Слава.Я пока не понял насколько этот словарик нужен ПЧ.Обратная связь в блоге очень скромная.Но всё же,продолжаю.Поскольку текстовый источник находится за пределами компа,я решил не включать в пост некоторые чисто профессиональные термины.А также,ограничить каждый пост одной буквой(хотя и не всегда).
Вальс (от немецкого walzen – раскатывать) – один из популярнейших бальных танцев XIX-XX вв. Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский крестьянский танец лендлер, отличавшийся разнообразными плясовыми фигурами и подвижной мелодикой. Среди бальных танцев вальс выделяется лирической настроенностью и романтическим полетом чувства. Благодаря этим чертам вальс получил широкое применение в музыкальной литературе. Крупнейшие композиторы создавали вальсы в виде самостоятельных пьес (Вебер, Шуберт, Штраус-сын, Шопен, Шуман, Брамс, Равель, Глинка, Чайковский, Глазунов, Прокофьев) или отдельных номеров опер («Фауст» Гуно, «Евгений Онегин» Чайковского) и балетов («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Чайковского, «Золушка» Прокофьева); в ритме вальса написаны некоторые оперные арии (например, песенка Герцога в опере «Риголетто» Верди), романсы (например, «Средь шумного бала» Чайковского), части циклических произведений (например, III часть Пятой симфонии Чайковского).
Вальс-бостон - разновидность медленного вальса. Возник в США (название происходит от города Бостон). Для этого танца характерна пауза в аккомпанементе на 3-й четверти каждого такта.
Вариация (латинское variatio - изменение) - видоизменение мелодии или ее сопровождения. Музыкальная форма, в которой тема (или несколько тем) излагаются повторно с изменениями в фактуре, тональности, гармонии, тембре и т.д. Имеет народное происхождение (видоизменение куплетов песни при повторе). В профессиональной музыке появляется с возникновением полифонии строго стиля. Тема с вариациями появляется в XVI веке в форме пассакалии или чаконы. Вариации широко используются в инструментальной музыке XVIII-XIX вв. (Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Шуман и др.).
Венская классическая школа - название музыкального направления эпохи классицизма, обозначающее творчество Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Веризм (итальянское verismo от vero – истинный, правдивый) – направление в итальянском искусстве конца XIX века, основными принципами которого были изображение повседневного быта, психологических переживаний героев, внимание к темным сторонам жизни городского и сельского населения и т. п.
Вибрация (от латинского vibratio – дрожание) - небольшое колебание высоты звука. При игре на струнных смычковых инструментах достигается легким покачиванием кисти и пальца, прижимающего струну, и вызывает дополнительные обертоны, придающие звуку выразительность.
Виртуоз - музыкант-исполнитель, в совершенстве, технически свободно владеющий голосом или искусством игры на каком-либо инструменте. До начала ХХ века выдающиеся виртуозы были, как правило, также и композиторами (Корелли, Бах, Моцарт, Лист, Шопен, Антон Рубинштейн, Рахманинов и др.), однако в ХХ веке произошло разделение на чистых исполнителей и композиторов (иногда тоже исполнителей). Среди крупнейших виртуозов ХХ века - Горовиц, Хейфец, А. Рубинштейн, Менухин, Казальс, Гилельс, Ойстрах, Рихтер и др.
Водевиль - веселая театральная пьеса с несколькими музыкальными номерами, главным образом куплетными песенками. В XIX веке получила распространение во Франции и России (Верстовский, Алябьев и др.)
Вокализ - специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов. Однако часто встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение. К ним относятся вокализы М. Глинки, широко известный «Вокализ» С. Рахманинова, «Пять мелодий без слов» С. Прокофьева и др. В виде вокализа написан Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра.
Вокальная музыка (итальянское vocale - голосовой) - музыка, предназначенная для пения. Составляет основу жанров оперы, кантаты и оратории, романса, песни хора, вокальных ансамблей. Известна с древнейших времен. Профессиональная вокальная музыка насчитывает много школ и направлений, в том числе бельканто и др.
Вокальный цикл - ряд романсов или песен, связанных единством образно-художественного замысла. В классической музыке встречаются вокальные циклы различного масштаба (от 3-4 романсов или песен до 20 и более). Первый вокальный цикл («К далекой возлюбленной») создан Л. Бетховеном. Замечательные образцы этого жанра принадлежат Ф. Шуберту («Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»), Р. Шуману («Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины»). Вокальные циклы привлекали внимание русских композиторов М. Глинки, А. Рубинштейна, П. Чайковского и особенно М. Мусоргского («Детская», «Песни и пляски смерти»). Этот жанр получил дальнейшее творческое развитие в современной музыке (Д. Шостакович, Г. Свиридов и др.).
Вступление - начальный эпизод музыкального произведения или части цикла, подготовляющий появление основного тематического материала. Вступлением называют также небольшую часть в начале музыкального представления или крупного кантатно-ораториального сочинения. Примеры вступлений - вступления к операм «Хованщина» (Мусоргский), «Лоэнгрин» (Вагнер).