• Авторизация


... 01-06-2008 14:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Оригинальное сообщение

Гениальность и помешательство

Цитаты из книги Чезаре Ломброзо: "Гениальность и помешательство":

1. О гениальных людях, точно так же, как и о сумасшедших, можно сказать,
что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям
семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что его
искусство заменяет ему жену. Гете, Гейне, Байрон, Челлини, Наполеон, Ньютон
хотя и не говорили этого, но своими поступками доказывали еще нечто худшее.

2. Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго
обдуманно; он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как
гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность
бессознательна.

3. "Все гениальные произведения, -- говорит Вольтер в письме к Дидро, --
созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать
Армиды Кино или басни "Мор зверей", которую Лафонтен диктовал, даже не зная
хорошенько, что из нее выйдет. Корнель написал трагедию "Гораций" так же
инстинктивно, как птица вьет гнездо".

4. Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать,
уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией
субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и
необдуманные поступки помешанных. Этой же бессознательностью объясняется
непоколебимость убеждений в людях, усвоивших себе фанатически известные
убеждения. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений
превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как
отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной
натуры. Дизраэли отлично выразил это, когда сказал, что у лучших английских
поэтов, Шекспира и Драйдена, можно встретить и самые плохие стихи. О
живописце Тинторетто говорили, что он бывает то выше Карраччи, то ниже
Тинторетто.

5. А как рано проявляются страсти у гениальных людей! Данте и Альфьери
были влюблены в 9 лет, Руссо -- 11, Каррон и Байрон -- 8. С последним уже на
16-м году сделались судороги, когда он узнал, что любимая им девушка выходит
замуж. "Горе душило меня, -- рассказывает он, -- хотя половое влечение мне
было еще незнакомо, но любовь я чувствовал до того страстную, что вряд ли и
впоследствии испытал более сильное чувство".

6. [Малейшее дуновение ветра, ничтожное облачко, каждый пустяк вызывает у
них лихорадку.]

Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто
булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему
ударом кинжала.

7. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие,
которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с
древнейших времен; в этом отношении те и другие представляют большое
сходство с мономаньяками, страдающими горделивым помешательством.

8. Все, кому выпадало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных
людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый
поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всем находить повод к
глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно
более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек
более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные
доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения.

9. Меланхолия, уныние, застенчивость, эгоизм -- вот жестокая расплата за
высшие умственные дарования...

10. Фосколо говорил о себе: "Между тем как в одних
вещах я в высшей степени понятлив, относительно других понимание у меня не
только хуже, чем у всякого мужчины, но хуже, чем у женщины или у ребенка".

11. Вследствие такой преувеличенной и сосредоточенной чувствительности как
великих людей, так и помешанных чрезвычайно трудно убедить или разубедить в
чем бы то ни было. И это понятно: источник истинных и ложных представлений
лежит у них глубже и развит сильнее, нежели у людей обыкновенных, для
которых мнения составляют только условную форму, род одежды, меняемой по
прихоти моды или по требованию обстоятельств. Отсюда следует, с одной
стороны, что не должно никому верить безусловно, даже великим людям, а с
другой стороны, что моральное лечение мало приносит пользы помешанным.

12. . Дело в том, что
большей впечатлительности соответствует и большая ограниченность мышления
(concetto). Ум, находящийся под влиянием экстаза, не воспринимает слишком
простых и легких положений, не соответствующих его мощной энергии.

13. Юрген Мейер говорит: "Фантазия
талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения --
совершенно новое. Первая делает открытия и подтверждает их, вторая
изобретает и создает. Талантливый человек -- это стрелок, попадающий в цель,
которая кажется нам труд-нодостижимой; гений попадает в цель, которой даже и
не видно для нас. Оригинальность -- в натуре гения".

14. !!!! Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно:
например, Гете подробно описал Италию, еще не видавши ее. Именно вследствие
такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что
гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в
сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность
талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, -- гениальные
натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая
промежуточных пунктов в их творчестве, видит только разноречие сделанных ими
выводов с общепризнанными и странности в их поведении.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ... | Ярость_огня - Дневник по Лезвию Радуги... | Лента друзей Ярость_огня / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»