В последнее время у меня вошло в привычку заводить речь о красивейших храмах Москвы. Так вот, не могу удержаться и не сказать несколько слов о соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово.
Что еще добавить к краткому описанию? Традиционно принято считать, что Петр I родился в Кремле, но продолжают бытовать легенды о других местах его рождения – Коломенском, Петровско-Разумовском и, что ни удивительно, Измайлове. И попадалась мне легенда о том, что новый каменный собор Покрова заложили именно в честь рождения будущего императора. Фантастично и малоубедительно, но, как мне кажется, красиво. И символично. В качестве храма, взятого за образец при строительстве, называют и Успенский собор Московского Кремля, и Покровский (ныне Троицкий) собор Александровской слободы. Наблюдал за строительством сам Артамон Матвеев. Роль колокольни выполняла Мостовая башня, к счастью, сохранившаяся до наших дней.
[700x525]
Кстати, при Алексее Михайловиче, который до завершения строительства собора Покрова не дожил, в этой самой Мостовой башне проходили заседания Боярской дума, при Анне Иоанновне, жившей в Измайлово в детстве и проведшей здесь недолгое время после коронации, - Сената. Поэтому башню еще называют Сенатской. А Петр I не только читал и пел на клиросе собора Покрова, но и нашел в Измайлово тот самый ботик, ставший «Дедушкой русского флота». Но вообще связь Петра с усадьбой Измайлово, на мой субъективный взгляд, гораздо менее очевидна, чем связь Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Анны Иоанновны. Но, разумеется, памятник работы Кербеля рядом с собором Покова был установлен именно Петру:
Николай I, сделавший благое дело и отдавший родовое владение под военную богадельню для инвалидов Отечественной войны 1812 года, нанес чудовищный вред собору Покрова. Вернее, не сам император, а его любимый архитектор Константин Тон. Да простят меня все поклонники творчества Тона, но Николаевская богадельня в Измайлове выглядит явной архитектурной неудачи. А, лично для меня – еще и наглядной иллюстрацией того, как можно изуродовать шедевр. Тон пристроил вплотную к собору с трех сторон корпуса, сообщающихся с храмом. Для это он снес два храмовых крыльца и соединил южную и северную стены собора внутренними воротами с корпусами богадельни. Сделано было это для того, чтобы лежачие инвалиды могли слушать службу при открытых дверях. Сам собор Покрова не только перестроили, но и хорошо отреставрировали изнутри.Не сомневаюсь, что Тоном в тот момент двигало именно чувство человеколюбия, но…Лично меня терзает вопрос, почему нельзя было выстроить отдельный домовой храм для богадельни, не уродуя построенное ранее? Экономия средств? С трудом верится. Слышала утверждение, что собор фактически рассыпался, а архитектор тем самым спас его, подперев этими корпусами. И опять с трудом верится. Сейчас это выглядит так: [показать]
И все-таки полностью величественную красоту этого собора даже Тону убить не удалось.