источник
В конце XIX века улицы Вены освещались по преимуществу газовыми фонарями. Для удовлетворения всё возраставшей потребности в газе в 1896 году на окраине столицы Австро-Венгрии – в промышленном районе Зиммеринг – было начато строительство газового завода под названием Газометр. Основным сооружением завода стали газгольдеры – грандиозные хранилища для светильного газа.
[352x500]
Каждый из четырёх газгольдеров представлял собой огромную подвижную цилиндрическую конструкцию из стали, упрятанную в кирпичную башню диаметром 65 и высотой около 67 м.
[512x500]
В нерабочем состоянии цилиндры сложены один в другой (наподобие телескопа) и погружены в бассейн. По мере наполнения хранилища газом цилиндр всплывает, а затем из него под давлением поступающего газа выдвигаются вверх секции меньшего диаметра. Таким образом, каждый венский газгольдер вмещал в себя около 90.000 кубометров светильного газа и позволял поддерживать его постоянное давление.
Строительство продолжалось 4 года.
[699x466]
[699x456]
[700x462]
В 1899-м строительство закончено, завод запущен, и к началу Первой Мировой в столице Австро-Венгрии горит уже 44 000 газовых фонарей.
[699x470]
Газгольдеры верой и правдой служили городу до 1940-х годов, после чего были заброшены (использовались для рейвов, съёмок кино и т.п. мероприятий), пока в 1995-м не было решено дать Газометру новую жизнь.
Каждый газгольдер достался своему архитектору - при условии соблюдения общей идеи. Внутренние сооружения были демонтированы, в стенах сделаны новые проёмы, башни перекрыты новыми куполами, повторяющими старинные очертания. Газгольдеры соединил между собой торговый пассаж, в нижних этажах разместились паркинги, а новой начинкой башен стали жилые и общественные помещения.
[700x434]
[699x338]
[700x469]
[468x700]
[468x700]
[700x469]
[469x700]
Газометр А нашёл своего архитектора в лице француза Жана Нувеля. Среди его работ -
Институт арабского мира в Париже и
небоскрёб Торре Акбар в Барселоне. Жан Нувель поучаствовал и в конкурсе на проект нового здания «Газпрома» в Санкт-Петербурге, и «Золотого острова» против храма Христа Спасителя в Москве, но ни там, ни там не преуспел.
[560x429]
Снизу вверх - паркинг, магазины, офисы, жильё.
[469x700]
[400x600]
[400x552]
Газометр В проектировало известное венское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au, которое славится своим пристрастием к деконструктивизму. Видимо, деконструктивистам было трудно удержаться в рамках исторического объекта, и поэтому они пристроили к газгольдеру «ломающуюся» башню.
[469x700]
[468x700]
[700x468]
[468x700]
Среди других работ Coop Himmelb(l)au -
выставочный комплекс "Мир BMW" в Мюнхене. Фирменный знак бюро – использование двойных конусов, направленных навстречу друг другу. Не обошлось без опрокинутого конуса и здесь:
[560x424]
Зелёный цвет - квартиры.
Голубой - студенческое общежитие.
Оранжевый - магазины.
Фиолетовый - паркинг.
Розовый - конференц-зал.
Тёмно-жёлтый - банк.
Светло-жёлтый - фойе.
Архитектор
газометра С – австриец Манфред Ведорн. Стоимость работ по реконструкции только этого газгольдера составила 26,4 млн. евро.
[699x477]
[488x600]
[468x700]
[250x375]
[560x451]
Проектом реконструкции
газгольдера D занимался австрийский архитектор Вильгельм Хольцбауэр (дворец фестивалей в Баден-Бадене, один из факультетов зальцбургского университета). Хольцбауэр сделал в своём газгольдере зелёные зоны не во внутреннем дворе-колодце, а у наружной стены.
[700x469]
[600x450]
[560x529]
[699x464]
[350x476]
Окружение у Газометр-Сити – соответствующее. С северной стороны – стеклянные деловые и торговые центры:
[700x469]
[700x468]
[469x700]
С южной стороны к газометрам примыкает свежепостроенный жилой комплекс «Вилла Верди» из пяти одинаковых корпусов.
[700x468]
[700x468]
[700x469]
[700x469]