Вела экскурсию Тамара Александровна Покопцева ("Институт Петербурга"), приобретала её я через "Прогулки по Петербургу". стоила она на тот момент 300 рублей. что касается расположения, то адрес дома - улица Чайковского 28 (ныне там Дом Юриста, или попросту Юрфак СПбГУ).
[показать]
С улица сам особняк на фоне соседей мало выделяется, мини-дворец в стиле ренессанса (а-ля дворцы Франциска I) из серого родомского песчаника. ибо в любой энциклопедии по Петербургу вам сообщат, что построен особняк в 1858-59 архитектором А. К. Кольманом для греческого консула И. Е. Кондоянаки. но в лучших традициях европейского барокко такая скромность только внешней стороны. потому чтов 1896-97 особняк был перестроен Василием Ивановичем Шене в сотрудежстве с В.И. Чагиным. в 1903 году архитектор Карл Шмидт, сын двоюродной сестры знаменитого ювелира Карла Фаберже, руководил работами по переустройству помещений и создал прекрасный готический павильон на территории двора, уже для А. Ф. Кельха.
И тут вы, наверное, спросите - а при чем здесь какой-то Кельх? очень даже при том! Ибо в конце XIX века особняк по улице Сергиевской 28 (так называлась тогда улица Чайковского) приобрела Варвара Петровна Кельх (урожденная Базанова) – богатая дама из семьи сибирских золотопромышленников, владелица Ленско-Витимского пароходства и золотых приисков. у дамы этой была крайне печальная судьба, ибо любимый муж, Николай Фердинандович Кельх, умер в 1894 году, всего спустя 2 года после свадьбы. как было принято в те времена в семьях людей предприимчивых, младший брат Николая, Александр Кельх, сделал вдове предложение, и она согласилась.
Предпреимчивые Кельхи сватались за Варвару не только по причине большой любви. ей дед, купец Иван Базанов, основал несколько предприятий в Сибири, включая золотые прииски, компанию по строительству железных дорог и пароходство. после смерти отца Варвара и ее мать Юлия унаследовали семейные богатства и основали новую компанию совместно с бывшим партнером деда, Константином Сибиряковым. у Варвары и Александра Кельха было две дочери: одна в девичестве умерла, другая вышла замуж за дипломата и последовала за ним в Японию.
Помимо своих золотых богатств, Кельхи прославились как почетные клиенты Фаберже. дело в том, что вышеупомянутый архитектор Шмидт приходился Фаберже родственником, возможно, именно он поспособствовал такому коллекционированию. ибо каждый год, с 1898 по 1904 гг., Александр Кельх заказывал фирме Фаберже в подарок своей жене пасхальное яйцо, прототипом каждого из которых служило яйцо из императорской серии.
Однако, семейная жизнь Варвары и Александра не задалась. в 1905 году они официально оформили раздельное проживание. Варвара переехала в Париж, а в 1915 году Кельхи развелись. Александр остался в России, женился вторично, но дела его шли неважно. в конце концов, он полностью разорился и продал дом. Варвара присылала ему деньги, звала его к себе в Париж. он он остался в России, и в 1930 году Александр был арестован. дальнейшая судьба его никому не известна. он "пропал" в Сибири.
черно-белые фотографии - начала XX века, дабы почтенная публика могла сравнить как было в доме при хозяевах и уже без них.
[показать]
сейчас с улицы Чайковского дом выглядит так.
а это уже вид со стороны двора.
[показать]
борьба с медведем?
[показать]
[показать]
[показать]
эта чудная скульптура в нише словно создана специально, чтобы здесь стоять. но на самом деле изначально она находилась внутри особняка.
[показать]
[показать]
[показать]
а это уже внутри дома. прихожая.
[показать]
детская
[показать]
люстра в стиле модерн в помещении со шкафом-сейфом и тайным ходом.
[показать]
комната с мебелью из волнистого тополя и кафелем из Або (Турку).
[показать]
вензель
[показать]
парадная лестница
[показать]
статуя-реплика Кановы "Венера Италийская" в парадном коридоре.
[показать]
расписной плафон "Борьба сил Добра с силами Зла" в аванзале
[показать]
Бальный зал с путти на потолке и искусственным камином, созданным Марией Львовной Диллон в 1914г. во Флоренции.
[показать]
[показать]
[показать]
ну и, конечно, самый красивый зал - Готическая столовая с витражами из Риги и дубовой резной мебелью.
[показать]
[показать]
у меня, на самом деле, сложилось впечатление, что ты находишься не в столовой, а в королевской часовне. почему-то вспомнилась парижская Шапель. правда, если присмотреться... в том месте, где напрашивается алтарь... висит вот такой вот витраж с намеком кому поклонялись господа:
[показать]
[показать]
[показать]