио-
тической направленности. К нам приехали многие
отряды со всей Москвы, из Подмосковья. У нас в
школе есть подразделение клуба, называется «Из-
майловская застава». Со своими знаменами, одеты
дети просто шикарно: форма с аксельбантами. У
нас проходил финал слета. Был смотр знаменной
группы, соревнования по армрестлингу, поднятию
штанги. Вы знаете, со стороны смотрится – это
просто сердце радуется. Там система очень серьез-
ная. Нельзя просто сказать: «хочу» – и тебя записа-
ли. Членство в клубе надо заслужить. Есть система
отбора, система поощрения, включая стипендии,
ордена и медали. В жиме штанги и армрестлинге
наша «Измайловская застава» победила. Клуб воз-
главляет у нас преподаватель литературы Лавров
Юрий Александрович.
Следующее направление, которое я возглавляю
– это «Школа безопасности». Мы регулярно при-
нимали участие в окружных соревнованиях «Школа
безопасности», которые проводит МЧС. Там есть
полоса выживания, движение по азимуту в лесу,
преодоление препятствий, это очень интересно ре-
бятам все. Я до сих пор жалею, что у нас в районе
не реанимирована «Зарница». Дети к этому готовы,
они хотят этого. Наших ребят тренировали специа-
листы из Общества спасения «Грант», и мы занима-
ли все время приличные места, а в 2006 году ребята
просто выстрелили и заняли первое место в команд-
ном зачете. Я даже не ожидал, и вот получили такой
красивый громадный кубок. И поехали на городс-
кие соревнования. Там, конечно, все было очень се-
рьезно, и все-таки мы заняли третье место в полосе
препятствий.
И я предложил в школе еще одно направление:
мы подали документы об открытии второй в горо-
де экспериментальной площадки. Она у нас назы-
вается «Создание системы детской безопасности
в условиях мегаполиса». Я считаю, что это сейчас
очень важно, чтобы дети умели вести себя безопас-
но в любой ситуации. Я даже забрал предмет ОБЖ у
учителей и сам веду. Я хочу, чтобы этот предмет стал
у них любимым. Мы закупили мультимедийное обо-
рудование в пять кабинетов.
Вопрос: Мегаполис – это очень опасное место, и
тема очень нужная и важная.
О. В. Мерзляков: Я общаюсь с детьми и вижу, что
родители с детьми, наверное, вообще не общаются.
Они элементарных вещей не знают. Родители сей-
час взялись зарабатывать деньги. Разговариватьне-
когда даже друг с другом, тем более с детьми... И мы
попытаемся, чтобы дети максимально много знали
о своей безопасности. Нам предложили это направ-
ление под эгидой МЧС – таких одна или две школы
в городе. Причем у нас в школе намечено строитель-
ство полосы препятствий.
Вопрос: А какие совместные проекты у вас есть с
муниципалитетом?
О. В. Мерзляков: Сейчас у нас много трубят об
экологии. Причем подход такой: все плохо, караул!
Ну ладно, плохо, а дальше что? А мы попытались
применить другой подход.
Точно определить состояние окружающей сре-
ды, предложить выход, а предложив выход, попы-
таться осуществить его. И мы сделали программу
Детского экологического движения «Цветы и дети».
Мы подобрали те цветы и растения, которые в ус-
ловиях города могут жить. И разработали несколь-
ко проектов благоустройства нашей территории.
Суть в том, что дети вместе с преподавателями, ро-
дителями сами благоустраивают свою территорию.
Это дополнение программы городской «Мой двор,
мой подъезд» Но там все делают большие дяди. А
мы хотим, чтобы участие принимали сами дети.
Например, на практике работали у нас дети не за
деньги, а за саженцы. Но все это пока было в до-
вольно клочковатом варианте. Год назад я предста-
вил этот проект на Муниципальном Собрании и
получил поддержку. Теперь речь идет о том, что-
бы ее реализовывать. На это нужны определенные
средства. Мы написали письма депутатам и Мос-
ковской городской думы, и Госдумы. Муниципа-
литет нам обещал поддержку и рекомендовал этот
проект. Но у них нет такой строчки в бюджете. Что
ж, надо совместно добираться до тех, у кого такая
строчка есть.
А мы все равно будем пытаться осуществить про-
ект. Там есть и фонтан и детская площадка, и клум-
бы. Я на него не нарадуюсь. У нас есть договорен-
ность с Колледжем ландшафтного дизайна, одна из
их студенток будет делать настоящий, грамотный
проект благоустройства территории. С чертежами,
с технико-экономическим обоснованием. Тогда и
Муниципалитет, и управа, наверное, и управление
образования нас поддержат. Будем биться.
Вопрос: Есть школы, у которых очень хорошие по-
казатели. Ни одного ученика на учете в милиции, ни
одного двоечника. Потому, в основном, что эти дети
вылетают из школы, как только с ними что-нибудь
подобное случается. Чтобы не портил картину.
О. В. Мерзляков: Нет, это не наш путь. Мы его
«замучаем», но добьемся того, чтобы ребенок учил-
ся. Есть такая поговорка, - чтобы не отстать, надо
бежать очень быстро. Мы не можем до конца побе-
дить зло. Но, чтобы оно не победило нас, не захлест-
нуло нас с головой, нужно очень многое делать.
Вопросы задавала Т. Ю. Стукова.
[\more]
[\more]