Интуиция обладает четырехкратной мощью. Мощь раскрывающего видения истины, мощь вдохновения слышания истины, мощь прикосновения к истине или непосредственного охвата смысла, чтоб близко обычной природе вмешательства интуиции в наш ментальный интеллект, мощь истинного и автоматического различения четкой и точной связи истин -- все это четырехкратные могущества Интуиции. Поэтому интуиция может осуществлять все действия рассудка -- включая функцию логического интеллекта, которая заключается в том, чтобы выработать правильную связь вещей и правильную связь идей -- но в ходе собственного высшего процесса и шагами, которые не подводят и не спотыкаются. Она также вбирает в себя и трансформирует в собственную субстанцию не только разум мышления, но и сердце и жизнь, чувство и физическое сознание: все это уже обладает собственными особыми силами интуиции, исходящими из сокрытого Света; чистая мощь, спускающаяся свыше, может принять их всех в себя и придать этим более глубоким восприятиям сердца, восприятиям жизни и догадкам тела большую интегральность и совершенство. Таким путем она может превратить всю субстанцию в вещество Интуиции; ведь она вносит собственное большее сияющее движение в волю, чувства и эмоции, в жизненные импульсы, в действие чувства и в ощущения, в сами работы телесного сознания; она переформировывает их в свете и силе истины и озаряет их знание и их неведение. Так может произойти определенная интеграция, но будет ли она полной -- это зависит от предела, до которого новый свет способен вобрать подсознательное и проникнуть в фундаментальное Несознание. Здесь интуитивный свет и сила могут быть стеснены в своей работе, потому что они находятся на кромке делегированного и модифицированного Сверхразума и не вносят всей массы или плоти знания-тождества. Базис Несознания в нашей природе слишком широк, глубок и тверд, чтобы он мог быть всецело пронизан, обращен в свет, трансформирован с помощью недостаточно еще высокой силы природы Истины».
Надразум
«Следующий шаг восхождения подводит нас к Надразуму; интуитивное изменение может быть лишь введением к этому высшему духовному вступлению. Но мы видели, что Надразум, даже когда он избирателен и не тотален в своем действии, все еще является мощью космического сознания, принципом глобального знания, который несет в себе делегированный свет из супраментального Гнозиса. Поэтому только путем открытия в космическое сознание может стать полностью возможным надментальное восхождение и нисхождение: не достаточно высшего и интенсивного индивидуального открытия вверх -- к этому вертикальному восхождению к вершине Света должно быть добавлено обширное грандиозное расширение сознания в некоторую тотальность Духа. По меньшей мере, внутреннее существо должно уже заменить поверхностный разум и его ограниченный взгляд на свое более глубокое и более широкое осознание и научиться жить в большей универсальности; ведь иначе взгляд надразума на вещи и динамика надразума не будут иметь места, чтобы войти и осуществлять свои динамические операции.
Когда нисходит Надразум, тогда преобладание централизованного эго-ощущения полностью подчиняется, теряется в обширном существе и в конечном счете теряется; его замещает широкое космическое восприятие и чувство безграничного универсального я и движения: могут все еще продолжаться многие движения, которые прежде были эгоцентрическими, но они появляются как потоки или рябь на космической шири. Мышление, по большей части, больше не кажется возникающим индивидуально в теле или в личности, а поступающим свыше или приходящим в виде воли космического разума: все внутреннее индивидуальное знание или понимание вещей является теперь откровением или озарением того, что увидено или понято, но источник этого откровения находится не в чьем-то отдельном я, а в универсальном знании; чувства, эмоции, ощущения аналогично воспринимаются как волны из той же самой космической грандиозности, наталкивающиеся на тонкое и грубое тело и получающие ответ из индивидуального центра универсальности; ведь тело является лишь маленькой опорой или, даже менее того, точкой связи для действия необъятного космического инструментария. В этой безграничной необъятности может полностью исчезнуть не только отдельное эго, но и всякое ощущение индивидуальности; чувствуется лишь космическое существование, космическое сознание, космический восторг, игра космических сил: если в том, что раньше было личным разумом, жизнью, телом, чувствуется восторг или центр Силы, то это происходит не с ощущением персональности, а как поле манифестации, и это ощущение восторга или действия Силы не ограничено личностью или телом, а может чувствоваться во всех точках неограниченного сознания единства, которое пронизывает все.
Но может быть множество формулировок сознания надразума и переживания; ведь Надразум обладает колоссальной пластичностью и является полем множественных возможностей. Вместо рассредоточенного рассеивания может быть ощущения вселенной в себе или как себя: но здесь тоже это я – не эго; это расширение свободного и чистого сущностного само-сознания или отождествление со Всем -- расширение или отождествление, составляющее космическое существо, вселенского индивида. В одном состоянии космического сознания есть индивид, включенный в космос, но отождествляющий себя со всем в нем, с вещами и существами, с мыслью и чувством, с радостью и печалью других; в другом состоянии есть включение существ в себя и реальность их жизни как часть собственного существа. Часто нет правления или руководства грандиозного движения, а есть лишь свободная игра вселенской Природы, на которую то, что было личным существом, отвечает с пассивным приятием или динамическим тождеством, тогда как дух все же остается свободным и незадетым каким-либо рабством реакций этот пассивности или этого вселенского и безличностного отождествления или симпатии. Но с сильным влиянием или полным действием Надразума может придти и стать обычным само интегральное чувство управления, полного поддерживающего или господствующего присутствия и правления космического Я или Ишвары; либо может быть открыт особый центр или быть создан превосходящий и доминирующий физический инструмент, индивидуальный в факте существования, но безличностный в чувстве и распознаваемый свободным познанием как нечто инструментальное по отношению к действию Трансцендентного и Вселенского Бытия. В переходе к Сверхразуму это централизующее действие стремится к открытию истинного индивида, замещающего умершее эго, существа, которое в своей сущности одно со всевышним Я, одно в расширении со вселенной и все же является космическим центром и окружением специализированного действия Бесконечного.
Таковы первые общие результаты, которые закладывают обычное основание сознания надразума в развитом духовном существе, но неисчислимы его вариации и развития. Сознание, которое действует таким образом, переживается как сознание Света и Истины, мощь, сила, действие, полное Света и Истины, восприятие и ощущение красоты и восторга, универсального и многогранного в деталях, озарение в целом и во всех вещах, в одном движении и во всех движениях, с постоянным расширением и игрой возможностей, бесконечной и нескончаемой и неопределяемой даже во множественности определенностей. Если вмешивается мощь упорядочивающего Гнозиса надразума, тогда есть космическая структура сознания и действия, но она не подобна твердым ментальным структурам; она пластична, органична, это нечто, что может расти, развиваться и растягиваться в бесконечное. Все духовные переживания впитываются и становятся обычными и нормальными для новой природы; все сущностные переживания, принадлежащие разуму, жизни и телу, впитываются и одухотворяются, преобразуются и чувствуются как форма сознания, восторга, мощи бесконечного существования. Расширяется интуиция, озаренное зрение и мышление; их субстанция приобретает большую прочность, массу, энергию, их движение становится более охватывающим, глобальным, многогранным, более широким и могучим в своей силе истины: вся природа, знание, восприятие, симпатия, чувство, динамизм становятся более объемлющими, все-понимающими, все-охватывающими, космическими, бесконечными.
Надментальное изменение является финальным вершающим движением динамической духовной трансформации; это высочайшая из возможных динамика статуса Духа на духовном плане разума. Она впитывает все то, что находится в трех шагах ниже и поднимает их характерные работы до их самой высокой и самой большой силы, добавляя им универсальную широту сознания и силы, гармоническое согласование знания, более многогранный восторг существа. Но есть определенные причины, возникающие из собственного характерного статуса и мощи надразума, которые препятствуют ему быть окончательной возможностью духовной эволюции. Надразум – мощь нижней полусферы, хотя и высочайшая мощь; хотя базисом надразума является космическое единство, но его действие является действием деления и взаимодействия, действием, базирующимся на игре множественности. Его игра, подобно игре всего Разума -- это игра возможностей; хотя он действует не в Неведении, а со знанием истины этих возможностей, все же он вырабатывает их через их собственную независимую эволюцию их мощностей. Он действует в каждой космической формуле в соответствии с фундаментальным смыслом этой формулы и не является мощью для динамической трансцендентности. Здесь, в земной природе, он вынужден творить в космической формуле, чьим базисом является полное незнание, которое вытекает из отделения Разума, Жизни и Материи от их собственного источника во всевышнем начале. Надразум может перекрыть это отделение только до той точки, где разделительный Разум входит в Надразум и становится частью его действия; он может объединить индивидуальный разум с космическим разумом на его высочайшем плане, приравнять индивидуальное я с космическим я и придать природе действие универсальности; но он не может вывести Разум за его пределы, и в этом мире изначального Несознания он не может динамизировать Трансцендентность: ведь только Сверхразум является всевышним само-определяющимся действием истины и прямой мощью манифестации той Трансцендентности. Если действие эволюционной Природы закончилось бы здесь, тогда Надразум, донеся сознание до точки необъятной озаренной универсальности и организованной игры этого широкого и могущественного духовного осознания совершенного существования, сознательной силы и восторга, смог бы идти дальше лишь настолько, чтобы открыть ворота Духа в верхнюю полусферу и позволить душе уйти в Трансцендентность из этой космической формации.
В самой земной эволюции нисхождение надразума не смогло бы полностью трансформировать Несознание; все, что надразум смог бы сделать -- это трансформировать в каждом человеке, которого он затронул, все его сознательное существо, внутреннее и внешнее, личностное и универсально безличностное, преобразовав его в собственное вещество, и наложить это на Неведение, озарив его в космическую истину и знание. Но базис Незнания сохранился бы; это было бы так, как если бы солнце озарило изначальную тьму Пространства и осветило бы все настолько, насколько могли бы дойти его лучи, так чтобы все, что пребывало бы в свете, чувствовало бы так, как если бы никакой тьмы вообще не было в их опыте существования. Но вне этой сферы или расширения опыта все еще оставалась бы изначальная тьма и, поскольку все возможно в структуре надразума, то эта тьма смогла бы снова наводнить островок света, созданный внутри ее империи. Более того, поскольку Надразум имеет дело с различными возможностями, то его естественным действием было бы развить отдельную возможность одной, нескольких или множественных динамических духовных формулировок до их крайностей, либо скомбинировать или гармонизировать несколько возможностей вместе; но это было бы творение или несколько творений в изначальном земном творении, каждое из которых было бы полным в своем отдельном существовании. Там был бы развитый духовный индивид, там могло бы развиться и духовное сообщество или сообщества в том же самом мире ментального человека и витального существа животных, но каждое сообщество вырабатывало бы свое независимое существование в ослабленной связи внутри земной формулы. Там все еще не было бы всевышней силы принципа единства, вбирающего в себя все разнообразия и контролирующего их как части единства, что должно быть законом нового эволюционного сознания. Также в этой эволюции не могло бы быть гарантии от притяжения Несознания, которое растворяет все формации, которые жизнь и разум строят в нем, поглощает все, что возникает из него или наложено на него и дезинтегрирует их в их изначальную материю. Освобождение от этой тяги Несознания и прочный базис для непрерывной божественной или гностической эволюции может быть достигнут лишь путем нисхождения Сверхразума в земную формулу, привнесения в нее всевышнего закона, света и динамики Духа и трансформации несознания материального базиса. Поэтому на этой стадии эволюционной Природы должен произойти последний переход от Надразума к Сверхразуму и нисхождение Сверхразума.
Надразум и его динамические силы, поднимая разум, жизнь и тело и проникая в них, будут подчинять все возвышающему процессу; на каждом шаге этого процесса может находить свое основание большая сила и высшая интенсивность гнозиса, все меньше и меньше смешанная с ослабленным, рассеянным, уменьшенным и разреженным веществом разума: но всякий гнозис в своем начале является мощью Сверхразуа, так что это будет означать все больший и больший приток в природу полу-завуалированного и непрямого супраментального света и мощи. Это будет продолжаться до той точки, где сам Надразум не начнет трансформироваться в Сверхразум; супраментальное сознание и сила возьмут трансформацию непосредственно в свои руки, раскроят земному разуму, жизни и телесному существу их собственную духовную истину и божественность и, в конечном счете, вольют во всю природу совершенное сознание, мощь, смысл супраментального существования. Душа выйдет за пределы границ Неведения и пересечет свою изначальную линию отклонения от всевышнего Знания: она войдет в интегральность супраментального гнозиса; нисхождение гностического Света осуществит полную трансформацию Неведения».
Шри Ауробиндо «Жизнь божественная»
***
«Это именно силой надразума (иногда прямо, иногда не прямо), освобождающей разум от его частых перегородок, в провидце раскрывается космическое сознание и он начинает осознавать космический дух и игру космических сил.
Именно из плана надразума или, по крайней мере, через него, совершается изначальное предустройство всех вещей в этом мире; ибо именно из него изначально приходили детерминирующие вибрации. Но на всех планах существуют соответствующие движения, на плане разума, витала, даже физического, и в очень чистом или озаренном состоянии нижнего сознания можно начать осознавать эти движения, понимать план вещей и быть либо сознательным инструментом, либо же, в ограниченной степени, детерминирующей Волей или Силой. Но к силам надразума, когда те нисходят, всегда примешивается вещество нижних планов и уменьшает или фальсифицирует и извращает их истину и силу.
Надразум даже может передать нижним планам сознания что-то от супраментального Света; но так долго, пока суперразум не проявлен прямо, его Свет модифицируется в самом надразуме и модифицируется еще больше нуждами, требованиями, ограниченными возможностями индивидуальной природы. Успех этого уменьшенного и модифицированного Света, например, в очищении физического, не может быть достигнут сразу и быть абсолютным, как в случае полной и прямой супраментальной деятельности; он будет пока относительным, обусловленным индивидуальной природой и балансом универсальных сил, ему будут препятствовать враждебные силы, его совершенному результату будет противится нежелание низших работ исчезнуть, он будет ограничен либо в своем уровне, либо эффективности недостаточно полным согласием физической природы».
Шри Ауробиндо «Письма о йоге»
Сверхразум
«На языке Разума, даже одухотворенного Разума, вряд ли можно сказать, чем является суперразум, ибо это - совершенно иное сознание и действует оно иным образом. Что бы ни было сказано, похоже, будет не понято или понято неверно. Только вырастая в него, можем мы знать, чем он является, и это тоже не может быть сделано, кроме как после долгого процесса, в котором разум, поднимающийся и озаряющийся, становится чистой Интуицией (не той смешанной вещью, которая обычно понимается под этим словом) и входит [masses] в надразум; после этого надразум может быть поднят в суперразум и сплавлен с суперразумом, пока он не пройдет через трансформацию.
В суперразуме все самоозаренно самознаемо, здесь нет разделений, противопоставлений или обособленных аспектов, как в Разуме, чей принцип - разделение Знания на части и выставление одной части против другой. Надразум приближается к этому на своей вершине, и его часто ошибочно принимают за суперразум, но он не может достигнуть его - иначе как подъемом и трансформацией».
Сатчитананда
«Саччидананда есть Одно с тройным аспектом. Во Всевышнем нет трех, а есть одно - существование является сознанием, сознание является блаженством; и они так нераздельны, не только нераздельны, но и настолько являются друг другом, что не различимы вовсе. В высших планах манифестации они становятся тройственными - хотя и нераздельными, одно может быть сделано преобладающим и основой или лидером для остальных. На нижних планах внешне - хотя не в своей тайной реальности - они могут быть разделены, и одно может феноменально существовать без остальных так, что мы начинаем осознавать то, что нам кажется несознанием или существованием, полным страдания, или сознанием без Ананды. В действительности, без этого их разделения в существовании боль, неведение, ложь, смерть и то, что мы называем несознанием, не могли бы проявиться - эта эволюция ограниченного и страдающего сознания из универсального несознания Материи была бы невозможна».
***
«Существование, Сознание, Блаженство — это три везде присутствующих неразделимых божественных условия. Ни одно из них не является в действительности отдельным, хотя наш ум и наш ментальный опыт не только могут различить их, но и разделить. Ум может сказать и подумать: «Я был, но бессознательным»,— ибо ни одно существо не может сказать: «Я есть, но бессознательно»,— и он может подумать и почувствовать: «Я есть, но несчастный, и без какого-либо удовольствия в существовании». В действительности это невозможно. Существование, которым мы в действительности являемся, вечное «Я есть», о котором нельзя никогда сказать, не солгав, «Я был», никогда и нигде не бывает бессознательным. То, что мы называем бессознательностью, есть просто другое сознание; это вхождение поверхностной волны нашего ментального ощущения внешних объектов в наше подсознательное самоощущение и в наше ощущение других уровней существования. Мы в действительности не более бессознательны, когда спим или оглушены, или под наркозом, или «мертвы», или в любом другом состоянии, чем когда погрузились во внутренние мысли и не замечаем нашего физического я и нашего окружения.
Для любого, кто хоть немного продвинулся в Йоге, это самое элементарное суждение, и оно не представляет никакой сложности для мысли, так как оно подтверждается в каждом своем пункте опытом переживания. Труднее понять, что существование и невосторг существования не могут сочетаться. То, что мы называем несчастьем, горем, болью, отсутствием восторга, есть опять только поверхностная волна восторга существования, которая придает нашему ментальному опыту эти как будто противоположные оттенки, благодаря определенной особенности неправильного восприятия в нашем разделенном бытии,— которое не есть вовсе наше существование, а только фрагментарная формулировка или обесцвеченные брызги сознательной силы, которые поднимает бесконечное море нашего самосуществования. Чтобы понять это, мы должны уйти от нашей поглощенности этими поверхностными привычками, этими мелкими трюками нашего ментального бытия,— и когда мы зайдем за них и отойдем от них, мы поразимся тому, насколько они поверхностны, какими смешными и слабопроникающими булавочными уколами они в действительности являются,— и мы должны реализовать истинное существование, и истинное сознание, и истинный опыт существования и сознания, Сат, Чит и Ананду.
Чит, божественное Сознание, не есть наше ментальное самоощущение; то, как мы убедимся, есть лишь форма, низший и ограниченный тип или движение. По мере того, как мы продвигаемся вперед и пробуждаем душу в себе и в вещах, мы поймем, что сознание есть и в растении, и в металле, в атоме, в электричестве, во всем, что принадлежит физической природе; мы даже обнаружим, что в действительности оно не во всех отношениях ниже и более ограничено, чем ментальное, напротив, во многих «неодушевленных» формах оно более интенсивное, быстрое, острое, хотя и менее направлено к поверхности. Но и это сознание виталической и физической Природы, по сравнению с Чит, есть низшая и, следовательно, ограниченная форма, вид и движение. Эти низшие виды сознания являются веществом сознания низших уровней в едином неделимом существовании. В нас также есть в нашем подсознательном бытии действие, которое в точности является действием «неодушевленной» физической Природы, на котором основано наше физическое бытие, и другое, которое принадлежит жизни растения, и еще одно, принадлежащее низшему животному созданию, окружающему нас. Все эти действия настолько подчинены и обусловлены думающим и рассуждающим сознательным существом в нас, что мы в действительности не замечаем эти низшие уровни; мы не в состоянии воспринимать в их собственных терминах то, что эти части нас самих делают, но мы воспринимаем это, очень несовершенно, в терминах и оценках думающего и рассуждающего ума. Все же мы достаточно хорошо знаем, что в нас есть животное, также как и то, что характерно только для человека,— нечто, что является порождением сознательного инстинкта и импульса, не рефлекторное или рациональное, также как и то, что в мысли и в воле оглядывается на свой опыт, подходит к нему сверху в свете и силе высшего уровня, и до некоторой степени контролирует, использует и изменяет его. Но животное в человеке — это только верхушка субчеловеческого существа; ниже его есть много такого, что также является и субживотным, и чисто виталическим, много такого, что действует посредством инстинкта и импульса, чье вводящее их в действие сознание находится (для нас) за поверхностью. Ниже этого субживотного бытия, еще на более глубоком уровне, находится субвиталическое. Когда мы продвинемся в том ультранормальном самопознании и опыте, который дает Йога, мы узнаем, что тело тоже имеет свое собственное сознание; оно имеет привычки, импульсы, инстинкты, инертную, но действующую волю, которая отличается от воли всего остального нашего существа, и может сопротивляться ей и обусловливать ее эффективность. Большая часть борьбы в нашем существе происходит из-за этого составного существования и взаимодействия этих разнообразных и разнородных уровней друг с другом. Ибо человек здесь есть результат эволюции, и несет в себе всю эту эволюцию, от чисто физического и субвиталического бытия до ментального создания, которым он стал в ее верхней точке.
Но эта эволюция есть в действительности манифестация, и точно так же, как мы имеем в себе эти субнормальные я и субчеловеческие уровни, так же в нас есть над нашим ментальным бытием супернормальные и суперчеловеческие уровни. Там Чит, как универсальная сознательная материя существования , занимает другие положения, движется в другом виде, полагается на другие принципы с другими возможностями действия. Выше ума, как обнаружили старые Ведические мудрецы, есть уровень Истины, уровень самоозаренной, самодействующей Идеи, которая в свете и силе может обратиться к нашему уму, логике, чувствам, импульсам, ощущениям, и использовать их и контролировать их в смысле настоящей Истины вещей, точно так же, как мы обращаем свои ментальные рассуждения и волю к нашему чувственному опыту и животной природе, чтобы использовать и контролировать их в смысле наших рациональных и моральных восприятий. Здесь нет поиска, здесь скорее естественное обладание; здесь нет конфликта или разделения между волей и логикой, инстинктом и импульсом, желанием и опытом, идеей и реальностью, но все находится в гармонии, сопутствует одно другому, действует совместно, едино по происхождению, в развитии и в действии. Но за этим уровнем, достижимые из него, находятся другие, в которых открывается сам Чит, Чит как первоначальный источник и первичная полнота всего этого разнообразного сознания, которое здесь используется для различных образований и переживаний. Там воля и знание и все остальные наши способности, силы, виды опыта не только находятся в гармонии, сопутствуют друг другу, едины, но являются одним бытием сознания и силы сознания. Именно этот Чит изменяется, чтобы стать на уровне Истины сверхразумом, на ментальном уровне ментальными логикой, волей, эмоцией, ощущением, на низших уровнях — виталическими или физическими инстинктами, импульсами, привычками неосознанной силы, находящейся за пределами владения нашего поверхностного сознания. Все есть Чит, потому что все есть Сат; все есть разнообразное движение первоначального Сознания, потому что все есть разнообразное движение первоначального Бытия.
Когда мы находим, видим или узнаем Чит, мы также обнаруживаем, что его суть есть Ананда, или восторг самосуществования. Владеть собой — значит, владеть самоблаженством; не владеть собой — значит, пребывать в более или менее смутных поисках восторга существования. Чит вечно обладает своим самоблаженством; а так как Чит есть всеобщее вещество сознания бытия, сознательное вселенское бытие также владеет сознательным самоблаженством, является хозяином всеобщего восторга существования. Божественное, независимо от того, проявляет ли оно себя во Всекачестве или в Некачестве, в Личности или Безличности, в Едином поглощающем Многое или в Едином, проявляющем свою сущностную множественность, всегда владеет самоблаженством и всеблаженством, потому что оно всегда Сатчитананда. Для нас также, познать и владеть нашим истинным Я в сущностном и всеобщем,— значит, обнаружить сущностный и всеобщий восторг существования, самоблаженство и всеблаженство. Ибо всеобщее есть только излияние сущностного существования, сознания и восторга; и где бы и какие бы формы оно ни проявляло как существование, там должно быть сущностное сознание и, следовательно, должен быть сущностный восторг.
Индивидуальная душа не владеет этой истинной природой себя и не понимает этой истинной природы своего опыта, потому что она отделяет себя и от сущностного, и от всеобщего, и отождествляет себя с отдельными событиями, с несущественной формой и видом, и с отдельным аспектом и средством. Таким образом, она принимает свой ум, тело, поток жизни за свое сущностное я. Она старается утвердить их ради них самих против вселенского, против того, что проявляет себя во вселенском. Она права, когда стремится утвердить и реализовать себя во всеобщем ради чего-то большего и высшего, но не права, когда стремится сделать это против всеобщего и повинуясь фрагментарному аспекту всеобщего. Этот фрагментарный аспект или, скорее, ряд фрагментарных переживаний, она собирает вокруг искусственного центра ментального опыта, ментального эго, и называет это собой, служит этому эго и живет ради него, вместо того, чтобы жить ради чего-то большего и высшего, для чего все аспекты, даже самые широкие и самые общие, есть лишь частичные проявления. Это жизнь в ложном, а не в истинном я; это жизнь ради эго и в повиновении эго, а не ради Божественного и в повиновении Божественному. Вопрос о том, как произошло это падение, и с какой целью это было сделано, принадлежит к области скорее Санкхъя, а не Йоги. Мы должны придерживаться практического факта, что такое саморазделение происходит из самоограничения, которое сделало нас неспособными владеть истинной природой бытия и опыта, и поэтому мы в своем уме, жизни и теле подвержены невежеству, неспособности и страданию. Невладение единством есть корень, основная причина; вернуть себе единство есть единственное средство,— единство со вселенским и с тем, что вселенское призвано выражать. Мы должны реализовать истинное я в себе и во всем; а реализовать истинное я значит реализовать Сатчитананду».
Шри Ауробиндо «Синтез Йоги»
Практика
Как можно уже сейчас ощутить, к примеру, свое тонкое тело или войти в состояние Надразума? Проще всего будет тем у кого горит макушка, хотя это не главный показатель. Я пока что практикуюсь перед сном, потому что в бодрствующем состоянии ум всегда подвижен и 5 органов чувств постоянно в деле, чем приковывают к себе внимание. Один раз правда удалось погулять по комнате в таком состоянии, приятное и необычное чувство, очень запоминающееся.
Итак, неплохо бы для начала проверить свои нижние чакры, то есть концентрируясь на них, убить страх и найти силу в муладхаре, втянуть расхлябанную свадхистану с ее низкими интересами и угомонить витальное эго и его стремления (манипура). Другими словами на примере игры трех гун, следует нащупать состояние Саттва. Безусловная любовь или любовь к образу о себе поможет раскрыться анахате, правда потом этот образ будет убит вместе с умом и заполнен духом, чтобы образовать психическое существо, но состояние любви конечно же останется.
С верхними чакрами должно быть проще. Чтобы активировать аджну, попробуйте вообразить знак бесконечности между глаз и раскручивать точку которая движется по его контуру туда-сюда. Когда появится давление в виде точки, ее можно мысленно передвигать по голове. Для активации сахасрары можно вообразить спираль (лично я так делал интуитивно), основание которой находится в центре головы в районе гипофиза, а контуры ее располагаются на коже головы. Далее представить что из центра вверх по спирали движется точка до макушки. Когда загорится макушка, может быть в сознании что-то и произойдет, но следует понимать что разум и образ мышления могут и не измениться; это как с мышцами, можно накачать, но при неумелом использовании толку от них никакого.
Можно чувствовать все чакры одновременно, позволять энергии течь сквозь себя сверху вниз. В таком состоянии женское сознание имеет свои преимущества, почему бы ими не воспользоваться? Раскрыв свой женский аспект мужчины научатся по-другому думать, жить, действовать, а в медитации возникнет гораздо меньше препятствий потому что ответы будут приходить сами собой. Женщинам же пригодится мужество, чтобы сознание безвольно не носило ветром.
Что же касается осознания тонкого тела, тут все просто. Все дело в уме. Пока мы жили, то создали неимоверное количество образов о себе и других, будто бы мы на самом деле являемся тем набором мыслей, что использует ум для создания характера персонажа. Все это ложь и побочный эффект использования приземленного (ментального) разума. Чтобы постепенно "забираться по лестнице", нужно прямо-таки вообразить себя пинающим или отбрасывающим эти представления по мере их возникновения и обнаружения (кто-то может конечно поступать с ними по-другому, главное чтобы исчезли). Начиная от "я это тело, лежу тут" и заканчивая "я та кто медитирует и отбрасывает представления". Абсурдно, но сознание останется в любом случае, не нужно бояться потерять индивидуальность, для большинства здесь она ложна.
Таким образом, слой за слоем, от "я" отклеиваются ненужные образы, пока вы и ваше тело не выходите на другой уровень сознания. Не знаю как называется это состояние в терминологии Ауробиндо, но это явно ощутимо и приятно. Появляется как-будто новое тело подобное физическому, которое парит, а то и вовсе начинает оргазмировать. Но не стоит на этом зацикливаться, потому что скатитесь с лестницы вниз. Для этого важна проработка подсознательного, это как рефлексивный механизм который постоянно будет сталкивать вас назад.
На данный момент мои эксперименты окончились тем, что такое состояние остается некоторое время, я "вижу" очень медленно плывущие, идеально гладкие формы. Иногда появляется импульс "отпусти и это тоже", причем подразумевается довольно глобальное "отпускание" чего-то пока еще неизученного и происходит толчок еще дальше, но психика не выдерживает и сталкивает "я" в тело как пьянчугу из бара.
А чтобы так можно было жить постоянно, нужно вырабатывать прозрачность и отпускать страхи. Любой страх, телесный или ментальный, сразу действует как магнит. Все равно придется это сделать, природа вынудит, так что лучше самому и постепенно изучать свои подсознательные мотивы, образы о самом себе, стараться поменьше использовать летающие вокруг мысли и тп. Эгоистичный порыв "духовного восхождения" тоже надо убить, после активации 7й чакры можно настроить прямую связь с высшим-я или духом и тогда витальное эго уже не будет таким активным, а порыв станет естественным качеством.
Взято с http://paragaya.ru/1.php?p=tema&id=5&page=10