Это цитата сообщения
lj_kkoleso Оригинальное сообщениеДомашние задания: помогать или нет? Как научить ребенка учиться.
|
| Многие учителя настаивают, чтобы родители делали уроки с ребенком, контролируя его. Другие учителя, психологи возражают, что лучше сразу доверить ребенку эту ответственность. Как же быть? |
|
| Родители делают домашние задания вместе с ребенком по следующим причинам: |
- домашняя работа ребенка для родителя важнее очень многих вещей, которые он мог бы сделать в это время
- очень важно, чтобы домашнее задание было сделано без ошибок
- он не верит, что ребенок справится сам
- он беспокоится, что неправильно сделанная домашняя работа может привести в долгосрочной перспективе к неусвоению материала
|
|
| При этом подходе нередки трудности при самостоятельном выполнении заданий в школе, "ошибки по невнимательности", слабый интерес ребенка к учебе, неуверенность в себе, низкая самооценка, высокая тревожность. Ребенок легко перенимает отношение к учебе как к сверхценности, и тревога за ошибки мешает ему сосредоточиться. Постоянная помощь приводит к формированию "синдрома выученной беспомощности", не позволяет ребенку развивать внимание и контроль. Родитель рискует надолго остаться ответственным за учебные дела. |
 |
| Родитель, оставляющий вопрос домашних заданий полностью на усмотрение ребенка, часто считает, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с заданиями, ребенок должен сам обратиться за помощью, успеваемости не стоит придавать слишком большого значения, у него слишком много важных дел, чтобы заниматься еще и уроками. |
|
|
| Основные проблемы, с которыми сталкивается ребенок при таком подходе: |
- безучастность родителей расценивается как знак неважности школьных дел
- ребёнок не в силах сесть за уроки и не знает, с чего начать
- он не анализирует свои ошибки, не усваивает темы, создает видимость учебы, списывает решение, углубляя разрыв между тем, что от него требуется по программе и тем, что он способен сделать самостоятельно
|
|
| Также могут остаться незамеченными специфические индивидуальные проблемы ребенка, требующие коррекции с помощью специалистов. |
|
|
| Как же быть? |
| Оптимальный подход – посередине. Помощь родителей нужна, но какая? |
- Эмоциональная поддержка. После насыщенного школьного дня важно уловить настроение ребенка, озвучить его, и дать ему возможность рассказать о том, что его волнует, не оценивая его рассказ и не перебивая советами. Попробовать понять, что он чувствует, что переживает, чего хочет.
- Помощь в организации и планировании времени. Вместе определите, в какое время работоспособность и концентрация внимания ребенка максимальные. Напоминайте, когда время, определенное им для начала работы, настало, сформируйте привычную схему входа в работу (приготовление необходимого, определение порядка выполнения заданий).
|
|
| Составьте для ребенка подробный алгоритм действий (возможно, в картинках). Проговаривайте его сначала сами, потом вместе с ребенком, затем он делает это сам вслух, потом про себя. Проработайте алгоритм поиска информации – в учебнике, на образовательном портале и т.д. |
|
- Формируйте у ребенка здоровое отношение к ошибкам: ошибка – это не катастрофа, но интересно понять, почему она случилась.
- Помогите ребенку определить ведущий канал информации (зрительный, звуковой или кинестетический). Подскажите, какие техники запоминания будут наиболее эффективны (таблицы и текст, звучащие лекции или переписывание главных тезисов от руки).
- Научите его распределять проблемы по сложности – с какими он справится сам, а какие требуют вашего участия.
|
|
| Эти действия помогут ребенку стать самостоятельнее и увереннее, относиться к домашней работе более осознанно, принять на себя ответственность за образовательный процесс и работать эффективно. |
|
https://kkoleso.livejournal.com/431141.html