Ваххабизм.
29-09-2007 09:23
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В настоящее время в некоторых регионах мусульманского мира получило широкое распространение агрессивное религиозно-политическое течение в суннитском исламе - ваххабизм. Влияние этого течения за последние годы усилилось в Дагестане и других республиках Северного Кавказа. В этом регионе ваххабизм превратился в оплот международного терроризма, реакционный фактор мусульманского фундаментализма и экстремизма.
Кровавые события в Дагестане и Чечне - часть стратегического плана ваххабитов. Не случайно в организации и проведении акции участвуют силы известных на весь мир террористических организаций из арабских стран и мусульманской Африки, Турции и Афганистана. Сторонники этого движения регулярно получают идеологическую поддержку и огромную материальную помощь. Она исчисляется десятками миллионов долларов, поступает от различных организаций, богатых лиц, среди которых главное место занимает саудовский миллионер Усам бен Ладен. До начала военной агрессии ваххабитов против Дагестана он тайно побывал в Чечне, проинструктировал местных лидеров, оставил для проведения операции 25 млн долларов.
Усам бен Ладен, крупнейший организатор терактов по всему миру, в материальной и моральной поддержке ваххабизма на Северном Кавказе не одинок. Вместе с ним действует ряд бывших выходцев с Кавказа, ныне проживающих в Саудовской Аравии, Сирии, Эмиратах. Помощь и поддержку ваххабитские террористы на Северном Кавказе получают и от разведслужб некоторых западных держав. Начатая ими еще в период холодной войны враждебная деятельность против Союза, ныне России, до сих пор продолжается. Этим можно объяснить шум, поднятый вокруг чеченского вопроса в наши дни западными странами.
С момента объявления Чечней о своем выходе из состава РФ ко всем кризисным бедам прибавились новые, связанные с геополитическим положением Дагестана. Он оказался почти в изолированном положении территориально и экономически. Складывавшиеся десятилетиями магистральные хозяйственно-культурные связи были фактически заморожены. На юге Дагестана возникли опасные проблемы в связи с разделением на две части лезгинского народа, что не могло не сказаться на вековых экономических и культурных отношениях между братскими народами.
Ограничение связей Дагестана с внешним миром в свою очередь способствовало порождению некоторых опасных внутриреспубликанских негативных явлений.
В эти же годы происходит раскол внутри единого мусульманского общества Дагестана. Вместо единого дагестанского муфтията появились отдельные независимые муфтияты по национальному признаку. Фактически это была затея отдельных амбициозных духовных авторитетов, боровшихся за верховную власть в муфтияте. Но народ и на этот раз проявил присущую ему мудрость и восстановил общий муфтият для всего Дагестана, хотя до сих пор продолжаются споры внутри мусульманской суннитской общины, особенно между тарикатистами и ваххабитами.
Исследования состояния религии в Дагестане позволяет сделать вывод о том, что среди всех регионов распространения ислама в РФ, даже в СНГ, Дагестан по уровню сохранения в сознании, психологии, быту, соблюдения мусульманской суннитской обрядности, бесспорно, занимает первое место и сохраняет за собой место форпоста ислама на Кавказе. В этом отношении он выступает в качестве верха пирамиды суннитского ислама в РФ и на Кавказе. Форпостом суннитского ислама он стал не сегодня, а так сложилось исторически. В 642 году первые мусульмане появились в Дербенте, там обосновались, постепенно оттуда ислам стал распространяться. Таким образом, ислам на территории России из Дагестана. Это, во-первых.
Во-вторых, в постперестроечный период здесь построено или восстановлено около 3000 мечетей, начиная от соборных и кончая магальскими, семейными, и это на республику с 2 - миллионным населением. В дореволюционном Дагестане насчитывалось около 1750 мечетей. Наличие огромного числа мечетей, бесспорно, оказывает значительное влияние на социально - политическую обстановку в республике.
В Дагестане создана широкая сеть мусульманских учебных заведений: 17 университетов, 72 медресе, более 1000 примечетских мектебов. Духовное управление ежегодно отправляет большое количество молодежи за рубеж для получения духовного образования. Из года в год растет количество паломников в Мекку. Некоторые сравнения: начиная с 1990 г., численность всех паломников из СНГ в Мекку составила около 20 тыс. человек, из них 98 тыс. - почти половина - дагестанцы. На территории Дагестана активно функционирует более 200 святых мест: зияратов, халвагов, пиров.
Ко всему этому добавим ежедневные радио и телепередачи через государственные СМИ. В республике в большом количестве выпускаются исламские газеты, журналы, брошюры, книги. Духовное управление мусульман Дагестана проводит широкомасштабную активную устную пропаганду ислама и ег о канонов среди населения под эгидой нравственного воспитания молодежи, особенно среди школьников. Зачастую это делается с нарушениями Конституции и Законов РФ и РД о свободе совести и религиозных организациях. Контроль за этой деятельностью со стороны соответствующих государственных органов почти отсутствует, иногда закрывают глаза на допускаемые нарушения. Духовное управление Дагестана располагает крепкой финансовой базой, сплоченным, организованным аппаратом и энтузиастами.
В то же время государственные органы к пропаганде естественнонаучных основ, религиоведческих знаний относятся с полной индифферентностью. Это не случайно и объясняется простой причиной - боязнью в период выборов потерять электорат из числа верующих, а верующие среди избирателей составляют абсолютное большинство. Депутаты всех звеньев ясно представляют, какое важное место в сознании избирателей занимает вопрос об их личном отношении к исламу.
Есть в республике отдельные села, где власть фактически находится в руках имамов мечетей. Пропагандистская деятельность Духовного управления Дагестана направлена прежде всего на возрождение мусульманского духа, возвращение к мусульманскому образу жизни, нравственной чистоте, соблюдению обрядов и ритуалов и т.д.
Но, к сожалению, от всей этой широкомасштабной работы, проводимой Духовным управлением Дагестана, количество совершаемых преступлений не уменьшается. Наоборот, из года в год в республике растет число наркоманов, насильников, убийц, похищение людей становится обычным промыслом, взяточничество приобретает катастрофические размеры. Да и сама религия превращается в предмет спекулятивных сделок среди духовных лиц. Кроме того, нет в Дагестане единодушия между суннитскими течениями, имамами, верующими из руководителей мусульманской общины, каждый хочет занять высший пост в иерархии мусульманского духовного управления.
В конце 80-х годов в Дагестане стали появляться первые ваххабитские “ласточки”. А сейчас ваххабизм превратился в серьезную, опасную религиозно-политическую ударную силу в руках международных и внутренних террористических организаций, которые поставили перед собой конкретную задачу - свержение в Дагестане существующего конституционного строя. Почему ваххабизм в Дагестане за короткое время смог стать такой агрессивной, крепко сплоченной силой религиозных фанатиков, почему в республике появились открытые ваххабитские анклавы? Эти вопросы поставлены самой жизнью. На них следует ответить объективно, чтобы история не повторилась в ином варианте.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote