Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеКартину австрийского художника Густава Климта "Поцелуй" (1907-08) представлять не надо!
[показать]
Густав Климт Поцелуй. 1907-08 гг. Галерея Бельведер, Вена
Впрочем, воспользуюсь напоминанием из Википедии.
Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом, применяя его в качестве цвета.
Искусствоведы описывают ее так: На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.
Ореол, окружающий слившихся в поцелуе, определяется мужчиной, который своей спиной формирует его очертание. Его фигуру описывают как башне - или колоколоподобную, но чаще, как фаллическую. От мужчины исходит вся энергия полотна, это он обхватил своими руками голову женщины и повернул её к себе, чтобы поцеловать. В противоположность мужчине, женщина изображена на картине в пассивной роли. Она стоит, преклонив колени, а это явный символ подчинённости. Некоторые исследователи считают, что на картине Климт изобразил себя со своей возлюбленной Эмилией Флёге.
Так вот, к этому своеобразному символу модерна, шедевру художника и очень известной картине, я нашел "пару". Полотно, написанное почти 20 лет спустя, украинским живописцем Федором Кричевским.
[показать]
Федор Кричевский Триптих Жизнь. Часть 1 - Любовь. 1925-27 гг. Львовский национальный художественный музей Украины
А теперь немного об авторе:
Федор Григорьевич Кричевский
22 мая 1879 — 30 июля 1947
[показать]
[показать]
Федор Кричевский Автопортрет.
Фото Федора Кричевского.
Украинский советский живописец. Первый ректор Украинской академии искусств, профессор Киевского художественного института, заслуженный деятель искусств УССР (1940).
Родился в Лебедине, в семье фельдшера, крещёного еврея. Кричевский рос и воспитывался в небольшом украинском селе Малая Ворожба на Харьковщине. Одаренность мальчика проявилась очень рано — он рисовал углем, лепил из глины и хлеба, а также прекрасно вышивал, придумывая орнаменты и композиции.
Первоначальное профессиональное образование Кричевский получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896—1901). Здесь, по позднейшему признанию художника, наибольшее влияние оказали на него А. Архипов и В. Серов. В Москве Кричевский тосковал по Украине. В памяти соучеников отложилась его глубокая преданность народной культуре, которую он энергично пропагандировал среди друзей.
В 1902 году художник совершает путешествие в Англию, после которого много работает, но решает продолжить свое художественное образование в Петербурге. В 1907 году Кричевский поступает в Академию художеств в класс баталиста Франца Рубо. Зрелость таланта украинского живописца продемонстрировала его картина «Невеста» (1910), выставленная на выпускной академический конкурс.
После окончания Академии Кричевский совершает заграничное путешествие в качестве пенсионера, посещает Вену, где учится в мастерской Густава Климта.
После возвращения художник оседает в Киеве, начинает преподавать в Киевском художественном училище, а в 1914 году становится его директором. Главные творческие достижения Кричевского в дореволюционное время относятся к портретному жанру.
Монументальный триптих «Жизнь», созданный в 1925—1927 годы, демонстрирует устремления художника к фресковости, декоративности и освоению темперной техники. Эта работа Кричевского считается классическим образцом украинского модернизма.
В 1930-е годы художник участвует в конкурсе на памятник Тарасу Шевченко в соавторстве со скульптором С. Меркуровым, ведет мастерскую в Киевском художественном институте, основывает объединение украинских мастеров «УМО», выбирается заместителем председателя Союза художников Украины, преподает в Киевском государственном художественном институте. В мастерской Федора Григорьевича училось целое поколение известных живописцев, в том числе Т. Яблонская, В. Костецкий, Г. Мелихов и С. Григорьев. В 1940 году Кричевского одним из первых удостаивают звания заслуженного деятеля искусств УССР.
В годы немецкой оккупации художник остался в Киеве, но ни он, ни его жена не были выданы немцам, несмотря на их еврейское происхождение. В 1944 году Кричевский пытался выехать за рубеж, но поезд, в котором он ехал, не успел отойти от Кенигсберга и попал в окружение. Кричевский был арестован органами НКВД, его обвиняли в сотрудничестве с немцами, но затем освободили и отправили в ссылку в село Ирпень под Киевом, где он и умер 30 июля 1947 года, по версии историков, от голода, несмотря на помощь, которую оказывала ему его любимая ученица Татьяна Яблонская. Брату художника – Василию, тоже ставшему художником и архитектором, удалось эмигрировать в 1943 году вместе с семьёй во Францию, а в 1946 году — в Венесуэлу.
Прочитав биографию Кричевского, вы, безусловно, догадались о причинах "повтора" в картинах: Кричевский был учеником Климта и, конечно же, находился под влиянием его творчества.
А чтобы вы имели представление о всем триптихе "Жизнь", помещаю и две остальные его части.
[показать]
Федор Кричевский Триптих Жизнь. Часть 2 - Семья. 1925-27 гг. Львовский национальный художественный музей Украины
[показать]
Федор Кричевский Триптих Жизнь. Часть 3 - Возвращение. 1925-27 гг. Львовский национальный художественный музей Украины

Серия сообщений "Украина":
Часть 1 - ОКНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 49 - ОКНА ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ)
Часть 2 - ЖЗЛ (ХОЗЯЙКА МАГИЧЕСКИ-НАИВНОГО МИРА ОЛЬГА КВАША)
...
Часть 13 - ЖЗЛ (ГЕНИАЛЬНЫЙ И НАИВНЫЙ ЕПИФАНИЙ ДРОВНЯК ПО ИМЕНИ НИКИФОР)
Часть 14 - ЖЗЛ (МИХАЙЛО МОРОЗ. ХУДОЖНИК, ДЛЯ КОТОРОГО ЖИВОПИСЬ БЫЛА МОЛИТВОЙ)
Часть 15 - ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (ЧАСТЬ 61 - АВСТРИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ПОЦЕЛУИ.)
Часть 16 - ЖЗЛ (ОЛЕКСА НОВАКОВСКИЙ. ДО СИХ ПОР НЕ ПОЗНАННЫЙ МИРОМ ХУДОЖНИК.)
Часть 17 - ЖЗЛ (ВСЕВОЛОД МАКСИМОВИЧ. У ИСТОКОВ УКРАИНСКОГО МОДЕРНА.)
Часть 18 - ЖЗЛ (ОЛЕКСА НОВАНОВСКИЙ. ЦИКЛ "ПРОБУЖДЕНИЕ" И НОВАЯ ГАЛЕРЕЯ РАБОТ)
Часть 19 - ЖЗЛ (ИВАН ТРУШ. ИМПРЕССИОНИЗМ ПО-ЛЬВОВСКИ)