Архитекторы тоже жгут. Изо всех своих креативных сил они разламывают мрачно-типовой городской ландшафт, вынуждая сворачивать шеи и умственно фотографировать шедевральные сооружения. Города славятся странными, неожиданными, нелепыми строениями. И общий пейзаж от этого как-то прикольнее. Вот взять хоть Эйфелеву башню. В России местами тоже стандартов не почитают и кое на что горазды.
[283x190]ЧЕЛЯБИНСК. Развлекательный комплекс на Алом поле
Как во стольном ли во городе Челябинске, да на Алом поле-скверике стоял белый смрадный туалетишко. Испокон веков стоял, с начала мира. Не всякий смельчак отваживался проникнуть в его зовущие недра – только люди с повышенной внутренней культурой, коих интеллигентные мамы в детстве за каждую крошку на столе били по голове четвертым томом Всемирной истории искусств. Остальные гадили в близлежащих кущах и фонтанных руинах. Тем более что и сортир работал в странное, строго ограниченное время: с 11:00 до 18:00. Но вот свершилось! Одному из городских подрядчиков в 2001 г. было выдано архитектурно-планировочное задание на реконструкцию общественного туалета. Пьющий на лоне природы народ возликовал было и возблагодарил провидение и мэрию, но быстро замер в недоумении: на огороженной территории могли бы одновременно «отлить» человек сто с чадами и домочадцами. На заборе торжественно висела табличка, гласящая, что ведутся работы по восстановлению туалета, и фланирующие меж лип, елок и пивных бутылок горожане остроумно начали именовать строящийся объект «дворцом естественной необходимости». Когда же здание было достроено, разочарованию гуляк и всех нормальных людей не было предела. Во-первых, трехэтажная слепая постройка напоминала то ли гигантский утюг, то ли трансформаторную будку. Во-вторых, она совершенно не вписывалась в архитектурный ансамбль Алого поля. И самое ужасное: обещанный сортир не работал! Вместо этого народонаселению были предложены кафе, клуб, казино и сауна. Неистовые ортодоксы от православия, уже много лет пытающиеся своими хоругвями изгнать бесов из органного зала, радостно приготовились предать анафеме новый рассадник греха. Однако до этого не дошло – несколько лет здание простояло под арестом и лишь совсем недавно заработало в режиме клуба. Господа, а писать пройдемте под сень дерев или в зловонный гальюн по соседству.
[190x283]СОЧИ. Жилищный комплекс «Премьер»
Футуризм в Сочи в почете. Здания здесь строят формата уже не XXI, а XXII и местами XXIII века. ЖК «Премьер» на Батарейке, без сомнения, вавилонская башня нового тысячелетия. 24-этажный комплекс элит-класса имеет более чем странную форму. Если смотреть со спутника, то это натуральный треугольник. Столь нестандартная форма для жилого дома – желание собственников максимально развернуть все окна к морю. В народе за «Премьером» намертво закрепилось название «Титаник». Во-первых, если смотреть с соседних холмов, то дом похож на трубу легендарного утопленника. Ну а, во-вторых, горожане активно муссируют слухи, что якобы что-то у «Премьера» отвалилось или надломилось, но это досужие разговоры. «Премьер» по-прежнему эрегирует в самом центре города, весело поблескивает своими гранями и активно продается от 5 000 евро за квадратный метр.
[283x190]НОВОСИБИРСК. «Шарик»
Шарообразное нечто из металла и стекла появилось в Новосибирске, заполоненном зданиями-параллелепипедами, меньше года назад. Постаралась проектировочная фирма «Студия К и Ф». Место для гламурной голубовато-дымчатой конструкции диаметром 16 м и общей площадью около 450 кв.м отвели около молодежного театра «Глобус», рядом с поющим фонтаном и аллеей бардов. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Центр города все-таки – земля на вес золота. Местные жители и гости города сворачивают шеи, проезжая на троллейбусе или маршрутке мимо шедевра архитектурной мысли, неизменнно задаваясь одним и тем же вопросом: а что там, за сферической поверхностью «Глобуса № 2» – сдерживаемая огромными окнами-стенами магма или пустота? На самом деле все весьма прозаично: три круглых этажа внутри шара занимает кофейня. Уютно.
[283x190]РОСТОВ-НА-ДОНУ. Публичка
Если б это строение увидел Оруэлл, то получил бы сногсшибательную дозу тоталитарного вдохновения. Да что там Оруэлл! Пожалуй, даже создатели эпохальных «Восставших из ада» не подозревают, что инфернальные фантазии можно воплощать не только на пленке, но и в архитектуре. Коричневый монолит без каких-либо намеков на оконные проемы рос из земли добрых два десятка лет, пока не заслонил собой полнеба, возбуждая фантазию и порождая множество версий по поводу его назначения. Когда параллелепипед увенчали барельефами бородатых мужиков (снизу толком не рассмотреть, кто это), объявили: это Донская государственная публичная библиотека, а параллелепипед – не что иное, как архив (только так можно было разместить всю накопленную литературу). Площадь перед зданием уложили плитами, теперь там тренировочный полигон для роллеров, скейтеров, велосипедистов и паркурщиков.
[190x283]ТЮМЕНЬ. Водонапорная башня
Когда-то башня была самым высоким в городе «гражданским» сооружением – одна из побед горожан и промышленников, бьющихся за бесперебойное водоснабжение. Она служила городскому водопроводу до 1965 г.! Жители ближних улиц ходили сюда по воду: ее отпускали по копейке за ведро, тут же из длинного корыта поили лошадей, кстати, на них в Тюмени ездили до 50-х. И только в 1966-м «центральная» башня ушла на пенсию, и в ней открылся детский клуб «Дзержинец». В 50-е водонапорная башня одиноко стояла посреди громадной площади, сегодня теснится в плотном городском квартале. Но, возможно, старушка еще вздохнет полной грудью. Сейчас власти планируют частично расчистить прилегающие территории и разбить сквер. Тем самым историческая справедливость будет восстановлена и водонапорная башня займет свое законное место в жизни города и экскурсионных маршрутах.
[283x190]ТУЛА. Кукольный театр на Советской
Этот страшенный домина стоит на шумном перекрестке Красноармейки и Советской и пугает заезжих туристов масштабом облезших стен. План у архитекторов (их наверняка было несколько, потому что один умник такого в жизни не придумает) был грандиозный: накрепко приучить город пряничный к кукольным постановкам. А потому задумывалось отгрохать театрище в триста мест, дабы на марионеточные спектакли подсаживалось как можно больше народу. Строить псевдо-пирамиду на толстых ножках начали еще в 1984 году. А в конце 80-х взяли да заморозили проект (видимо, так до конца и не придумав, как же эта дура должна в результате выглядеть). Понятное дело, что предприимчивые горожане быстренько растащили то, что на стройке лежало и даже то, что уже являлось частью здания. А так как крыша толком и начата не была, театр начал медленно, но верно разваливаться на куски. Мрамор, который нашлепали на внешнюю сторону безумного строения, не понятно кем и с какого перепугу был куплен почему-то на юге. Естественно, при наших-то нежарких температурах материал со стен пооблетал. А ведь по плану-то должен был выглядеть строго и завлекательно, и вызывать в сердцах туляков восхищение и гордость за город родной! Появилась, было, светлая мысль – отдать страшилище коммерсантам. Мол, пусть, если хотят, достраивают и делают с ним, что душа возжелает. Но, видимо, желающих удочерить жуткую гору старых кирпичей, не нашлось. Массивный недострой, выполненный в стиле вконец помешавшегося Сальвадора Дали, на самом деле не такой уж и заброшенный, а кое-коему вовсе не противен, а очень симпатичен и дорог. С недавних пор это место облюбовали тульские трейсеры. Теперь на выходных стены кривого трешевого дворца облеплены смелыми парнишками, которые ползают и скачут вдоль и поперек выбоин ради адреналинового удовольствия.