Осмотрев мост Священным мост Синкё, можно подниматься по ступенькам наверх, в сторону от дороги. Вот здесь и начинается то, о чем говорит японская поговорка: "Не говори ни о чем, что это прекрасно, пока ты не увидел Никко".
Итак, несколько десятков пологих ступеней выводят к храму Риннодзи. В отдельно стоящей кассе я купил комбинированный билет за 1000 йен, дающий право осмотра вышеупомянутого храма, храмовый комплекс Тосёгу, храм Футарасан и мавзолей Тайюин.
Никко впервые упоминается с 782 года, когда монах Сёдо, о котором шла речь ниже, основал в этих местах первую обитель. Долгие годы послушники и мудрецы искали здесь путь к спасению в уединении и покое.
Японию как государство сплотил великий сёгун Иэясу Токугава. Он положил конец истощавшим страну кровавым междоусобицам крупных феодалов-даймё. В конце жизненного пути Токугава завещал похоронить себя именно в Никко. Потомки выстроили Великому сёгуну пышный мавзолей. Так святилище Тосёгу стало и сакральным и светским памятником. Работы по возведению мемориального комплекса продолжались 17 месяцев (с ноября 1634 г. по апрель 1636 г.). В строительстве и оформлении принимали участия только лучшие мастера Японии того времени.
Сначала давайте заглянем в небольшой садик Сёё-эн, который расположился аккурат напротив главного здания здания Риннодзи.
[показать]
Сад по-дзенски минималистичен. Разумеется, пруд - неотъемлемая часть японского сада.
[показать]
Посредине пруда небольшой островок с каменной пагодой.
[показать]
[показать]
[показать]
Перед Риннодзи. Здесь можно оставить зажженные благовонные палочки перед тем, как проследовать к храму.
[показать]
Храм Риннодзи.
[показать]
В большом зале Санбутсу-до находятся позолоченные буддийские статуи. Снимать категорически запрещено, о чем предупреждают объявления. В Риннодзи находится Зал Трех Будд. Трехметровые изваяния святых буддийского пантеона – Будда Амида-Нёрай, тысячерукая Канон, Ботон-Каннон – восседают на постаментах в виде лепестков лотоса.
Риннодзи.
[показать]
Отправимся от храма Риннодзи к с святилищу Тосёгу.
Широкая дорога ведет к каменным ториям.
[показать]
Высота торий 9 метров и 3,6 метров ширина. Установлены в 1618 году. Это самые большие тории, сделанные из камня.
[показать]
Слева от торий стоит пятиэтажная пагода, высотой около 35 метров. Не удивляйтесь, что в синтоистском храме находится подобная деталь храма буддийского, ибо синто и буддизм в Японии тесно переплетены.
[показать]
Минуем вотора с охранниками - дэвами...
[показать]
[показать]
Далее, напротив друг друга, стоят два очень интересных здания. Вот одно из них.
[показать]
Оно же крупнее....
[показать]
Главный элемент декора - деревянный рельеф "Слоны". Вырезан по оригинальным рисункам мастера Кано. Считается, что особо реалистично вырезаны уши и хвосты животных.
[показать]
А напротив находится здание Священной Конюшни священной же лошади. Не знаю, священная или нет, но белая лошадь в конюшне действительно имеется. Висит табличка с просьбой не фотографировать животное со вспышкой. Само здание - единственная непокрытая лаком постройка всего ансамбля.
[показать]
Украшает конюшню знаменитое изображение трёх обезьян: "Ничего не слышу, ничего не говорю, ничего не вижу".
[показать]
Собственно эти три обезьяны - визитная карточка Никко. Рядом есть ещё один рельеф с обезьянами, но он такой славы не сыскал. Почему обезьяны, спросите? В средневековой Японии считалось, что обезьяны способны охранить лошадей от заболеваний. Поэтому стены Священной конюшни и декорированы резьбой по дереву на темы различных событий из жизни обезьян.
[показать]
Далее проходим мимо священного источника. Здесь следует омыть руки и прополоскать рот водой в знак ритуального очищения от мирской скверны.
[показать]
Всякое святилище Японии имеет непременный атрибут - колокол. Вот такой он в Тосёгу.
[показать]
Слева и справа от дорожки стоят такие вот мощные каменные фонари, обильно поросшие мхом. Особую прелесть Тосёгу придаёт окружающий его многовековой лес. К сожалению, фотографии не могут передать ни запах древесины, ни вид могучих кедров.
[показать]
Проходим под вторыми ториями, выполненными из бронзы. Их высота шесть метров.
[показать]
Башни близнецы. Shoro.....
[показать]
.... и Koro. По правую и по левую руку.
[показать]
И вот подходим к Yomei-mon Gate ("Ворота Солнечного света").
[показать]
Ещё....
[показать]
Вид с внутренней стороны....
[показать]
Освещение в тот день было не ахти, но Yomei-mon Gate - номер один во всем святилище Тосёгу. У ворот есть и второе название - Higurashinomon ("Ворота сумерек"): посетители могут задержаться на целый день, пока не спохватятся, что наступили сумерки. Здесь шедевры одного вида изобразительного искусства накладываются на поразительные достижения другого. Мастера оживили стены более чем 300 изображениями львов и тигров, киринов и драконов, а также китайских мудрецов. Рассмотрим работу резчиков поподробнее.....
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
"Стражники" с внешней стороны ворот....
[показать]
И с внутренней стороны....
[показать]
[показать]
Теперь наш путь лежит к могиле самого Иэясу. Придется немного доплатить, около 400 йен, т. к. комбинированный билет дальше не действует. Боковой проход украшает не менее знаменитый, чем "Три обезьяны", вырезанный мастерски из дерева рельеф "Спящая кошка".
[показать]
Спящая кошка олицетворяет недопустимость каких-либо внешних раздражителей, способных нарушить покой божественных духов. Хотя животное и погружено в дрему среди цветущих пионов, это не мешает ему свято выполнять свои обязанности - в храме никогда не отмечалось появления мышей. Авторство этого "Спящей кошки" принадлежит известному японскому мастеру Дзингоро Хидари (Jingoro Hidari).
Теперь поднимаемся по двухстам каменным ступеням и пройдём несколько ворот, что бы оказаться перед небольшой, выполненной из бронзы пагодой Ходо (Hodo).
[показать]
Там же....
[показать]
Ещё...
[показать]
А теперь вернёмся вниз.... В этом святилище находятся три небольшие святыни, которые извлекаются из него два раза в год во время религиозных праздников.
[показать]
В остальное время от посторонних глаз они скрыты.
[показать]
Дальше мой путь лежат в святилище Футарасан и мавзолей Тайюин, но об этом я расскажу в следующий раз.