Мифы на Западе про черепах

ГРЕЦИЯ, РИМ
Для древних греков и римлян черепаха служила символом плодовитости, женского начала и считалась священным животным. Этим можно объяснить и столь распространенный в этих странах сюжет, когда черепаха сопровождает богиню любви Афродиту (Венеру) или соседствует рядом с богом природы - рогатым и козлоногим Паном. В древнем мире считалось, что именно из черепахового панциря была изготовлена первая лира. Черепаха была эмблемой Гермеса (Меркурия).
"Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как он уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада богов в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидал черепаху, поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу."
"Отправился Тесей дальше. В самом опасном месте Истма, у границ Мегары, там где высоко к небу поднимались отвесные скалы, у подножия которых грозно шумели пенистые морские валы, Тесей встретил новую опасность. На самом краю скалы жил разбойник Скирон. Он заставлял всех, кто проходил мимо, мыть ему ноги. Лишь только склонялся путник, чтобы вымыть ноги Скирону, как жестокий разбойник сильным толчком ноги сбрасывал несчастного со скалы в бурные волны моря, где он разбивался насмерть о торчащие из воды острые камни, а тело его пожирала чудовищная черепаха. Тесей, когда Скирон хотел столкнуть и его, схватил разбойника за ногу и сбросил его самого в море."
ЕВРОПА
В Европе античных времен черепаха ввиду большого количества откладываемых ею яиц считалась символом плодородия, ввиду "тихой сдержанности" - олицетворением нравственной любви, ввиду долголетия - синонимом непреклонного жизнелюбия. В патристике это "живущее в иле" животное рассматривалось как символ зависимости от земли, однако св. Амвросий указывал, что из панциря черепах можно изготовить музыкальный инструмент с семью струнами, игра на котором радовала бы сердце. Защитная функция панциря черепахи еще в древности использовалась в магических обрядах (для защиты от града и колдовства), а глаза черепахи в золотой оправе служили амулетом против сглаза.
Черепаха, с наполненным ветром парусом на спине, была эмблемой (impresa) Козимо Медичи (1389-1464). Сопроводительным девизом была фраза "Festina lente" [лат. - "Спеши медленно"], что значит: не торопись, но будь уверен в том, что делаешь. В алхимии черепаха символизирует материю в начале процесса преобразования.
ХРИСТИАНСТВО
У христиан черепаха означает благопристойное поведение замужней женщины, уединенно живущей вдали, как это животное в панцире. Тем не менее в христианской литературе то же самое животное часто трактуется как символ трансформации греховной плоти и чувственных удовольствий. Наверное, не случайно в искусстве раннего христианства черепаха символизировала зло, по контрасту с петухом как символом бдительности.
В некоторых странах образ этого животного приобрел оскорбительный смысл и в разговорном языке стал синонимом трусости. Отсюда и расхожий трафарет: сравнить человека с черепахой, отворачивающей голову, - значило обвинить его в том, что он замыкается глубоко в себе, потому что боится взглянуть в лицо опасности.
СЛАВЯНЕ
В славянской культуре черепаху, как и прочих земноводных и пресмыкающихся относят к «гадам». В известной легенде Бог приказывает аисту выбросить мешок со всякой нечистью, в числе которой присутствует и черепаха. В болгарской мифологии это животное называется иногда костяной жабой.
По народным легендам, Черепаха происходит из кушанья, которым из жадности не угостили странника (Христа), мать или кума, прикрыв еду миской: из яичницы, вареников (у украинцев), из хлеба и печеной курицы (у сербов, хорватов, боснийцев). Она происходит из ведьмы, которая стирала в праздник и, чтобы ее не заметили люди, легла на скамейку и накрылась корытом (у украинцев); из молодой невестки, которая не приготовила свекру хлеб к обеду и со стыда села на хлебную доску и накрылась квашней (у болгар); из дочки, которая во время приготовления теста срослась с хлебной доской и миской в результате материнского проклятия (у болгар). В наказание за жадность вареники превратились в черепах, а хлеб с курицей или яичница срослись с миской; ведьма срослась со скамейкой и корытом, а невестка — с доской и квашней, так появилась на свет Черепаха.
Некоторые украинские легенды связывают происхождение Черепахи с гадюкой, которая грозилась убивать людей своим укусом; с летающим змеем, поедающим людей. Черепаха некогда летала, садилась на людей, объедала им носы и выедала глаза. В наказание Бог наградил Черепаху тяжелым панцирем. Черепаху считают ядовитой, а укус ее смертельным.
Черепаху объединяет с «гадами» ее связь с громом, дождем и градом. Чтобы не бояться грома, в Сербии едят яйца Черепахи; убиение Черепахи вызывает град, а ее переворачивание — дождь, поэтому в Болгарии во время засухи ее переворачивают специально. Запрет убивать Черепаху македонцы объясняют тем, что она приносит счастье и просит Бога об урожае.
В болгарских космологических представлениях Черепаха, так же как и змея, держит на себе всю землю. Как и змея, Черепаха может добыть «разрыв-траву», с помощью которой можно отмыкать без ключа любые замки (у украинцев, белорусов, сербов, далматинцев), может свистеть (у поляков), а также проникать внутрь человека, выводя в чреве человека детенышей и вызывая тем самым появление у него опухолей на шее или на колене (у поляков).
В Полесье наряду с широко распространенным представлением о ведьме в облике лягушки встречается поверье и об обращении ведьмы в Черепаху. В таком облике в пасхальную ночь ведьма проникает в хлев и отбирает молоко у чужих коров.
"Разрыв-трава (спрыг-трава) — в русских и украинских поверьях чудесное средство, разрушающее всевозможные запоры и узы, помогающее преодолевать лютые препятствия, позволяющее овладевать кладами. Предания о Разрыв-траве перекликаются с легендами о цветке папоротника, распускающемся в ночь на Ивана Купалу. Именно эту траву ищут ведьмы. Растет она в тех местах, где живут черепахи. Если огородить их яйца колышками, так черепаха принесёт листок разрыв-травы, чтобы освободить дорогу к гнезду."
Как уж, лягушка или крот, Черепаха оказывает влияние на молочность коров. На Украине считают, что у коровы будет больше жирного молока, если в молочное ведро положить Черепаху, что корова будет доиться густым молоком, если ей дать съесть черепашье яйцо. Подобно домовому ужу, ласке и кроту в роли покровителей скота, Черепаха оказывает благотворное воздействие на свиней. Чтобы свиньи велись и тучнели, в Белоруссии живую Черепаху закапывают в свинарнике; в Белоруссии, на Украине и в Болгарии держат ее в ушате, из которого кормят свиней. На Украине Черепаху считают полезной и для коров и поэтому ее кладут в ушат с коровьим пойлом.