• Авторизация


еп. Афанасий (Сахаров) - О поминовении усопших по уставу ПЦ 25-03-2008 20:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Jesus_Lane Оригинальное сообщение

еп. Афанасий (Сахаров) - О поминовении усопших по уставу ПЦ

Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божий живут по смерти (Октоих, гл. 1, суббота, утреня, канон 1, п. 1, тр. 3; ср. минея 6 декабря, кан. 3, п. 3, тр. 3), но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе (Октоих, глас 1, суббота, утреня, седален по 2-й кафизме), что «из мертвых восстанием Христовым смерть уже не обладает умершими благочестив» (Суб. мясопустная. На Господи воззвах, ст. 3), что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих (Октоих, гл. 8, суб., утр. на стиховне, ст. 3), ибо по слову Христову Бог несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть (Лк. 20, 38). Поэтому умирающие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами самое действительное, реальное, живое общение.
Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом1. Молитва — главнейшая сила этого единения. «Молитеся друг за друга» (Иак. 5, 16) заповедует слово Божие. И Святая Церковь чинами служб своих и принятыми Ею в употребление молитвами настойчиво и постоянно внушает нам молиться о всех, наипаче о близких. Молитва о всех является долгом каждого православного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о нем молятся, и он таким образом становится должником всех,— и живых, и умерших. Должник обязан уплачивать свой долг, в свою очередь молясь обо всех, не только о живых собратиях которых он сам просил о молитве за него и которые, он знает, с любовью исполняют эту его просьбу, которых нередко он видит рядом с собой молящимися о нем,— но и об умерших, из которых с некоторыми еще сравнительно недавно «многажды вкупе снидохомся, и в дому Божий вкупе пояхом» (Погребение священническое, икос 2) и которые вообще, не только праведные, но и грешные2 продолжают молитву свою о собратиях, ибо молитва есть вместе и выражение любви, потребность любви, а истинная любовь никогда же умерщвляется (Погр. свящ. стихира гл. 3). Многочисленные обнаружения силы загробных молитв о живых делают последних еще большими должниками первых.
Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила. Она сама дает соответствующие молитвословия и устанавливает чины их. В частности, она особенно побуждает молиться об усопших, когда при последнем прощании с ними, в день погребения, влагает в уста отходящего в иной мир трогательные прощальные обращения к живым: «прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу» (Погр. мiрских человек, стихира на славу при последнем целовании). «Помяните мя пред Господом» (Погр. свящ., стихира гл. 3). «Молю всех знаемых и другое моих: братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь» (Там же. Тропарь пред 3 евангелием). «Воспоминаю вам, братие мои, и чада и друзи мои, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу, молю, прошу и мил ся дею» (Мил ся дею — умиленно молюсь, препоручаю себя в милость, в заступление), «навыкайте сим в память и плачите мене день и нощь» (Погр. свящ. икос 13).

___________________________
1. Собираются вместе и как бы едиными устами (ср. на литургии возглас в конце евхаристического канона) возносят общие молитвы (лит. св. Иоанна Злат., молитва 3-го антифона): вси вкупе глаголют или Господи помилуй или подай Господи (Типикон, гл. 49. О поклонах и молитве церковное законоположение); все одновременно и одинаково совершают телесные действия, например поклоны, «яко от единого телесе иссы-лающе, равне и благочинно» (там же, гл. 27)

2. Евангельское подтверждение той истины, что не только умершие праведники, но и вообще все усопшие помнят о своих, живущих на земле собратиях и молятся о них, мы имеем в притче о богатом и Лазаре (Лк. 16, 20—31), где и грешный богач молит Авраама о своих живущих на земле братьях. Молитва его не может быть исполнена только потому, что те, о ком она возносится сами не захотят воспользоваться плодами ее. И ветхозаветная Церковь верила в силу молитвы всех усопших. Пророк Варух взывает: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля» (Варух 3, 4), очевидно разумея не одних умерших праведников. Оптинский старец схиигумен Антоний († 7 авг. 1865 г.) в одном из писем своих говорит: «Имена всех родных ваших вписал я в келейный свой синодичек для вседневного поминовения на келейном псалтирном чтении и на канонах заупокойных; ибо и святой апостол Иаков, брат Божий, советует молиться друг за друга. Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и по евангельской притче просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь Лазаря, чтобы он вразумил нас, что нам подобает творить, да убежим мучений» (Письма к разным лицам игумена Антония. М., 1869, стр. 408—409).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник еп. Афанасий (Сахаров) - О поминовении усопших по уставу ПЦ | СЭЙ-СЁНАГОН - ЗАПИСКИ У ИЗГОЛОВЬЯ | Лента друзей СЭЙ-СЁНАГОН / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»