[показать]На Сызранском нефтеперерабатывающем заводе проводится масштабная программа модернизации. Предприятие уже сейчас досрочно перешло (по техническому регламенту это станет обязательным с 1 января 2016 года) на выпуск автомобильного топлива экологического стандарта Евро-5. Это позволит увеличить глубину переработки нефти и повысить промышленную и экологическую безопасность.
У меня была уникальная возможность побывать на производстве и разобраться в том, как устроен нефтеперерабатывающий завод, и задать все интересующие меня, как конечного потребителя, вопросы. Поехали!
Не буду вдаваться в тонкости химико-физических процессов и попытаюсь простым и понятным языком рассказать о том, что происходит на нефтеперебатывающем заводе. Несмотря на огромные площади, резервуары, реакторы, печи и трубопроводы — в целом в процессе переработки нефти нет ничего сложного. Самое главное тут – безопасность. Например, на территории завода можно находиться только в спецодежде и обязательно иметь на плече персональный противогаз (плюс обязательный инструктаж).
2. Начнём с центральной заводской лаборатории. Здесь происходит непрерывный контроль качества – от сырой нефти до конечного продукта. На фото — анализатор, определяющий содержание серы в бензине. Экологический класс Евро-5 наложил жесткое ограничение на содержание этого элемента таблицы Менделеева в бензине, - не более 10 ppm (0,001 %). Сызранский НПЗ, кстати, перерабатывает нефть с достаточно высоким содержанием серы.
[показать]3. Несколько раз в день с каждой установки забирают пробы в лабораторию. При производстве топлива проводится самый жесткий контроль качества как компонентов, так и товарной продукции.
[показать]4. Переходим непосредственно на производство. Нефть поступает на завод по нефтепроводу и проходит предварительную подготовку — очистку от механических примесей и обезвоживание на электрообессоливающих установках (ЭЛОУ). После этого нефть поступает в ректификационные колонны на атмосферную перегонку, где разделяется на фракции: бензиновую, керосиновую, дизельную и остаток перегонки — мазут. Проще говоря — нефть нагревают, и при различных температурах кипения происходит ее разделение на фракции.
[показать]5. Самые легкие фракции собираются вверху, самые тяжелые внизу. Вся суть первичной переработки нефти сводится к тому, чтобы наиболее полно разделить нефть на отдельные узкие фракции, которые являются сырьем для остальных процессов переработки.
[показать]6. Бензиновая фракция, выделенная из нефти на установке ЭЛОУ-АВТ-6, направляется на установки каталитического риформинга. Их на заводе несколько. Это процесс каталитической ароматизации нефтепродуктов (процесс образования ароматических углеводородов в результате реакций ароматизации). Основной продукт риформинга — стабильный катализат с октановым числом не менее 95 пунктов по исследовательскому методу, используемый как основной компонент для производства товарных высокооктановых бензинов.
[показать]7. Процесс нефтепереработки замкнут и непрерывен, часть продукции с одной установки поступает на другую, с целью повышения качества и улучшения свойств продукции. Территория завода - это сложнейшая система трубопроводов, по которым подается нефть, вода (используется для охлаждения) и продукты нефтепереработки.
[показать]8. На фото – установка каталитической изомеризации, предназначенная для производства высокооктанового изомеризата из прямогонной бензиновой фракции.
[показать]9. Изомеризат не содержит ароматики, бензола и олефинов, что позволяет производить бензин с высокими экологическими характеристиками.
[показать]10. Это комплекс установки по производству водорода. Он нужен для выпуска топлива Евро-5.
[показать]11. Это — блок выделения бензолсодержащей фракции (БСФ). Он предназначен для снижения содержания бензола в товарных бензинах с целью доведения их до уровня, определенного техническим регламентом.
[показать]12. Объединение в единый комплекс блока выделения БСФ и изомеризации — уникальное решение для отечественной нефтепереработки. Выделенная на риформинге фракция используется в качестве сырья для изомеризации, что увеличивает общий выход автомобильных бензинов.
[показать]13. Операторная.
[показать]14. Кроме дистанционного контроля операторы должны регулярно проводить визуальный осмотр всего оборудования на работающей установке.
[показать]15. На многих технологических установках НПЗ в качестве побочного продукта получается сероводосодержащий газ, который направляется на установку по производству серной кислоты методом мокрого катализа. В результате получается ценнейший продукт химической промышленности — концентрированная техническая серная кислота. Она применяется в нефтехимии, деревообработке, металлургии, сельском хозяйстве.
[показать]16. Резервуары также являются частью производственного цикла. Готовая продукция, к слову, в них не задерживается, а достаточно оперативно отгружается потребителям.
[показать]17. Примечательно, что на СНПЗ ведется модернизация без остановки производства. В разной степени готовности — ряд новых установок.
[показать]18. Одна из них — установка каталитического крекинга FCC (флюид каталитический крекинг). Тут будет использоваться мелкий порошковый катализатор, взвешенный в нефтяных парах или газе, действующий как жидкость. Крекинг происходит в подводящей трубе (райзер), по которой смесь катализатора и паров углеводородов проходят через реактор.
[показать]19. Строительство газофракционирующей установки (ГФУ).
[показать]20. Также на заводе строится установка по производству элементарной серы (в дополнение к установке по производству серной кислоты).
[показать]21. Строительство новой единой операторной. Все вновь возводимые операторные на территории НПЗ бункерного типа, то есть полностью изолированы от окружающего мира, не имеют окон, а вход осуществляется через гермозатворы.
[показать]22. На заводе скоро появится современная установка гидроочистки дизельного топлива.
[показать]23. Для доставки двух реакторов, каждый весом около 550 тонн и длиной 30 метров был построен причал и дорога к нему.
[показать]24. Что в итоге? Завод непрерывно совершенствуется: растет глубина переработки нефти, снижается уровень выбросов. Они и сейчас, кстати, не превышают нормативы.
[показать]25. Но на природу меньше воздействует не только сам завод. То самое топливо по стандарту «Евро-5», которое производит завод, при использовании на транспорте обеспечивает гораздо более «чистый» выхлоп от двигателей.
[показать]26. Топливо класса Евро 5 позволяет говорить об очищении воздуха городских пространств от выхлопов. Другой вопрос — готов ли автотранспорт наших городов к высокоочищенному топливу, или в ряде случаев Бензин Евро 5 словно микроскоп для тех гвоздей, что пытаются им забить. Впрочем, это вопрос уже не к нефтянникам.
[показать]Ну и для самих двигателей автомобилей это тоже благо — бензин и дизтопливо самого высокого качества. Так что выигрывают от такой модернизации и автомобилисты и пешеходы, дышащие не загрязненным выхлопными газами воздухом.
http://victorborisov.livejournal.com/266912.html