Первый «гибрид» Honda Insight, появившийся на рынке США в начале третьего тысячелетия, не вызвал у американцев большого энтузиазма. В ту пору цена галлона бензина (3.785 литра) немногим превышала один доллар, поэтому беспрецедентная экономичность Honda Insight, доходившая до 70 миль пробега на галлоне, оказалась невостребованной.
В самом деле, кому был нужен похожий на головастика 2-местный «гибрид», «нашпигованный» аккумуляторами и обладающий скромной динамикой? Времена меняются и отношение к «гибридам» в современной Америке стало совершенно иным. За истекший период самым массовым в этой категории стал Toyota Prius — первый в мире серийный «гибрид», поставленный на поток в 1997 году. Его тираж уже пошёл на второй миллион, и весной текущего года две японские компании выпускают на американский рынок новый Prius и Insight.
Старт «гибрида» Honda приурочен ко Дню Земли, отмечаемому 15 апреля (в России апрель тоже «космический» месяц), а Prius должен появиться чуть позже, стало быть, для начала ознакомимся с Insight второго поколения. В отличие от своего предшественника новый Insight вмещает пять человек, и по американской классификации EPA он относится к компактным моделям. По габаритам Insight сопоставим с Honda Civic Hybrid, но при этом он короче, ниже и уже нового Prius, который, кстати сказать, относится к моделям среднего формата.
Сильным козырем Insight должна стать цена: базовая модификация LX стартует с отметки $19,800, а самая «упакованная» EX, оснащённая навигационной системой, предлагается за $23,100. Для сравнения следует отметить, что «гибридная» версия модели Civic стоит в США $23,650. Honda полагает, что целевой аудиторией Insight является профессионально подготовленная молодёжь (средний возраст 25 лет), готовая потратить на автомобиль $18-22 тыс. Поскольку базовая цена Prius несомненно превысит $22 тыс., Toyota намерена создать более дешёвую версию своего «гибрида» для конкуренции с Honda Insight.
Ценовая разница между Prius и Insight обусловлена тем, что Toyota сделала ставку на технически более сложную и, соответственно, дорогую в производстве концепцию, которая одновременно обеспечивает более высокую экономичность. Honda изрядно сэкономила, отказавшись от полного отключения 1.3-литрового 88-сильного двигателя. Когда передние колёса «гибрида» получают тягу от 10-киловаттного электромотора, система Variable Cylinder Management отключает подачу топлива, но при этом 4-цилиндровый бензиновый движок продолжает молотить поршнями вхолостую.
После нажатия зелёной кнопки « ECON» происходит быстрая настройка двигателя, бесступенчатой трансмиссии, кондиционера и даже круиз-контроля на самый экономичный режим. Кроме того « ECON», являющийся составной частью комплекса Ecological Drive Assist, повышает активность системы старт/стоп и тормозов с регенеративной функцией, а реакция двигателя на нажатие педали газа становится более «мягкой».
Индикация, выполненная в виде светящейся арки, совмещённой с цифровым спидометром, является своего рода экологическим барометром. Насыщенный голубой цвет свидетельствует о высоком расходе горючего, и по мере роста экономичности свечение арки меняется со светло-голубого на зелёный. Примерно через каждые два километра пробега выводятся данные, позволяющие водителю выбрать более экономичный стиль вождения, а после выключения зажигания анализатор Eco Guide, встроенный в тахометр, выдаёт полный отчёт.
О топливной экономичности можно судить по числу маленьких зелёных листочков, высвечиваемых на экране. По мере увеличения расхода горючего и изменения свечения арки в направлении синего цвета листочки, образно говоря, увядают и падают. Графическая индикация отражает состояние (расход энергии, подзарядка и пр.) силового комплекса Integrated Motor Assist пятого поколения, в который наряду с двигателем и электромотором входит комплект аккумуляторов, содержащих гидрид никеля.
По составу батареи аналогичны применяемым на Honda Civic Hybrid, но седан несёт 11 элементов, а у Insight их всего семь. Поэтому вся необходимая для их работы электронная «начинка» и система охлаждения разместились в безопасной зоне под полом багажника, что позволило сделать спинку заднего сиденья опускающейся по частям. У Civic Hybrid она не складывается, поскольку этому мешают расположенные позади аккумуляторы. Объём багажника Honda Insight составляет 450 литров — это на 42 литра больше, чем у Toyota Prius.
На североамериканском рынке Honda планирует продавать 100 тысяч Insight в год — 90% в США, остальное в Канаде. На фоне скромных достижений Insight первого поколения и «гибридных» версий Accord и Civic это очень оптимистичный прогноз. Преимущество Toyota Prius пока безоговорочное — в 2007 году в Соединённых Штатах продано более 180 тысяч автомобилей, а в прошлом — 160 тысяч. Уже готова европейская версия Honda Insight, и вполне возможно, что соперничество между «гибридами» Honda и Toyota развернётся на «втором фронте».