• Авторизация


Похоронный обряд марийцев 27-04-2008 19:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 Узнал недавно интересные элементы похоронного обряда марийцев, от известного пермского фолк-музыканта Ирины Пыжьяновой (Ворново крыло, Иньва), занимающегося так же собиранием народного фольклора. Оказываеться во время похорон марийцы доставали труп из гроба и танцевали с ним. Очень шокирующее зрелище, рассказывают, что одной из участниц похорон приснился покойник и говорит - "Как же я устал", на что та отвечает "Мы же с тобой так танцевали!". До сих пор у марийцев сохраняються реликты этого обряда, например переносяться по кругу вещи усопшего...

Напомню, что марийцы до сих пор сохраняют язычество, даже живя далеко от родины, как на пример в Пермском крае и Свердловской области, и в чужеродном христианском и мусульманском окружении.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
phylolozhka 27-04-2008-19:49 удалить
Похоронный обряд вообще один из самых консервативных, лучше всего сохраняется. Даже современные похороны наполнены древними традициями, уходящими корнями в глубокую старину...
phylololzhka, Вам наверное тоже много интересного рассказывают?
Дезирэ 27-04-2008-20:51 удалить
Вообще многие похоронные обряды были извращены до неузнаваемости и утратили саму свою суть
ValkiriyaOdina, Естественно, для примера в том же православном обряде много скрыттых элементов язычества
phylolozhka 27-04-2008-21:59 удалить
ValkiriyaOdina, не соглашусь. Как правило, традиция остается, даже если утрачивается ее смысл. Например, знаете ли вы, зачем по всему пути до кладбища бросают еловые ветви? Чтобы покойник не вернулся. Традиция эта корнями уходит ооочень глубоко, однако жива до сих пор, хотя сейчас ей уже не придается такое значение, как в прошлом.
Дезирэ 28-04-2008-00:15 удалить
phylololzhka, да я о том, что толку сохранять внешние проявления, когда содержание умирает? Лично я не вижу в этом смысла. В язычестве к примеру внешние проявления были обоснованы тем или иными процессами не заметным обычным взглядом
Blacknight 28-04-2008-00:22 удалить
phylololzhka, Не соглашусь....)))Какая ж традиция без смысла ? Валькирия права. А вот на счет еловых веток.....спрашу у своей тетки....точно знаю , что не для того что б покойник вернулся. Так вот....у нас , вместо пальмовых еловые !....Просто заменяют еловыми ветками ! И бросают перед гробом!
phylolozhka 28-04-2008-09:35 удалить
Blacknight, по поводу веток существует несколько гипотез. Большинство традиционных действий похоронного обряда направленно именно на то, чтобы покойник не вернулся. С этой целью закрывают зеркала, памятник ставят в ногах, рассыпают зерна у двери и на окнах дома. ValkiriyaOdina, в этом нет ни толка, ни смысла. Это традиция. Она сохраняется подсознательно, даже если смысл давно утрачен. По сути, смысл у нее сохраняется, просто носителей этого знания становится все меньше. А остальные повторяют, потому что привыкли так делать. Потом традиция модифицируется, она может получить новое смысловое наполнение, измениться или исчесзнуть. Вот вам пример сохранившейся традиции, потерявшей смысл, из того же похоронного обряда. Основные блюда на поминальном столе - кутья, хлеб, хмельное. Что такое кутья? У нас варят рисовую кашу с изюмом, где-то - другую. Но суть одна - в каше должны быть только цельные зерна. Почему? На самом деле цельное зерно - универсальный оберег, символ жизни. В то время как зерно рубленное уже не является оберегом. Люди на поминках, съедая кутью, оберегались от смерти. Сейчас кутью как оберег уже не воспринимают, однако традиция осталась.
Blacknight 29-04-2008-23:33 удалить
phylololzhka, ахххаааа...впервые , честно , слышу такую трактовку....у нас , в Москве , еловые ветки кидают перед ! гробом .... это символизирует "светлый путь " в другую жизнь. Зеркала закрывают тканью, не важно какой и какого цвета. И обозначает это : зеркало лабиринт , Душа усопшего может заблудиться в нем и не попасть в рай или другое место. Памятник ставят в изголовье могилы. Не совсем , конечно , а сантиметров на 30/40 "над головой !.....Видишь , сколько городов в России и везде свои правила и обычаи. И про зерна тож узнала от тебя.....У нас , на московских кладбищах , принято ставить рюмочку водки , крошить яйца и хлеб ( черный ), класть конфеты. И это стало настоящим бедствием для служб кладбищ. Бомжы и гости с Востока , те , которые не смогли устроится , обитают на кладбищах. Ну и ессно , оскверняют могилы. Гости еще и кормят своих детишек подношениями с могил.
phylolozhka 30-04-2008-07:54 удалить
Blacknight, вот ты сама и приводишь отличный пример изменившейся традиции. Действия сохранились - изменилась их трактовка. А затем, с течением времени, действия несколько изменились в угоду трактовке. Про поминальный стол. Я имела ввиду поминки, которы происходят уже после возвращения с кладбища. В прочем, у нас могилу или столик рядом с ней тоже посыпают зернами. Сейчас это трактуется как "птичек покормить", однако функцию универсального оберега от смерти зерно также выполняет. Хлеб также является оберегом, но, скорее, продуцирующим (зерно - символ жизни, его дробят до состояния муки в ступе с пестом, которые являются соответственно символами женского и мужского начала, затем замешивают на воде и выпекают в печи, т.о. в хлебе соединяется сила трех стихий - земли, взрастившей зерно, огня и воды)
phylololzhka, А у нас просто оставляют еду на кладбище, поят покойника - то есть поливают могилу питьём, и как мне кажеться трактовка не изменилась... А памятник ставят в ногах, что бы покойнику не тяжело там было. Перед тем как похоронить 2 дня непрерывно читают молитву, жгут свчи, пеед ними действительно зёрна сыплют, затем обходят по кругу гроб,целую покйника. Потом приезжает батюшка, гроб закрывают, часто туда кладут личные вещи покйника, и хоронят...
Blacknight 01-05-2008-00:51 удалить
phylololzhka, Специально для тебя узнала ))).....Ни когда в Москве еловые ветки не кидали для невозвращения покойника. И все кладбища у нас такие. С памятником , стоящим во главе могилы. И все ж обряды разные. И не могут они быть везде одинаковые. Представь какие территории ? Ет щас плотность населения такая ..... а в стародавние времена......народу поменьше , поменьше было.....У каждой местности свои обряды были и ...... остались. А если взять во внимание , что вера в Христа всего то насчитывает 2 000 лет..... а люди живут намного больше......
Blacknight 01-05-2008-00:59 удалить
Мананнан_МакЛир, У вас традиции сохраняют. У нас хоронят даже не третий день , а когда смогут. Сейчас все чаще на второй. Про молитвы и батюшек.....Кстати московские батюшки ет ваще отдельная тема..... Отпевают при моргах. Собирают гробов как можно больше. И всех сразу. По кладбищам чуть не бегом до могилы. Фарс. Ну и столы. У кого с финансами нет проблем, тада даааааа....поминки, ну а кто не имеет....
Blacknight, Да и наши батюшки не лучше, 5 минут что то поделали, и столько денег требуют, бабка котрая два дня молитву читала и то меньше взяла...
Blacknight 02-05-2008-01:29 удалить
Мананнан_МакЛир, * пытаецца засунуть глаза на место *..... бабки ешшо и мани требуют ?????....а ведь в бога верят.....
Blacknight, А ты бы на их месте разве не стала?
Blacknight 03-05-2008-03:33 удалить
Мананнан_МакЛир, ну...начнем с того , что я в бога не верю.....об том есть где т пост.....похоронные дела : предпочитаю сожжение. Это традиция европейцев до Христа. И не верю в жизнь после смерти. Пока оттуда ни кто не пришел и не сказал что она существует. Влад......не брала бы. Нге так воспитана , и не .... ну не важно.....Работая в торговле , ходила самолично настраивать сложную технику к пожилым и молодым. Совесть не позволяет брать деньги. На все получишь "откат ".
Blacknight, Так ведь одно дело ты, другое старая бабка, чуть ли не староверка... Честно говоря я бы тоже предпочёл сожение. А насчёт того, что оттуда никто не вернулся - так ведь ребёнок тоже не стремится в утробу матери, так же как и бабочка снова стать куколкой.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Похоронный обряд марийцев | Мананнан_МакЛир - VRBI ET ORBI | Лента друзей Мананнан_МакЛир / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»