"А вот и Джонни!"
15-12-2007 23:24
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В этот раз пойдет речь о "Сиянии" Стэнли Кубрика снятого по мотивам одноименного произведения Стивена Кинга. Во всех своих фильмах Стэнли Кубрик экспериментирует с различными жанрами кинематографа: исторический, антиутопическая фантастика, фантастика, фильм-нуар и т.д. В этот раз Кубрик решает взяться за "низкий жанр" - жанр ужасов.
Сюжетная канва фильма такова: бывший алкоголик и учитель Джек Торранс нанимается на странную и не особо обременительную работу - присматривать за шикарным отелем в горах во время "мертвого сезон"(октябрь-май). Десять лет назад в тот "мертвый сезон" произошла трагедия, тогдашний смотритель за отелем - Делберт Грейди убивает жену и двоих дочек топором и сам после этого стреляется, но Торранс игнорирует эту историю. У Торранса есть жена Венди и пятилетний сын Дэнни. Дэнни наделен уникальным даром - "сияние"(какая-то помесь ясновидения и телепатии). И "сияние" показывает ему нечистоту этого отеля, но Дэнни приходится все равно ехать туда с родителями. В отеле он встречает повара, который перед отъездом объясняет Дэнни, что в отеле происходило многое и оно оставило свои следы и что эти следы не всегда были хорошие.
Фильм снят с присущим Стэнли Кубрику перфекционизмом(на съемку одной сцены Кубрик потратил 127 дублей). Кубрик сильно изменил трактовку романа. Он выдвигает на первый план деградацию Джека Торренса. По версии Кинга Джек - запутавшийся человек, которым воспользовались злые силы отеля и он в романе вызывает сочувствие. А у Кубрика Джек уже помешанный и это помешательство начало развиваться, попав на выгодную для этого почву. Джек Торранс Кубрика с первых минут вызывает отторжение и неприятие. А то что отель виноват в сумашествии Джека и демоничность отеля опущена на задний план. Конечно это тоже задействовано, но не так как в книге.
Сам отель у Кубрика получился великолепно: пустые, похожие на лабиринты коридоры, сад-лабиринт, расцветка отеля которая резко меняется - от бежевой до кроваво-красной. И отель выглядит мертво: мертвые лица с портретов, пустые залы, пустой гнилой воздух, призраки отеля - все выглядит мертво. И с каждой минутой усиливается атмосфера плена, то что из отеля им скорее всего не выбраться в живых.
Еще один прием, который использовал Кубрик в фильме - замедление хода времени. В начале фильма время в нем течет как ручей, но ближе к концу ход времени все более и более замедляется. По сути последние полчаса фильма - это всего час из жизни Торренсов. И этим Кубрик буквально с первых кадров нагоняет напряжение и не ослабляет хватки до финала фильма. Конечно тут есть множество и других приемов(саспенс например), но не буду вам портить удовольствие от просмотра.
Конечно нужно упомянуть об игре актеров. Джек Николсон создал великолепный образ деградирующего и психически, и морально Джека Торренса(против его кандидатуры выступил Стивен Кинг). Не знаю почему многие невзлюбили Шелли Дюваль. Она крайне правдоподобно изобразила "комплекс жертвы". И дебютант Дэнни Ллойд тоже справился со своей ролью на должном уровне.
Все остальное - подбор музыки, операторская работа и т.д также на высоте
В общем оценка фильму 10/10(Кубрик фильмы меньше этой оценки никогда не делал).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote