Молодые, никому не известные композитор Геннадий Гладков, поэт Юрий Энтин и кинорежиссёр
Инесса Ковалевская решили сделать мультипликационный мюзикл для детей. Что такое мюзкл
было приблизительно известно, но что такое мультипликационный, да ещё детский, авторы не знали.
Но очень хотели, чтобы зритель «пел мультфильм»...
Постепенно канва начала вырисовываться. Основой для музыкального мультипликационного
фильма лучше всего было взять простую и хорошо знакомую сказку, чтобы сюжет был
понятен из действий героев. И вместо повествований все силы направить на создание
музыкальных образов героев. Оставалось найти сказку, но попробуйте найти такую, которую
ещё никто не экранизировал?
Никто не вспомнит, у кого именно возникла мысль сделать мультипликационный мюзикл по сказке
братьев Гримм «Бременские музыканты». Она была не лучшей из сборника знаменитых сказочников.
Пса, Кота, Осла и Петуха хозяева прогнали со двора за ненадобностью. Бедолаги вынуждены были
скитаться по дорогам и постепенно стали бродячими музыкантами. Эпизод с разбойниками чуть-чуть
украшает сказку, разнообразя её действие. А вот драматургию фильма надо было заново придумать,
чтобы он стал интересным, динамичным и укладывался в рамки мюзикла.
На этом этапе к работе над сценарием подключился В.Ливанов в качестве второго сценариста.
Итак, "Бременские музыканты"!
В наличии имеются Пёс, Кот, Осёл и Петух – бродячие музыканты или, говоря современным языком,
музыкальный ансамбль.
Ну, а как же без музыкального руководителя?! Им стал Юноша, он же впоследствии Трубадур.
Но, если герой Трубадур, то в сказке непременно должна быть и Принцесса! А у Принцессы,
естественно, есть папа-Король со своим королевским дворцом, толпой придворных. У братьев
Гримм вся драматургия сводится, в основном, к эпизоду с разбойниками значит быть королевской
охране для защиты.
Теперь, все герои будущего фильма названы.
С таких неказистых зарисовок рождался фильм:
[показать]
[показать]
Хотелось бы отметить особенность стихов Ю. Энтина, написанных для этого фильма. Они очень
выразительны, точны, полны юмора и чётко характеризуют поющих персонажей.
В стихах много забавной игры слов:
«Ох, рано встаёт охрана!» «Нам любые дороги дороги!» «В королевских покоях потеряла покой!» и
«В замке я под замком!»
«Без милой Принцессы мне жизнь не мила!»
Все эти литературные шутки очень украшают песенки, делают их занятными и запоминающимися.
Пока сказка складывалась, композитор Геннадий Гладков писал к ней музыку. Куплеты сразу понравились
не только группе, работающей над фильмом, но их запели и другие студийцы.
«Союзмультфильм» не располагала необходимыми возможностями, чтобы записать музыку так, как её
задумал композитор. Долго договаривались со студией граммзаписи «Мелодия». Пригласили квартет
«Аккорд», в то время очень популярный, состоящий из двух женских голосов и двух мужских. Запись
назначили на ночь – другого свободного времени на студии «Мелодия» не нашлось.
Записал музыку небольшой оркестрик, в состав, которого вошли в основном молодые музыканты.
Дирижировал оркестром сам композитор, Геннадий Гладков. Настала очередь певцов – исполнителей.
Партию Трубадура предложили спеть Олегу Анофриеву – театральному актёру с приятным голосом.
В самый последний момент выясняется, квартет «Аккорд» не приехал на запись!
Неужели отказаться от студии «Мелодия», добытой с таким трудом? Катастрофа!
Среди ночи нам удалось дозвониться к певице Эльмире Жерздевой и поэту и певцу Анатолию Горохову....
Приехали!
С грехом пополам запись началась…Это просто счастье, что в создании фильма принял участие
замечательный звукорежиссёр, а впоследствии и композитор Виктор Бабушкин.
Записали серенаду Трубадура, их дуэт с Принцессой. Дошла очередь до ансамблей. И тут, как
выяснилось, что Олег Анофриев- неплохой имитатор. Звукорежиссёр записывал певца на отдельные
дорожки, потом соединял все вместе, прибавляя сочный бас Анатолия Горохова.
Бо-о-ольшой секрет! – спел за Короля слабеньким тенорочком Геннадий Гладков.
Добрались до куплетов настоящих разбойников и опять тупик... Во главе банды должна быть женщина –
Атаманша. Лирическое сопрано Эльмиры Жерздевой никак для этого не подходило. И тогда
Олег Анофриев предложил спеть и за Атаманшу! Все оторопели. Но он настаивал, потом спросил,
кого из актрис нужно «видеть» в роли Атаманши?
- Скорее всего, Фаину Раневскую?
- Отлично! Попробую «под Раневскую»! – заявил Анофриев и пошёл к микрофону.
Запись благополучно закончилась. Все с облегчением вздохнули. Как говорится, в русской народной
пословице – нет, худа без добра! Из студии граммзаписи « Мелодия» разъезжались под утро. Ещё не
проснувшаяся Москва с чистыми улицами и редкими машинами казалась прекрасной, жизнь удивительной
и совершенно счастливой…
Итак, герои получили голоса. Осталось самое сложное- придумать их облик.
Художник Макс Жеребчевский предложил свой вариант.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Давайте впервые поговорим о режессуре. Зачем нужен и что делает режиссер?
Сценарист пишет сценарий, поэт - стихи, композитор сочиняет музыку, художник рисует персонажи,
актёры озвучивают роли, мультипликаторы оживляют героев.
Что же остаётся на долю режиссёра?
Каждый из участников создания фильма, видит будущий фильм по-своему. Задача режиссёра – собрать
воедино мозаику творческих восприятий так, чтобы они смотрелись цело, а не разрозненно. При этом
учесть, что каждый творческий человек очень раним и с трудом принимает критику.
Подготовительный период по фильму заканчивался, а споры с художником были в полном разгаре.
- Тогда я решилась на достаточно рискованный шаг, - вспоминает Инесса Ковалевская, –
представить Художественному Совету киностудии, наравне с режиссёрским сценарием,
раскадровкой и музыкой именно этих персонажей, по моему мнению, совершенно
несозвучных ни музыке, ни жанру фильма.
Была надежда, что вместо обид художник всё-таки прислушается к мнению членов Худсовета.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Члены Художественного Совета были удивительно единодушны во мнении, что данные персонажи
не соответствуют сценарию, а особенно музыке.
Надо отдать должное Максу Жеребчевскому – он согласился. После поисков и новых споров типаж
Трубадура нашли в каком-то иностранном журнале с портретами авангардных музыкантов. Принцессу
с забавными хвостами торчащими в разные стороны, предложила ассистент художника-постановщика
Светлана Скребнёва. Платье для Принцессы режиссер нашла, листая модные заграничные журналы
в закрытой библиотеке Госкино.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
В новом виде предстали и остальные музыканты. Даже повозка стала чемоданом на колесах.Король,
охрана и придворные трудностей не составили, но вот разбойники...
Мультипликационные разбойники, персонажи достаточно распространённые, но нужны особенные, ни
на кого не похожие! Фильм запустился в производство, а «своих» разбойников не было. На студии был
объявлен негласный конкурс. Но всё это было не то! В один прекрасный день, а он был, безусловно,
самым прекрасным, редактор студии Наталья Абрамова принесла красочный календарь, где была
изображена троица самых известных тогда комиков : Юрий Никулин – балбес, Георгий Вицын –трус и
Евгений Моргунов – бывалый.
[показать]
[показать]
[показать]
К сценарию прилагается раскадровка, она напоминает современные книжки комиксы и состоит из рисунков-кадриков. К сожалению, сохранились только режиссёрские наброски.
[показать]
[показать]
Фильм снимается не по порядку, все сцены разрозненны и чтобы всё сошлось в единое целое
режиссёрский сценарий и раскадровка являются основным руководством для всех работающих над
фильмом.
Подготовительный период завершается заседанием Художественного совета киностудии, принимающим
всю проделанную работу. Утверждается творческо-производственная группа. В неё входят:
кинорежиссёр И.Ковалевская
художник-постановщик М.Жеребчевский
оператор Е. Петрова
звукооператор В. Бабушкин
ассистент режиссёра
ассистент художника С. Скребнёва
монтажёр Е. Тертычная
редактор А. Снесарев
группа художников-мультипликаторов
Директор картины
Когда всё придумано, нужно показать все эти фантазии зрителю. Но ведь таких нарисованных артистов
в жизни нет и не должны они быть, как живые люди. Кто заставит фантазию двигаться? Искать
волшебников ? А ведь находили и даже воспитывали.
В своё время, киностудия «Союзмультфильм» сама готовила свои кадры на специальных курсах.
Сюда приходили совсем молодыми, здесь учились и потом работали, практически, всю жизнь.
На студии у каждого было постоянное место с непременным зеркалом. Посмотрит мультипликатор
в зеркало, вообразит себя волком или котёнком и перенесёт всё на бумагу!
Никто не удивлялся, если в коридоре студии кто-нибудь вдруг замяукает или запрыгает зайчиком-
это просто художник входит в образ!
Иногда профессию художника-мультипликатора сравнивают с актёрской. Обычный актёр вживается
в роль, приспосабливая свой организм создаёт из него образ.
Художник-мультипликатор не только вживается в роль, он создаёт образ, которого в природе нет.
Наделяет его походкой, привычками, характером, соединяет его с голосом. Даже когда его герой
«не живой». Попробуйте-ка представить себе, как ходит стул, как мечтает стол, сердятся подушки
или танцуют ложки! Не можете? Значит вы не аниматор!
Конечно, у каждого художника-мультипликатора есть свои пристрастия: один любит персонажи
динамические, другой – лирические, третий предпочитает музыкальный материал. Кому-то по душе
психологические сцены, а некоторым- драки и погони. Но, в принципе, каждый должен уметь делась всё.
В мультипликационном фильме каждую отдельную сцену делает один единственный мультипликатор.
Он играет и рисует один за всех. Конечно, режиссёр старается подобрать задание для мультипликатора
так, чтобы в сценах были одни и те же персонажи, но это удаётся редко.
Чтобы сделать фильм в срок к работе над фильмом одновременно привлекаются несколько
художников-мультипликаторов. В среднем 3-5. Каждый мультипликатор вносит особенности
своего творческого почерка. При этом, сохранив всё то хорошее, что придумал исполнитель,
необходимо сохранить целостность фильма.
Чем больше на картине работает художников-мультипликаторов, тем труднее приходится режиссёру
и художнику-постановщику.
«Что же касается фильма « Бременские музыканты», то на нём одновременно работали