• Авторизация


Церковь и государство 20-01-2008 22:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Почему-то в дискуссиях о взаимоотношениях образования и религии, положена как базовая посылка: «Церковь должна быть отделена от государства».

Даже те, кто пытается защитить Церковь от упреков «в покушении на свободу»,  неявно подразумевают общепризнанность этого тезиса.

Ну, а как там на Западе?  Более свободное и либеральное общество давно продумалоответ на этот вопрос?!

И тут выясняется,что исторически подобная идеология секулярного общества возникала сравнительно недавно.

Для меня удивлением стало чтение Марселя Лефевра «Они предали Его», посвященной итогам Второго Ватиканского Собора.

Марсель Лефевр (1905-1991), католический архиепископ открыто выступивший против решений Второго Ватиканского Собора(1962-65).

Делая обзор из богословского наследия католичества, Лефевр показывает, что основная идеология католицизма вплоть до 60-х годов прошлого века, была в целом антилиберальна и не поддерживала антропоцентризма светской мысли.

Цитата из  Пия 10 (1906 год):

 «В том, что якобы следует отделить государство от Церк­ви, заключен абсолютно ложный тезис, крайне опасное за­блуждение.

Будучи основанным на том принципе, что государство не должно официально признавать никакого вероиспо­ведания, этот тезис прежде всего глубоко оскорбителен для Бога; ибо Создатель человека является также Осно­вателем человеческих обществ, и он заботится об их со­хранении так же, как о нашем существовании. Поэтому нашим долгом является не только его личное почитание, но также государственный и общественный культ в его честь.

Кроме того, в этом тезисе содержится явственное отрица­ние сверхъестественного порядка. В самом деле, он огра­ничивает деятельность государства одной лишь заботой о всеобщем благосостоянии в жизни сей, каковое есть лишь ближайшая цель светских обществ; и он не уделяет ника­кого внимания, словно отвергая ее, конечной цели этих обществ — вечному блаженству, которое обещано человеку по окончании его краткого земного века. Но поскольку земной порядок вещей, имеющий место во времени, под­чинен завоеванию этого высшего и абсолютного блага, светская власть не должна чинить препятствий этому за­воеванию, но, напротив, должна помогать нам в нем.

Также этот тезис расходится с порядком, который установ­лен в мире великой мудростью Бога и который требует гармонического содействия двух обществ. Ведь члены этих двух обществ, религиозного и светского, одни и те же, хотя каждое из них вершит над ним свою власть в при­сущей ему области. Отсюда с необходимостью следует, что существует множество дел, разбор и суд которых ока­зывается в ведении обеих властей. И; если согласие между государством и Церковью пропадет, эти общие для них дела окажутся плодородной почвой для распрей между ними, острых разногласий с обеих сторон; тем самым ока­жется замутнено понятие истины и души преисполнятся глубокой тревоги».

Так писал Папа! Так было общепринято у католиков еще в первой половине 20-го века! И насколько это далеко от современного юридического понимания «разделения сфер деятельности» Церкви и государства.

Собственно, проблема взаимоотношений Церкви и системы образования имеет те же самые линии сопротивления: свобода личности против свободы души (прописные буквы расставить самостоятельно).

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Почему-то в дискуссиях о взаимоотношениях образования и религии, положена как базовая посылка: «Церковь должна быть отделена от государства». а кем этот посыл положен?
И второе. Не рассматривали вариант Ивана Карамазова: не церковь вращивается в госудрство, а государство в церковь? Что, по идее того же Карамазова, более этичное вживание?
star_gazer 21-01-2008-11:24 удалить
Поправьте, если ошибаюсь, Иван Карамазов, кажется, был социалистом, значит и приверженцем светскости общества, и мне показалось, что речь шла не просто о "вживлении", а полной ассимиляции государством церковного института. Хотя надо еще раз Достоевского пролистать. Ну а что касается отделения и протеста папы Пия X(речь идет, я так понимаю, о законе отделения государства от церкви во Франции столетней давности), то, безусловно, он был против, поскольку закон был принят при его правлении и означал потерю власти и, что немаловажно, государственного субсидирования. Мало того, закон провозглашал секуляризм, следовательно, католики теряли свое монополистическое влияние во Франции. Так или иначе я убежден, что в основе такого разделения лежит политическая борьба за власть. Я не против "сосуществования" этих двух институтов, но я против доходящих до идиотии попыток вмешаться церковь в светские дела и в образование тем более. Но боюсь, что это перманентная борьба.
star_gazer, нет, что Вы, Достоевский не мог унизить Карамазова таким званием...
ivesper 21-01-2008-22:44 удалить
QУОТЕ]и]Исходное сообщение ЭД_из_Сибири /и] И второе. Не рассматривали вариант Ивана Карамазова: не церковь вращивается в госудрство, а государство в церковь? Что, по идее того же Карамазова, более этичное вживание?/QУОТЕ] Как Вы представляетет "вращивание" Церкви в государство? Такую идею,не считая наших современников, мог высказывать, разве что,какой-нибудь Петя Верховенский :) "Этично" звучит очень аскетически. Так может говорить человек очень уважающий веру других.
ivesper, боюсь, я употребил не тот термин, что использовал Карамазов, но представьте: Церковь создает свою систему образования, которая в силу своих принципов устройства, в первую очередь нравственных, притягивает людей больше, чем институты государства... И тем самым в мирной конкуренции поглощает мирсео образование... Вот примерно про это говорил Карамазов старцу... Тихон его кажется звали...
ivesper 21-01-2008-23:06 удалить
[star_gazer, когда Вы заявляете, что Папа "безусловно, … был против, поскольку закон был принят при его правлении и означал потерю власти и, что немаловажно, государственного субсидирования", Вы даже не пытаетесь отнестись к тезису, который высказывал Папа. Почему Папа был против? Он мог быть против не по одной причине, а по многим. В данном контексте марксоидное объяснение по отношению к религии не очевидно. Или Вы считаете, что для того, чтобы понять человека, достаточно узнать его социальный статус и принадлежность к определенному классу? А что касается – «попыток вмешаться церковь в светские дела и в образование тем более» - ответ на этот вопрос (?) зависит от общего ответа на вопрос о соотношении Церкви и общества. Или, если говорить упрощеннее – какое видение природы человека истиннее.
ivesper 21-01-2008-23:21 удалить
ЭД_из_Сибири , еще раз спрошу: Вы считаете Церковь и государство явлениями одного порядка (могут конкурировать, побеждать, проигрывать)?
Исходное сообщение ЭД_из_Сибири Почему-то в дискуссиях о взаимоотношениях образования и религии, положена как базовая посылка: «Церковь должна быть отделена от государства». а кем этот посыл положен?
нет, я совсем не думаю, что они должны и могут побеждать и/или проигрывать, я то как раз считаю, что они долны быть разведены. Как там в Новом завете "Богу - богово, кесарю - кесарево" Но вот только я не считаю, что это базовая посылка в дискуссиях. С чего Вы это взяли?
star_gazer 22-01-2008-06:45 удалить
Я дилетант в таких делах, да и знания мои в этой области весьма скудны. Помнится, мне попался сборник рассказов Марка Твена, кажется "Исправленный Катехизис". Я был шокирован, честно говоря, деятельностью церкви того времени, я не верю в доводы папы, я не верю в церковь как в институт, простите меня. Безусловно, были светлые и высокие люди, как тот же старец Зосима из Карамазовых, раз уж мы тут о них заговорили, и, возможно, Пий X, из таких же. Но побуду пессимистом и осмелюсь предположить, что истинных служителей церкви - подавляющее меньшинство :)
ivesper 24-01-2008-21:38 удалить
Исходное сообщение star_gazer Безусловно, были светлые и высокие люди, как тот же старец Зосима из Карамазовых, раз уж мы тут о них заговорили, и, возможно, Пий X, из таких же.
А как Зосима относится к Церкви? Что он говорит о священстве? О святости?
ivesper 24-01-2008-21:46 удалить
Исходное сообщение ЭД_из_Сибири нет, я совсем не думаю, что они должны и могут побеждать и/или проигрывать, я то как раз считаю, что они долны быть разведены. Как там в Новом завете "Богу - богово, кесарю - кесарево"
Да, у Церкви и у государства разные цели. Государство пытается построить сносную земную жизнь. В этом смысле, Церковь и государство разделены. Из этого не следует, что невозможны иерархические отношения, когда низшее подчиняется высшему.
Исходное сообщение ivesper
Исходное сообщение ЭД_из_Сибири нет, я совсем не думаю, что они должны и могут побеждать и/или проигрывать, я то как раз считаю, что они долны быть разведены. Как там в Новом завете "Богу - богово, кесарю - кесарево"
Да, у Церкви и у государства разные цели. Государство пытается построить сносную земную жизнь. В этом смысле, Церковь и государство разделены. Из этого не следует, что невозможны иерархические отношения, когда низшее подчиняется высшему.
Это как?
28-08-2009-08:53 удалить
здесь Лик Стража Смерти слабонервным делать нечего в глаза не смотреть ! Мощнейший гипноз


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Церковь и государство | ivesper - люди.как бы.жизнь | Лента друзей ivesper / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»