В локомотивном депо Москва-пассажирская Курская Московской железной дороги проходит испытание единая комплексная система нового поколения (ЕКС2).
Она позволяет водить пассажирские поезда практически без вмешательства машиниста.
Первые аналоги системы стали внедрять на Московской железной дороге почти три года назад. Машинисты локомотивного депо начали испытания электровозов, оснащенных ЕКС1. Сейчас в депо Москва-пассажирская Курская самостоятельно «водят поезда» уже 18 таких локомотивов. Для подстраховки работы автоматики ее действия контролировались машинистами, которые при малейшем сомнении немедленно переходили на ручное управление.
В этом году разработчики системы, учтя замечания машинистов, обновили программу автоведения пассажирских поездов. Электроника работает так, что машинисту остается лишь контролировать процесс. Поезд сам набирает скорость или снижает ее в зависимости от рельефа пути, останавливается на запрещающий сигнал светофора. В одном программном обеспечении сразу несколько разработок российских изобретателей, таких как САУТ (система автоматического управлении торможением), КЛУБ-У (комплекс локомотивных устройств безопасности), усовершенствованная система автоведения поезда. Испытания ЕКС2 показали неплохие результаты, снизилось количество браков. Кроме того, разработчики системы продвинулись в области ресурсосбережения: например, на маршруте от Москвы до Орла экономия электроэнергии достигает 8%.
По мнению железнодорожников, проводящих испытания на Московской дороге, ЕКС2 – первый шаг отечественных производителей на пути к полной автоматизации ведения пассажирских поездов. Система не только способна думать и решать сложные задачи, но обеспечивает безопасность движения за счет снижения вероятности неправильных действий машинистов - так называемого «человеческого фактора».
Служба по связям с общественностью Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».