Кто-то мне тут написал, что я ищу заброшенные церкви, как будто пытаюсь найти себя... может этот кто-то и прав...найти что-то заброшенное в себе, что-то новое, что-то неизведанное и непонятное, то, что является твоей потаенной сущностью, то, что выражает тебя, делает лучше, подталкивает к жизни, устремляет вниз по течению или наоборот пытается вынести на берег против него - в этом путь меня, путь меня как человека...мне нравятся старые здания...красный кирпич...заброшенные, пустынные, уединенные места нашей планеты...в них есть тайна...есть гипноз...ты можешь вложить в историю этих стен что-то свое, уйти об обыденности и обреченности, любить мир, любить себя в этом мире...фотография лишь попытка этот мир отобразить...остановить кадр своей собственной души...
В интернете довольно однотипная информация про церковь, но кое-что все же удалось узнать...
[699x467]
[699x467]
Благовещенскую церковь построили еще в 16 веке из белого камня и кирпича в вотчине Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, брата царицы Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного.Изначально храм представлял собой четверик, сложенный из кирпича, с белокаменной облицовкой, сохранившейся в нижней части здания и поныне. К основному объему примыкали одноглавые приделы с отдельными апсидами. Свод был крестчатым, его следы сохранились внутри.
То, что от нее осталось сейчас это уже перестройка конца 17 века по заказу нового владельца села (с 1648г.), окольничего Михаила Тимофеевича Лихачева в господствовавшем в то время стиле московского барокко, по типу «восьмерик на четверике». Тогда же была перестроена центральная апсида, ставшая граненой, и пристроена трапезная, объединяющая основной объем и приделы. Из-под кровли придела можно увидеть выглядывающий верх старого окна четверика.
Сейчас от времени и заброшенности практически не возможно понять, на сколько пышно храм был украшен внутри. На сайтах написано, что кое-где сохранились белокаменные резные детали, узорчатые наличники на окнах, колонки на гранях апсиды и восьмерика. Барабан храма также был украшен резными деталями. Интерьеры утрачены. Восьмерик – световой, с широкими окнами, благодаря чему в храме всегда было светло Когда мы приехали, служба уже закончилась и поэтому внутрь самого храма нам попасть не удалось.
[467x698]
Рядом с Благовещенской церковью стоит высокая церковь-колокольня Исаакия Далматского, составляющая с ней единый уникальный комплекс, соединяющий в себе черты московского и аннинского барокко.
[467x698]
Церковь-колокольня Исаакия Далматского была построена в 1732г. в усадьбе Степановское по заказу графа Андрея Ивановича Остермана, вице-канцлера при дворе Анны Иоанновны. Посвящение церкви Исаакию Далматскому связано с тем, что день рождения Петра I приходится на день памяти этого святого. Граф Остерман не случайно хотел почтить память императора – ему он изначально был обязан своим возвышением и от него же получил Степановское. По легенде, в храме хранилась вырезанная из кости икона, якобы вырезанная лично Петром I; вероятно, это все же легенда, так как Петр не увлекался изготовлением икон и тем более не дарил их своим приближенным.
Высокое здание храма необычно уже хотя бы тем, что оно было построено при более старом храме Благовещения вместо простой колокольни. Но если даже отойти от этого, церковь поражает своими архитектурными формами, очень редкими для России.
[467x698]
Квадратное в плане кирпичное здание имеет сложную центрическую башенную композицию, называемую исследователями экспериментальной. В продолжение традиций храмов «под звоном» оно построено в несколько ярусов. Первый, самый большой ярус поставлен на подклет; внутри него проведена двухъярусная галерея, выходящая на открытую верхнюю террасу, которая была некогда обнесена балюстрадой, ныне разрушившейся. На галерею ведут две винтовые лестницы. На массивный основной четверик поставлен второй, значительно меньший по высоте, на верху которого также проведена открытая терраса. Венчает храм верхний ярус – стройный восьмерик, в котором размещена колокольня. На вытянутый вверх купол восьмерика поставлен высокий барабан. Его венчает вытянутая вверх главка не совсем обычной формы, скорее близкой к южнорусским образцам – крест стоит не на собственно главке, а на стоящей на луковице второй, маленькой главке.
Декор храма – барочный. Даже в плачевном современном состоянии церкви можно рассмотреть белокаменные детали тосканских пилястр и оконных наличников. Четверики и ярус звона прорезаны высокими, почти в свой рост, арочными проемами, за счет высоты кажущимися довольно узкими и придающими стройности массивному основному объему. Верхний ярус же, и без того стройный, кажется еще легче. С протестантским барокко храм связывают профилированные карнизы и архивольты, а также ныне разрушенные балюстрады.
Вопрос о том, к какому же стилю восходит архитектура этого необычного храма, остается открытым. Некоторые авторы статей о нем считают, что зодчие опирались на трактат Виньолы «Правило пяти ордеров», переведенный на русский архитектором Джиованни Фонтаной, и церковь якобы полностью совпадает с некоторыми чертежами из этой книги. По мнению других исследователей, архитектура храма восходит к протестантскому барокко и даже к маньеристическим храмам Германии XVI века. При всем этом образ храма-колокольни прочно ассоциируется с «нарышкинским» барокко (например, с храмами в Уборах или в Филях).
Так или иначе, сочетание разных стилей в этом необычном храме превратило его в уникальный образец храмовой архитектуры, незаслуженно забытый только потому, что стоит он в стороне от оживленных дорог.
Оба храма были закрыты в феврале 1938 г., переданы местному совхозу под склад. В Благовещенском храме находился магазин.
В 1960-х гг. проводилась реставрация обоих памятников, но в наши дни практически никаких следов ее не осталось, храмы продолжают разрушаться.
Церкви переданы верующим, но из-за отсутствия средств почти никаких работ по восстановлению двух уникальных памятников не ведется. Да и село само по себе не очень большое, поэтому и прихожан наверное не много. Внутри колокольни видны кое-какие реставрационные работы: положены новые настилы, колокола все чистенькие и приятно звучащие.
Нам повезло, мы встретили двух местных мальчишек, которые сбегали к бабушке-сторожке и открыли нам территорию церкви. Сама церковь обнесена глухим металлическим забором, хотя вряд ли он спасет его от дальнейшего разрушения.
[467x698]
Когда сворачиваешь с дороги, взору открывается потрясающей красоты вид. Церковь на фоне поля, усеянного пшеничного цвета пушистыми колосками. Вся эта красота гармонирует с осенне голубым небом.
[699x467]
[699x467]
[699x467]
[467x698]
[699x467]
[466x699]
Первое, что делаешь, когда входишь в колокольню - это высоко поднимаешь голову вверх...жаль, что сейчас не возможно увидеть что же было нарисовано под куполом...но все твои мысли устремляются ввысь, будто твоя душа рвется наружу, чтобы подняться до самого предела...
[699x466]
А дальше подъем по винтовой лестнице на саму колокольню
[466x699]
Ступени кое-где уже совсем разрушились от ветхости, поэтому подниматься немного страшновато
[466x699]
[466x699]
Для того, чтобы попасть к колокольчикам, нужно в прямом смысле этого слова выйти на улицу и перебраться в следующий ярус...Стены в этом месте совсем не сохранилось.
[466x699]
Зато с колокольни видна вся широта и неповторимость нашей русской природы и русской деревни, даже в ее современном понимании
[699x466]
[466x699]
[699x466]
Наташка поднимается еще выше...при виде поручней с верхнего этажа, которые валяются рядом с колоколами, у меня желание лезть за ней пропадает
[699x466]
[466x699]
[699x466]