[440x328]
Львовские здание часто есть отображением людей, которые в них жили, и фасад – это своего рода визитная карточка владельца. Этот дом не исключение, но проблема в том, что он переходил из одного аристократического рода к другому, и список владельцев за столетия не маленький. Поэтому без точного документального упоминания сложно, а может и невозможно найти ответ, который удовлетворит мое любопытство. Но я попытаюсь систематизировать все то, что я знаю по мере сил, а вдруг к чему-то меня это приведет.
И так, определим список известных владельцев дома и попытаемся связать с элементами декора и собственно с портретным изображением на его тыльном фасаде. Первым владельцем который и построил помпезный и величественный дом, был некий грек Константин Корнякт, который прибыл во Львов в конце 16 ст., торговал вином и был секретарем короля (а состояние сколотил и на торговле и на службе пограничной). Собственно дата над порталом отображает год постройки 1580. Но на картуше (расположен над самим входом по центру портала, между датой строительства) изображен не герб Круцини, к которому принадлежал сам Корнякт, и его дети, да и портретного сходства при сравнивании с изображениями на нескольких сохранившихся до наших времен картинах, не наблюдается. Наследникам дом перешел 1603 года, после смерти главы семейства. Но они в очень скором времени продают его монашескому ордену и покидают Львов, продолжая свое развитие уже на других землях страны. Монахи скорее всего бы не стали украшать дом портретами кого бы то не было, тем более столь неприметными. Делаю такое предположение исходя из характеристик ордена, кармелиты босые жили в некоей материальной аскезе и, скорее всего подобные элементы материальной культуры были им чужды, если не были призваны служить прославлению Бога.
После нескольких десятилетий дом покупает польский аристократ Якуб Собеский с женой Теофилией [249x365] (к слову женщина имела очень знатных предков, от которых унаследовала замки и очень красивый городок на территории Львовских земель). Герб Янина, который был его геральдическим знаком, собственно и изображен на картуше над входным порталом. Но вот уверенности у меня не появилось и я пошла дальше в своих поисках.
После смерти Якуба, который владел домом всего несколько лет, он становиться собственностью сына Яна, в последствии короля Польши Яна III Собеского . Дом становиться королевским и в нем проводят некие ремонтные работы, в следствие которых на верху главного фасада (на аттике), появляются символические изображения короля в обществе 6 рыцарей. Возможно что тогда был добавлен и барельеф с гербом и портретом короля. Сравнивая изображения, на сколько это возможно, я склоняюсь к этой мысли.
Но совестный подход обязывает посмотреть и на следующих владельцев. После смерти короля дом отошел сыну и часто здесь бывала(как и при жизни мужа) француженка Мария, которую Ян III ласково называл Марысенькой (отдельного внимания заслуживает история их любви и красивых отношений, очень редкая в жизни королей).
В первой половине 18 века владельцами становяться Жевуские (герб Крживда). А после Понинские и Любомирские. Просмотрев их доступные фото я все же осталась при мнении, что изображен все же лик короля. Конечно я могу ошибаться, да и время немного исказило черты лица на барельефе, но сам поиск был интересным, истории людей, которых я «встретила» на пути к отгадке были увлекательными и познавательными. А со временем, может, и узнаю точный ответ. Буду смеяться, если это окажется лицо совсем не короля, а архитектора или декоратора. Но в любом случае не зря загадала сама себе загадку )))
И на последок: сейчас в помещении исторический музей с красивым интерьером и духом давней красоты. Вход с площади Рынок 6. Советую прогуляться по роскошным палатам, ощутить себя в той эпохе, и почувствовать себя если не королем или королевой, то рыцарем или прекрасной аристократической дамой точно.
и несколько фото с интерьеров музея