В который раз сегодня убедилась, что я совершенно не понимаю современное искусство. Выставка Уильяма Бруя в музее современного искусства ввела меня в ещё большее заблуждение относительно нарочитой концептуальности некоторых работ, претендующих на гордое звание шедевров современной живопоси.
Как поясняют сами художники, современная картина призвана жить своей собственной жизнью,а не отображать эту жизнь, как это было раньше. Так называемое искусство-в-себе и для себя. Слишком долго мы наблюдали сцены из истории, мифологии, сюжеты на религиозные темы, натуралистичные пейзажи и портреты. Художники-постмодернисты разрушали привычное представление о предметах искусства, о том, что принято называть картиной или скульптурой. "Чёрный квадрат" Малевича и "Фонтан" Дюшана были своего рода прорывом, революцией в мире искусства. Экспрессионизм, футуризм, кубизм,сюрреализм предложили свои, новые подходы к пониманию картины мира, притом каждое течение имеет свою весьма фундаментальную философскую базу, которая оправдывает любые смелые попытки художников в поиске идеальных образов.
Безусловно, философское обоснование есть и у перевёрнутого писсуара Дюшана, и уж тем более у Малевича, однако очень часто эти обоснования кажутся "притянутыми за уши", нелепыми и неубедительными. В этом, пожалуй, соврменное искусство и проигрывает болше всего. "Девятый вал" Айвазовского, "Золотую осень" Левитана или портреты Кипренского философски обосновывать не надо. Мы получаем эстетическое удовольствие, просто любуясь ими. Можно не знать авторв картины, историю её создания, жанр, и это не помешает наслаждаться её красотой. В пост-модерне, на мой взгляд, наоборот. Лишь узнав, что картина принадлежит кисти известного художника Х и размещена в известном музее Z,мы начинаем проникаться ею и пытаться увидеть в ней какой-то скрытый подтекст. А подтекста может и вовсе не быть. Просто художник вот ТАК видит мир. И понимайте его как хотите.
В работах Бруя я тоже честно пыталась найти какой-то внутренний смысл. Но почему-то единственными ассоциациями, которые приходили в голову, были мои собственные рисунки на полях в тетрадках с лекциями. Или хаотичные закорючки, набросанные во время телефонных разговоров. Не знаю, чем руководствовался Бруй при их создании, мне этого явно никогда не постигнуть. Жаль, но искусство 21 века так и останется для меня тайной, покрытой мраком. Вместо того, чтобы прояснить что-то для себя, я ещё больше запуталась. Вот и ходи после этого по выставкам современного искусства.