Непревзойденный певец Александр Градский всегда держался особняком. В советское время он не примыкал ни к официозным музыкальным формациям, ни к рок-андеграунду.
Даже пафосную «Как молоды мы были» он умудрился исполнить так, как будто не спел, а прожил эту песню. А о музыке к фильму Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», сделавшей его известной в 1974 году, сегодня он предпочитает отзываться лаконично: «Это просто была хорошая музыка к хорошему фильму. 3 ноября Александр Градский отметил 60-летие.
Притчей во языцех стал сложный характер артиста (ведь именно Градскому приписывают авторство таких эмоционально окрашенных понятий, как «совок» и «журналюга»). Некоторые журналисты сегодня принципиально не употребляют в статьях о Градском никаких музыковедческих терминов, памятуя о том, что въедливый Александр Борисович обязательно найдет какой-нибудь недочет и не преминет возмутиться по этому поводу.
Однако не надо забывать, что и к себе певец не менее требователен. «У меня внутри есть некий контроллер, который говорит: нет, старик, так нельзя, не то написал, неинтересно, нехорошо. Автор обычно находится в упоении от собственных произведений: ну все, вот сейчас миру объявлю! Но самое классное, что должно быть в любом авторе, - если он может себе сказать: слушай, это никуда не годится», - говорит он в интервью «Комсомольской правде».
К своему юбилею Градский выпустил рок-оперу «Мастер и Маргарита», над которой работал более 30 лет. Помимо самого Мэтра, в ней участвуют Лолита Милявская, Иосиф Кобзон, Андрей Макаревич, Алексей Кортнев и многие другие исполнители, которые, к слову, работали совершенно безвозмездно. Премьера эпического творения состоялась месяц назад в недостроенном театре Градского. Как выяснилось, свои партии участники оперы записывали в основном по отдельности.
«Многие из нас лично друг с другом не знакомы, - признается исполнитель роли Азазелло лидер группы «Дети лабиринта» Алексей Хабаров. - Сегодня я многих воочию вижу впервые, несмотря на то что в проекте участвовало множество известных людей. Того же Кобзона не знать - это грех, сразу в тюрьму тебя сажать надо (смеется). Раз мы участвуем с ним в одном проекте, это здорово, хорошо и, конечно же, приятно. А некоторых людей я, безусловно, знаю лично, например Михаила Серышева (экс-вокалист группы «Мастер», исполнил в опере партии Ивана Бездомного. – Прим. ред.). Они, может быть, меня не знают, но я их знаю».
Оперу «Мастер и Маргарита» артист считает своим единственным по-настоящему ценным творением. Именно поэтому на вопросы о творческих планах он сейчас отвечает предельно размыто. «Я сейчас отдыхаю, - говорит Градский в интервью РИА «Новости». - Отдых - это попытка достроить театр. Естественно, я сам не таскаю цемент и кирпичи, но я активно участвую. Финансирует строительство город, так что я не более чем художественный руководитель театра, который вынужден и должен участвовать в этом процессе. Я надеюсь, что в 2010 году музыкальный театр в Москве откроется».
Как обычно, Александр Градский отмечает свой очередной юбилей на сцене. «Подарки я делал себе сам, - признается он. - Несколько раз у меня был психоз в этот день, потому что в день рождения я делал свои вечера. Каждый раз было много участников, надо было все организовать, но в конце удавалось получить некую толику наслаждения от того, что вроде все случилось. Лучшего подарка, чем освобождение от ужаса вот этого всего, я не знаю. Сначала человек сам себе создает ужас, а потом - через препятствия».
И даже здесь он не идет проторенными путями, предпочитая поступать сугубо по-своему. Несколько лет назад праздничный концерт Градского носил циничное название «Люби елей». А в качестве афиши была использована… реальная страница из паспорта певца. Этим самым он продемонстрировал свое полное бесстрашие перед мошенниками, которые, возможно, захотят воспользоваться этими паспортными данными, например, для получения кредита.
[590x250]