Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеСегодня хочу познакомить вас с именем художника, которого открыл для себя совсем недавно, благодаря виртуальной интернетовской дружбе с одним из львовских коллекционеров (совместно с Юрием мы сделали в моем дневнике материал о представителе «Парижской школы», русском художнике Борисе Билинском). Сегодня напишу о художнике той же эмигрантской волны и тоже представителе «Парижской школы», о котором даже на его родине – в Украине, до недавнего времени мало кто знал (разве что узкий круг специалистов). Возвращение имени этого талантливого живописца произошло всего несколько лет назад, когда в Киеве и Львове прошли его ретроспективные выставки, собранные, в основном, из частных коллекций. Я благодарен Юрию за предоставленные сканы картин художника, за то, что предложил мне познакомиться с жизнью и творчеством «украинского парижанина».
Вот что написал мне мой друг-львовянин в письме: «Художник замечательной, удивительной судьбы и выдающегося таланта. Наш замечательный искусствовед Александр Федорук написал книгу о нем, но когда дело дошло до выставки к юбилею Хмелюка, то оказалось, что в Украине нет ни одной его работы (если не считать две ранние в музее во Львове). Теперь Хмелюка знают многие, а его работы пополнили частные собрания и музеи Украины. Художника часто сравнивают с Сутиным, но Хмелюк – другой.... Он приехал в Париж немного позже и шел своим путем... Работы Хмелюка и Сутина похожи, но Хмелюк «веселее»».
Теперь мне осталось рассказать вам о художнике и представить его работы.
Василь (Василий) Михайлович Хмелюк
Vasyl Khmeluk
3 июля 1903, с. Березовка - 2 ноября 1986, Париж
[показать]
[показать]
Василь Хмелюк. Фото 1922-23 гг.
В. М. Хмелюк. Фото 1970-х
Украинский живописец, график и поэт, художник-постимпрессионист, писавший цветы, натюрморты, пейзажи, портреты в ярких контрастных цветах.
Василь родился в селе Березовка близ Жмеринки, Винницкого уезда Подольской губернии (ныне Винницкой область) в семье состоятельного инженера. Мальчик с 9 лет увлекся рисованием, и отец поощрял художественное увлечение сына, наняв ему учителей и оборудовав небольшую мастерскую в доме. Семья была многодетной, вместе с Василем росли несколько братьев и сестра. Старший брат Илько (Илья) (1898, Жмеринка – 1962, Париж) выучился на инженера, стал предпринимателем. Он воевал в армии Семена Петлюры, после революции уехал в Прагу, служил в Иностранном легионе. Забегая вперед, сообщу, что в годы второй мировой войны Илья Хмелюк переехал жить в Париж, где с 1945 года держал книжную лавку возле Люксембургского сада, которой управляла его жена. В магазин Хмелюка парижане специально приезжали покупать книги и карты.
К 1920 году Василь успешно окончил гимназию в родной Березовке. Историки пишут, что в юношеском возрасте он, как и старший брат, был участником украинской освободительной борьбы 1917-1920 годов. Видимо, по этой причине 17-летний юноша был вынужден уехать из Украины в Польшу.
С 1921 по 1923 год Хмелюк учился в Краковской академии искусств у Владислава Яроцкого (Władysław Jarocki, 1879–1965). После окончания Академии Василь решил перебраться к старшему брату, который к тому времени обосновался в Праге.
Прага
С 1923 года юноша жил в Праге. Образование он продолжил на философском факультете Карлова университета, где учился в 1926-1927 годах. В 1928 году учился в Украинской студии пластического искусства в Праге в классе русского художника, выходца из Томска
Сергея Александровича Мако (9 апреля 1885, Томская губерния – 4 июня 1953, Ницца).
Для справки:
Украинская студия пластического искусства (Украинская художественная академия) - высшее учебно-образовательное заведение в Праге было основано в декабре 1923 года украинским историком искусства и общественным деятелем, профессором Д. В. Антоновичем, который стал его первым директором. Студентами наряду с украинцами были чехи и словаки. По окончании четырехлетнего курса им присваивалась степень магистра. В 1932 году, после смерти Антоновича, его на посту директора сменил И. Кулец. После прекращения финансирования он добился, чтобы заведение избежало закрытия и продолжало действовать, как частная студия под названием «Украинская академия». Академия действовала и во время немецкой оккупации, не изменив названия. В 1948 году ее переименовали «Народную академию» («Lidová acadimie»). Весной 1952 года, вскоре после смерти И. Кулеца, Министерство просвещения ЧССР прекратило деятельность академии.
Пять лет пребывания в Праге сформировали не только художественный, но поэтический талант Хмелюка. Исследователи его поэтического творчества называют Василя «зачинателем украинского дадаизма». За свой счет Хмелюк издал в Праге три сборника своих футуристических стихов на украинском языке: «Гон» (1926), «Осеннее солнце» (1927) и сборник «Стихи. 1923–1928 гг.» (1928).
[показать]
Поэтические сборники художника.
Известно, что экземпляры этих книг хранятся сейчас фондах Славянской библиотеки Национальной библиотеки Чешской Республики, в Библиотеке Семена Петлюры в Париже и библиотеке Европейского НТШ в Сарселе под Парижем.
По окончании учебы в Праге в 1928 году Василий Хмелюк решил, как и множество юных дарований, отправиться в «художественную Мекку мира» - Париж.
Париж
С 1928 года и до конца своей жизни Хмелюк прожил в Париже. Надо отметить, что он долгое время не мог сделать выбор между поэзией и живописью. Но попав в художественный водоворот французской столицы с ее музеями и классической архитектурой, бурной художественной жизнью, атмосферой свободы и жаждой творческих поисков, он все-таки сделал выбор в пользу живописи.
[показать]
[показать]
Василь Хмелюк Женщина у окна (Femme à la fenêtre).
Василь Хмелюк Распятие (Crucifix).
Окончательное решение пришло после неоднократных посещений Лувра, где Василь копировал шедевры мастеров, «набивая руку». Поэтическое творчество было заброшено, как пишут исследователи, в связи с «нехваткой украиноязычного окружения и потому, что занятия живописью поглотило его полностью, занимая всё свободное время». Одним из достижений художника стало то, что в 1928 году он дебютировал в Осеннем салоне.
В письме к родным художник писал: «Я рисую картины и не прекращаю этого делать. На парижских выставках мои образы имеют большой успех среди знатоков искусства. Живу как самый бедный из бедных — на крыше. Жарит и припекает солнце, но все равно работаю по 10 часов ежедневно. Не каждый день и кушать приходится, как следует, потому что если несколько франков заведется, то покупаю краски. Пусть живет живопись и семья Хмелюк, которую постараемся прославить!»
[показать]
Василь Хмелюк Купидоны (Puttis).
Замечу, что у художника в Украине остались братья и сестра, которым художник, несмотря на свое совсем не богатое существование, отправлял через Торгсин продукты, что помогло им выжить в годы Голодомора, разразившегося в Украине в 1932-1933 годах.
Вначале Василь жил в Париже очень обособленно, как пишут историки, потому что «был по натуре волком-одиночкой». Возможно, о нем, как о художнике, никто бы не узнал, если бы однажды его картину не купил знаменитый Воллар.
[показать]
Василь Хмелюк Натюрморт с цветами.
Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard, 3 июля 1866, Сен-Дени, о.Реюньон - 21 июля 1939, Версаль) - один из крупнейших торговцев произведениями искусства (маршанов) в Париже на рубеже XIX-XX веков. Парижский профессор Ш. Кюнстлер писал о Хмелюке: «Мы благодарны Воллару, который ввел художника в парижский художественный мир».
[показать]
Pierre-Auguste Renoir Portrait of Ambroise Vollard. 1908 г.
Творчеством художника заинтересовались также известный московский купец и коллекционер
Сергей Иванович Щукин (1854, Москва - 1936, Париж), чья коллекция составляет большую часть французской модернистской живописи в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. Пушкина, и польский поэт, меценат коллекционер искусства и поклонник Модильяни
Леопольд Зборовский (10 марта 1889, Польша - 24 марта 1932, Париж). Кстати, историки пишут, что творчество Хмелюка ценили Модильяни и Пикассо, с которыми, возможно, Василь был знаком.
[показать]
[показать]
Дмитрий Мельников Портрет Сергея Ивановича Щукина. 1915 г.
Amedeo Modigliani Portrait of Leopold Zborowski. 1916 г.
[показать]
Василь Хмелюк Без названия. 1950-е г.
[показать]
Василь Хмелюк Без названия. 1950-е г.
Выставки
Знакомство и сотрудничество с такими известными коллекционерами сразу повысило «статус» художника в художественной среде и дало возможность выставляться в известных парижских галереях.
Вместе со своими соотечественниками Василем Перебийнисом (1 января 1896 – 13 ноября 1961) и Миколой (Николаем) Кричевским (1898 - 1961) Хмелюк в 1930 году участвовал в выставке в галерее «Французская студия» (Atelier Français). В 1932 году в парижской галерее «Молодая Европа» (Jeune Europe) состоялась первая персональная выставка Хмелюка, годом позже, опять же вместе с Перебийнисом и Кричевским, Василь принял участие в групповой выставке, организованной «Молодой Европой». Персональные выставки талантливого украинца прошли в парижских галереях А.Пойе (1936) и Вольмана (1938), а также в галереях Англии, Италии и Швейцарии.
[показать]
Василь Хмелюк Натюрморт.
[показать]
Василь Хмелюк Натюрморт на красном фоне. 1960-е г.
Художник пользовался популярностью, поскольку, воспитанный «Парижской школой» живописи первой половины ХХ века с ее чистым цветом, использовал в своих работах яркий колорит. Он писал экспрессионистские пейзажи, портреты и натюрморты, занимался книжной графикой, выполнив, например, иллюстрации к книгам Авзония «Мозель» и Рутилиуса «Мое возвращение в Галлию» (обе – Париж, 1931). Среди известных произведений Хмелюка 1930-х годов - портреты гетманов, «Портрет казацкого старшины» (1934), «Молодая женщина» (1935), «Натурщица» (1935), «Портрет Миниха» (конец 1930х гг). Французский критик Шарль Кюнстлер писал о картинах Хмелюка, как об «одном захватывающем спектакле, который концентрирует в себе все самые светлые надежды человека».
[показать]
Василь Хмелюк Ферма. 1960 г.
[показать]
Василь Хмелюк Натюрморт. Мертвая птица. 1930-е г.
Диаспора
Историки пишут, что в Париже Василь Хмелюк стал одной из центральных фигур художественной жизни столицы, вокруг которого собиралась украинская диаспора. Это не совсем вяжется с образом художника, как «волка-одиночки». Тем не менее, вместе с Кричевским и Перебийносом Хмелюк сплотил вокруг себя целое сообщество художников-эмигрантов, стал членом Ассоциации независимых украинских художников (АНУМ). Василь сотрудничал также с художественным объединением «Украинская община в Париже», которое было связано со знаменитой «Школой бойчуковцев» - учеников и последователей знаменитого художника и педагога Михаила Бойчука (30 октября 1882 - 13 июля 1937), расстрелянного в Киеве большевиками.
В разные годы Хмелюк был дружен с известными представителями украинской диаспоры в Париже – художником и писателем Олексой (Алексеем) Грищенко (2 апреля 1883 - 28 января 1977), братьями Вирстами (один из которых Фемистокл - художник), которые охотно покупали его пейзажи, ню, цветы и натюрморты, художником -сценографом Михаилом Андриенко-Нечитайло (29 декабря 1894 – 12 ноября 1982) и многими другими.
Подарок судьбы
В 1939 году немецкий предприниматель и коллекционер Генрих Тиссен пригласил Хмелюка работать в Швейцарию. Тиссен - младший сын промышленника Августа Тиссена, женившись в 1906 году на венгерской баронессе, приобрел титул барона Борнемиса де Касон. В 1932 году Тиссен перебрался жить в Швейцарию, где прославился как коллекционер. В 1993 году коллекция Тиссена, которую после его смерти продолжал собирать его сын, была приобретена испанским правительством за 350 млн долларов, и сегодня, под именем Музея Тиссена-Борнемисы, известна как один из известных музеев Мадрида. Несколько лет Хмелюк прожил в Лугано, в 1942 году была проведена большая выставка художника в залах Института Тиссена.
[показать]
Василь Хмелюк Фазан. 1959 г.
Но в 1943 году известная знаменитая парижская галерея «Дюран-Рюель», расположенная на улице Лаффит, предложила художнику очень выгодный контракт. Для Хмелюка это стало подарком судьбы, и он вернулся в Париж.
Для справки:
Французский коллекционер Поль Дюран-Рюэль (Paul Durand-Ruel, 31 октября 1831 - 5 февраля 1922) был одним из первых коллекционеров, который оказывал финансовую поддержку художникам-импрессионистам и организовывал их персональные выставки. В 1855 году Поль унаследовал от отца магазин художественных принадлежностей, где со временем устроил галерею. С 1870 года коллекционер начал покровительствовать импрессионистам, в 1876 году устроил в своей галерее Вторую выставку импрессионистов, бросив вызов официальному Салону. В 1886 году открыл отделение своей галереи в Нью-Йорке.
[показать]
Pierre-Auguste Renoir Paul Durand-Ruel. 1910 г.
Деловые контакты с галереей «Дюран-Рюэль» продолжались не одно десятилетие. Галеристы организовывали выставки художника не только в Париже, но и в Нью-Йорке и других городах. В самой галерее выставки прошли в 1943,1945,1947,1956,1960,1967 и 1972 годах. Хмелюк экспонировался в парижских галереях Аллара (1946) и Паулетты Джордан (1950), в лондонской галерее Редферна (1944), в филиале «Дюран-Рюэль» (1946 ,1948) и галерее Леонарда Хуттона (1962) в Нью-Йорке, в галерее Мюнхена (1958) и на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974).
[показать]
Василь Хмелюк Натюрморт.
Картины Хмелюка стало приобретать и французское правительство, продолжая закупать полотна для французских музеев даже в трудное послевоенное время. Сравнивая красочную палитру художника в хронологическом порядке можно заметить, как она менялась от более угрюмых, темных тонов в 1930-е годы к более насыщенным и ярким в 1950-60-е. Среди известных картин историки называют: «Вечер на юге» (1940), «Натюрморт» (1940), «Шут в синем» (1949), «Пейзаж над морем» (1949), «Концерт» (1951), «Фазан» (1959), «Натюрморт на красном фоне» (1960-е) и другие.
[показать]
Василь Хмелюк Шут в синем. 1949 г.
[показать]
Василь Хмелюк Старый клоун. 1930-е г.
Семья
О личной жизни художника написано совсем немного. Известно, что Хмелюк был женат дважды. Его первая жена была художницей, она происходила из французского графского рода, но рано умерла.
Со временем художник сошелся со своей натурщицей Марией, которая была по происхождению испанкой. Все женские портреты и обнаженную натуру художник писал со своей любимой Марии.
[показать]
Василь Хмелюк Лежащая обнаженная (Nu allongé).
Женщина тоже безумно любила Василя, несмотря на большую разницу в возрасте. Детей у них не было. Мария до конца жизни художника оставалась его спутницей жизни, но женился на ней художник только перед самой смертью. Забегая вперед, напишу, что когда художник умер, жена закрылась в спальне с телом мужа и несколько дней никого к нему не подпускала.
Послесловие
Галерея «Дюран-Рюэль» обеспечивала художнику ежегодный стабильный заработок, но безбедная жизнь продолжалась до 1972 года. В этом году галерея обанкротилась, контракт с Хмелюком был расторгнут.
После закрытия галереи художник впал в депрессию. Не спасла положения даже проведенная в 1980 году персональная ретроспективная выставка в Женеве.
[показать]
Василь Хмелюк Натюрморт.
Василь Хмелюк умер 2 ноября 1986 года в Париже в возрасте 85 лет. В некрологе известный график Святослав Гординский написал: «Умер в Париже выдающийся художник-творец Василий Хмелюк. Уход его в вечность прошел почти незамеченным украинской прессой, а ведь это был один из самых выдающихся представителей украинской Парижской школы живописи еще с начала 30-х годов». Похоронен был художник на кладбище Монпарнас в Париже. Интересный факт, но всю жизнь Хмелюк сохранял свой нансеновский паспорт беженца, подчеркивая свою принадлежность Украине.
После смерти художника его архив оказался недоступным, поскольку вдова его прятала и ни с кем не вступала в контакты.Только после смерти Марии, наследники смогли разобрать архивы и наследие Хмелюка. Отмечу, что они тут же устроили в предместии Парижа аукцион, где продали всё его наследие. На этом аукционе были представители Украины, поэтому много работ Хмелюка находится сейчас в частных украинских коллекциях.
[показать]
Василь Хмелюк Клоун. 1935 г.
Имя Василя Хмелюка «вернул» на родину доктор искусствоведения, академик Александр Касьянович Федорук, собиравший сведения о художнике и написавший в 1996 году о нем книгу. Впервые работы Хмелюка в Украине за послевоенный период были представлены на выставке "Возвращение" в 2006 году во Львовской картинной галерее, а позже в Национальном музее Киева. В 2009 году в киевской галерее «Дукат» состоялась мемориальная выставка художника. В следующем, 2010 году, во Львове была проведена I Международная научная конференция «Василий Хмелюк - художник и поэт: Возвращение на родину».
[показать]
Международная конференция во Львове.
[показать]
Выставка "Ecole de Paris". 2008 г.
В селе Березовка, которое входит сейчас в черту города Жмеринка, в 2003 году на здании гимназии, где учился художник, была открыта в его честь мемориальная доска.
Картины Хмелюка находятся в коллекциях Львовской картинной галереи, Музея современного искусства в Париже, в галерее Оксфордского университета, в музеях Киева, Лондона, Нью-Йорка, Филадельфии, Мюнхена, Торонто, Стокгольма, Люцерна, в многочисленных частных коллекциях.
[показать]
Василь Хмелюк Натюрморт.
Напоследок добавлю, что сегодня за живописью Хмелюка охотятся многие европейские коллекционеры. Стоимость некоторых работ достигает десятков тысяч фунтов стерлингов или евро. Например, недавно на аукционе в Лондоне картина Хмелюка «Адвокат» была куплена за 50 тысяч фунтов стерлингов.
[показать]
Василь Хмелюк Адвокат. 1940 г.
Будем считать, что возвращение забытого имени произошло. Впрочем, одной монографии искусствоведа Федорука и статей в украинских СМИ, думаю, пока недостаточно. Историкам и искусствоведам предстоит еще много работы, чтобы систематизировать творчество и узнать подробности жизни «украинского парижанина» Василя Хмелюка.
Источники – украинская Википедия, газетные публикации на сайтах -
1,
2,
3 ,
4.

Серия сообщений "Украина":
Часть 1 - ОКНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 49 - ОКНА ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ)
Часть 2 - ЖЗЛ (ХОЗЯЙКА МАГИЧЕСКИ-НАИВНОГО МИРА ОЛЬГА КВАША)
...
Часть 20 - ЖЗЛ (МОДЕСТ СОСЕНКО. МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ ЦЕРКВЕЙ)
Часть 21 - КОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 114 - ГАЛЕРЕЯ АВТОПОРТРЕТОВ ОЛЕКСЫ НОВАКОВСКОГО.)
Часть 22 - ЖЗЛ (ВАСИЛЬ ХМЕЛЮК. ВОЗВРАЩЕНИЕ "УКРАИНСКОГО ПАРИЖАНИНА" НА РОДИНУ)