Сознание
Сознание-Сила — Сила, созидающая миры; вся деятельность, любая ментальная, витальная, физическая активность это действие вселенской энергии, Сознания- Силы, являющейся могуществом Космического Духа, который вырабатывает космическую и индивидуальную истину вещей.
***
«Сознание - это реальность, присущая существованию. Оно есть, даже когда на поверхности оно неактивно, безмолвно, неподвижно; оно есть, даже когда на поверхности оно незаметно, когда оно не реагирует на внешние вещи или не чувствительно к ним, а отступило внутрь и либо активно, либо неактивно внутри; оно есть, даже когда нам кажется, что его нет совершенно, когда объект нам представляется несознательным и неодушевленным.
Сознание - это не только способность осознавать себя и различные вещи, оно является также или обладает и динамичной созидательной энергией. Оно может обусловливать свои собственные реакции или воздерживаться от реакций; оно может не только откликаться на силы, но и создавать или исторгать силы из себя. Сознание есть Чит, но также и Шакти этого Чит.
Сознание обычно идентифицируется с умом, но ментальное сознание - это лишь человеческий уровень, которым не исчерпываются все возможные уровни сознания, как человеческим зрением не исчерпывается вся палитра цветов или человеческим слухом весь звуковой диапазон, ибо многое, находящееся выше или ниже, недоступно человеческому зрению или слуху. Так и уровни сознания есть над и под человеческим уровнем, с которыми обычный человек не имеет контакта и которые ему кажутся несознательными - супраментальный или надментальный и субментальный уровни».
***
«Сознание является фундаментальной вещью, фундаментальной вещью в существовании, - это энергия, движение сознания создает вселенную и все, что есть в ней - не только макрокосм, но и микрокосм есть ничто иное, как самоорганизующееся сознание. Например, когда сознание в своем движении или, скорее, главном акценте на движении, забывает себя в деятельности, то внешне оно становится «несознательной» энергией; когда оно забывает себя в форме, оно становится электроном, атомом, материальным объектом. В действительности, это все же именно сознание работает в энергии и обусловливает форму и эволюцию формы. Когда оно хочет освободиться, медленно, через эволюцию, от Материи, но, все же, оставаясь в форме, оно проявляется как жизнь, как животное, как человек, и оно может продолжить свою эволюцию из своей инволюции и становиться чем-то большим, нежели просто человеком.
Если понятно это, тогда не трудно будет увидеть, что оно может формулировать себя как физическое, витальное, ментальное, психическое сознание - все они представлены в человеке, но поскольку во внешнем существе все они смешаны, а их реальный статус остается позади во внутреннем существе, полностью осознать их можно избавлением от первоначального ограничивающего акцента сознания, заставляющего нас жить в нашем внешнем существе, начав осознавать свое внутреннее существо, поместив свой центр в нем, внутри. Поскольку сознание в нас своей концентрацией или акцентом вовне оставляет все эти вещи позади, - позади стены или вуали, - оно должно разрушить эту стену или вуаль и вернуться в своем акценте в эти внутренние части существа - это то, что называется жизнью внутри; тогда наше нынешнее существо начинает представляться нам чем-то маленьким и второстепенным, мы осознаем или можем осознавать обширное, богатое и неистощимое царство внутри.
То же происходит, и когда сознание в нас убирает люк или крышку, называйте как хотите, между нижними планами разума, жизни и тела, поддерживаемыми психическим, и верхними планами, которые содержат духовное царство, где Сам всегда свободен и безграничен, когда оно может сломать или раскрыть люк или крышку, подняться туда и стать Собой, свободным, широким и светлым, или же принести вниз влияние, отражение и, наконец, присутствие и силу верховного сознания в нижнюю природу.
Вот чем является сознание - оно не состоит из частей, оно фундаментально в существовании и само формулирует любые части, какие только захочет проявить - развивая их сверху вниз, от духовных уровней до инволюции в Материи, или формулируя их в направленной вверх работе во фронтальных частях тем, что мы называем эволюцией. Если оно предпочитает работать в нас через чувство эго, вы думаете, что это именно то четко ограниченное «я» и делает все - если оно начинает освобождаться от этой ограничивающей работы, вы начинаете расширять свое чувство «я», пока оно не взорвется в бесконечности и не прекратит свое существование или пока вы не утратите его и не расцветете в духовной шири. Конечно, это не то, о чем современная материалистическая мысль говорит как о сознании, потому что эта мысль управляется наукой и видит в сознании только феномен, появляющийся в несознательной Материи и состоящий из определенных реакций вашей системы на внешние вещи. Однако, это - феномен сознания, а не само сознание; это даже очень малая часть от возможных феноменов сознания, которая не может служить ключом к разгадке Сознания как Реальности, являющейся самой сутью существования».
Шри Ауробиндо «Письма о Йоге»
Несознательное
Несознание — в своем космическом проявлении Всевышний, будучи Бесконечным и не ограниченным никакими пределами, проявляет в Себе, в собственном сознании бесконечных возможностей нечто такое, что кажется противостоящим Ему, нечто, содержащее темноту, несознание, инерцию, бесчувственность, дисгармонию и раздробленность; именно это Несознание и создает основу материального мира.
***
«Мир - это проявление Реальности, и поэтому реален он сам. Реальность - это бесконечное и вечное Божество, бесконечное и вечное Бытие, Сознание-Сила и Блаженство. Это Божество своею силой создало мир, или, скорее, проявило его в своем собственном бесконечном Бытии. Но здесь, в материальном мире или в его основе, он скрыл себя в том, что кажется его противоположностями, Небытием, Несознанием и Неодушевленностью. Это то, что сегодня мы называем Несознанием, выглядящим творцом материальной вселенной, создавшим ее своей несознательной Энергией; однако это - лишь видимость, ибо в конце концов, мы находим, что все диспозиции мира могли быть организованы лишь работой высшего тайного Ума.
Бытие, которое скрылось в том, что представляется несознательной пустотой, всплывает в мире сперва в Материи, затем в Жизни, затем в Разуме и, наконец, как Дух. Созидающая внешне несознательная Энергия, в действительности, является Сознанием-Силой Божества, и ее аспект сознания, тайный в Материи, начинает появляться в Жизни, находит нечто большее от себя в Разуме, обнаруживает свою подлинную сущность в духовном сознании и, наконец, супраментальное Сознание, благодаря которому мы начинаем осознавать Реальность, входит в него и объединяет нас с ним.
Вот что мы называем эволюцией, которая является эволюцией Сознания и эволюцией Духа в вещах и только внешне является эволюцией видов. Так и восторг существования выплывает из первоначальной бесчувственности сперва в контрастных формах наслаждения и страдания, а затем должен найти себя в блаженстве Духа, или, как его называют в Упанишадах, в блаженстве Брахмана. Это - основная идея, использованная для объяснения вселенной в Жизни Божественной».
Шри Ауробиндо «Письма о Йоге»
Подсознательное
Подсознательное — полностью погруженная в неведение часть нашего существа, в которой нет пробужденного сознательного и связанного мышления, воли или чувства или организованной реакции, но которая все же имеет смутное впечатление о происходящем и хранит о них память; из этой области во сне или наяву могут всплывать всевозможные влияния, неизменные привычные движения, грубо повторяющиеся или принявшие странные формы.
***
«В нашей йоге под подсознанием мы понимаем ту совершенно подводную часть нашего существа, в которой нет ни пробужденного осознания, ни связной мысли, воли, чувства или организованной реакции, но которая, все же, смутно получает впечатления ото всех вещей и запасает их в себе и из которой, в свою очередь, стимулы всех сортов, всевозможные упрямые привычные движения, грубо повторенные или искаженные в странных формах, могут всплывать в сновидения или в бодрствующую природу. Ибо если, по большей части, эти впечатления поднимаются в сновидении несвязным и неорганизованным образом, они могут подниматься также и в наше бодрствующее сознание как механический повтор старых мыслей, старых ментальных, витальных и физических привычек или смутных стимулов чувств, деятельности, эмоций, которые не рождаются или не исходят из нашей сознательной мысли и воли и зачастую даже противоположны их представлениям, выбору или указаниям.
***
«Муладхара является центром собственно физического сознания, и все, что расположено в теле ниже, является тонким физическим, которое по мере спуска вниз становится все больше подсознательным, но подлинное место подсознания находится ниже тела, как настоящее место верхнего сознания (суперсознательного) находится над телом. В то же время, подсознание может ощущаться всюду, ощущаться как что-то под движением сознания и, неким образом, поддерживающее его снизу или тянущее сознание вниз, к себе. Подсознание является главной поддержкой всех привычных движений, особенно физических и нижних витальных движений. Когда что-то выбрасывается из витального или физического, оно чаще всего идет вниз в подсознание и остается там, словно семя, и поднимается снова, когда может.
Вот почему трудно избавиться от привычных витальных движений или изменить характер; ибо поддерживаемые или подпитываемые из этого источника, сохраняемые в этой матрице, ваши витальные движения, даже когда они подавляются или угнетаются, всплывают снова и возвращаются. Деятельность подсознания иррациональна, механистична, она повторяется без конца. Оно не прислушивается к резону или к ментальной воле. Только принесением верхнего Света и Силы в него может оно измениться».
***
«Спуск в подсознательное не поможет нам исследовать эту область, поскольку это было бы погружением в бессвязность или в сон или в тупой транс или в коматозное оцепенение. Ментальное исследование или ментальный взгляд могут дать нам некоторое непрямое и выстроенное представление об этих скрытых активностях; но только отойдя в сублиминальное или поднявшись в сверхсознательное и обозревая оттуда, либо расширяя себя до этих темных глубин можем мы напрямую и тотально осознать тайны нашей подсознательной физической, витальной и ментальной природы. Это осознание, этот контроль крайне важны. Ведь подсознательное - это Несознательное в процессе становления сознательным; это опора и даже корень наших низших частей существа и их движений. Оно поддерживает и подпитывает все то в нас, что наиболее цепко и что отказывается изменяться, нашу механическую повторяемость невежественного мышления, наше сохраняющееся упрямство чувствования, ощущений, импульсов, пристрастий, наши неконтролируемые фиксированности характера. Животное в нас обосновало свое логово в плотных джунглях подсознания. Проникнуть туда, принести свет и установить контроль - совершенно необходимая вещь для полноты какой-либо высшей жизни, для любой интегральной трансформации природы».
Разум
Разум — обычно этим словом обозначают всякое сознание, поскольку человек — ментальное существо и склонен все ментализировать; но на языке йоги слова "разум" ("mind") и "ментальное" ("mental") используются для обозначения той части природы, которая должна иметь дело с постижением и интеллектом, с идеями, с ментальными или мысленными восприятиями, реакциями мышления, с истинно ментальными движениями и образованиями, ментальным видением и волей и так далее — тем. что является составной частью интеллекта человека.
Внешнее существо - это наше поверхностное существо, состоящее, из обычного внешнего ментального, витального и телесного сознания, как противоположность внутреннему существу, составленному из внутреннего разума и внутренней жизни, внутреннего физического сознания — того, что остается скрытым.
Внутреннее существо — внутренний разум, внутреннее витальное, внутреннее физическое и поддерживающее их психическое, стоящее за ними; внутреннее существо это истинное существо.
***
«В нисхождении она [ложь] начинается с Разума, в эволюционном восхождении трудно сказать, откуда она начинается - ибо здесь началом является Несознание и Неведение; но, я полагаю, мы можем сказать, что сознательная ложь начинается с началом разума, еще вовлеченного в Жизнь или появляющегося из нее.»
***
«Разум -- это первый, скованный и стесняющий повелитель нашей человеческой жизни. В своей сущности Разум представляет сознанием, которое измеряет, ограничивает, вырезает формы вещей из неделимого целого и содержит их так, как если бы каждая вещь была отдельным целым. Даже с тем, что существует только как явные части и доли, Разум устанавливает ту же фикцию обыденного сообщения, как если бы они были вещами, с которыми он может иметь дело по одиночке, а не как с аспектами целого.
Ведь даже когда Разум знает, что они не являются вещами в себе, он обязан обращаться с ними так, как если бы они были вещами в себе; в противном случае он не смог бы подчинить их своей собственной характерной деятельности. Именно эта сущностная характеристика Разума обуславливает работу всех его оперирующих мощностей, будь то понятие, восприятие, ощущение или построение созидательного мышления. Разум постигает, воспринимает, чувствует вещи так, как если бы они были жестко отрезаны от подоплеки или массы, и использует их как фиксированные единицы материала, данного ему для творения или обладания. Все его действие и обладание имеет дело с целостностями, которые образуют часть большего целого, и эти подчиненные целостности снова разбиваются на части, которые также рассматриваются как целое для тех частных целей, которым они служат.
Разум может делить, умножать, складывать, вычитать, но он не может выйти за пределы этой математики. Если он преступает эти пределы и пытается постичь реальное целое, то теряет себя в чуждом элементе, теряет свою твердую почву и попадает в океан неуловимого, в бездну бесконечного, где он не может ни воспринимать, постигать, чувствовать, ни иметь дело со своим предметом для творения и обладания. Ибо то, что, как кажется, Разум иногда постигает, воспринимает, чувствует или наслаждается как бесконечным, является лишь видимостью и всегда неким образом бесконечного. То, чем он так смутно обладает, есть попросту бесформенная Обширность, а не реальное беспростанственное бесконечное. В тот момент, когда он пытается иметь дело с этим бесконечным, обладать им, тотчас же приходит неотъемлемое стремление к разграничению, и Разум снова начинает оперировать с образами, формами и словами. Разум не может обладать бесконечным, он может лишь допускать его или быть захваченным им; он может только блаженно беспомощно лежать в светлой тени Реальности, отброшенной на него с планов существования, находящихся за пределами его досягаемости. Обладание бесконечным не может придти никак иначе, кроме как при подъеме к тем супраментальным планам, а также знание этого бесконечного не может придти никак иначе, кроме как путем инертного подчинения Разума спускающимся сообщениям Истинно-Сознательной Реальности».
Душа
«Душа и психическое существо это не совсем одно и то же, хотя сущность у них одна.
Душа — это божественная искра в центре каждого существа; она идентична Божественному Началу; это божественное в человеке. Психическое существо постепенно формируется вокруг этого божественною центра, души, в ходе бесчисленных жизней земной эволюции, пока не приходит время, когда психическое существо, полностью сформированное и полностью разбуженное, становится сознательной оболочкой души, вокруг которой оно сформировалось. Достигнув такой степени отождествления с Божественным, психическое существо становится Его совершенным инструментом в мире».
***
«Душа — это извечная сущность в центре психического существа. Душа, в действительности, подобна божественной искре, помещенной во множество состояний бытия все возрастающей плотности, вплоть до наиболее материальных; она внутри тела, в солнечном сплетении. Эти состояния бытия принимают форму и развиваются, прогрессируют, становятся индивидуализированными, совершенствуются в ходе многих земных жизней и формируют психическое существо. Когда психическое существо полностью сформировалось, оно начинает сознательно воспринимать душу и проявлять ее в совершенстве».
Мать
Психическое существо
«Я называю психическим сокровенное душевное существо и его природу. Не в таком значении пользуются этим словом в разговорном языке, употребляя его в другом, менее определенном и широком смысле, включая в него самые разные понятия; при этом недооценивается истинная природа души. Психическими окрестили все явления ненормального, сверхнормального или оккультного характера; если у человека проявляется двойственность личности, если какие-то части витальной оболочки или мысле-форма умирающего человека появляются в комнате его друга, если полтергейст поднимает в доме невиданный кавардак — все это расценивается как психические явления и считается подходящим объектом для психического исследования, хотя подобные вещи не имеют ни малейшего отношения к психическому. Даже в самой Йоге многое из того, что является просто оккультным, относится к невидимым глазом явлениям — витального или ментального, либо тонкого физического плана, видения, символы, зачастую иллюзорные и призрачные и принадлежащие совершенно другой сфере, находящейся между душой и ее поверхностными инструментами, — весь xaос промежуточной зоны классифицируется как психическое и считается низшей и сомнительной областью духовного раскрытия. Кроме того, постоянно путают ментализированное желание-душу, являющуюся порождением витального побуждения человека, его жизненной силы, ищущей своего исполнения, и истинную душу, являющуюся искрой Божественного Огня, частью Божественного.
Поскольку душа, психическое существо использует разум, витальное и тело в качестве инструментов для роста, развития и приобретения опыта, сама она начинает казаться некой амальгамой или субстратом разума и жизни. Но если в Йоге мы примем всю эту хаотическую массу за вещество души и ее движение, то попадем в такую неразбериху, из которой никогда не выберемся. Все это относится только к внешним покровам души; душа сама по себе — это внутренняя божественность, превосходящая разум, жизнь или тело, то есть то, что может избавиться от темноты своих же инструментов и сразу же установить прямой контакт с Божественным, с "истинным я" и духом».
***
«В йоге под психическим понимается элемент души в природе, чистая "психея" или божественный центр, расположенный за разумом, жизнью и телом (не эго). Однако мы лишь смутно осознаем этот центр. Это — часть Божественного; она не изменяется от жизни к жизни и лишь приобретает жизненный опыт через свои внешние инструменты. По мере накопления опыта эта часть Божественного проявляет развивающуюся психическую индивидуальность, которая всегда настойчиво утверждает добро, истину и прекрасное, и в конечном счете становится готовой и достаточно сильной для обращения природы к Божественному. Тогда психическое существо сможет полностью выступить вперед, прорываясь сквозь ментальный, витальный и физический покровы, сможет управлять инстинктами и преобразовывать природу. Природа перестанет навязывать себя душе, а душа, Пуруша, установит свою власть над природой».
***
«Наше психическое — это то, что приходит прямо из Божественного и непосредственно с ним связано. По своему происхождению психическое-это ядро, насыщенное божественными возможностями, поддерживающее низшее тройное проявление разума, жизни и тела. Этот божественный элемент присущ всем живым существам, но остается скрытым за обычным сознанием и поначалу не развит; даже когда он развит, то не всегда находится на переднем плане; он выражает себя настолько, насколько ему позволяет несовершенство его инструментов, выражает себя через них и скован их ограничениями. Его сознание растет благодаря переживаниям, направленным к Богу, набираясь сил всякий раз, когда в нас происходит возвышенное движение; и наконец, путем усвоения этих глубоких и высших движений формируется развитая психическая индивидуальность — то, что мы обычно называем психическим существом. Именно психическое существо служит истинной, хотя часто и скрытой причиной обращения человека к духовной жизни, всячески способствует этому. Именно поэтому, практикуя йогу, мы должны стремиться к тому, чтобы выдвинуть психическое существо на передний план.
Слово "душа", как и слово "психическое", не имеет четко определенного значения и употребляется в различных смыслах. В обычной разговорной речи очень часто не делается ясного различия между разумом и душой, а порой происходит даже более серьезное смешение понятий, когда витальное существо желания — ложная душа или желание-душа — подразумевается под словами "душа" и "психическое". Психическое существо — это нечто совершенно отличное от разума или витального, но оно стоит за тем и другим и встречается с ними в сердце. Там его место, точнее, не в самом сердце, а за ним. То, что люди обычно называют сердцем, является местом сосредоточения эмоций, а человеческие эмоции — это ментально-витальные импульсы, как правило, не психические по своей природе. Эта по большей части скрытая мощь, стоящая за разумом и жизненной силой и отличная от них, и есть истинная душа, психические существо. Однако мощь психического может воздействовать на разум, витальное и тело, очищая мышление, восприятие и эмоции (которые тогда становятся психическим чувством), а также ощущения, действия и все остальное, подготавливая их к тому, чтобы стать божественными движениями».
Физический разум
Витально-физическое — нервная часть существа; жизненная сила, плотно опутанная реакциями, желаниями, нуждами, ощущениями тела.
Тонкое физическое — тончайшая оболочка, ближайшая к физической и во многом подобна ей, но имеющая гораздо большую свободу, пластичность, интенсивность, мощь, цвет, широкое и многогранное проявление, которое пока еще не воплотилось на земле.
***
«Физический витал является существом маленьких желаний, жадности [greeds] и т.д. - витальное физическое есть нервное существо; они тесно взаимосвязаны».
***
«Витальное физическое управляет всеми маленькими повседневными реакциями на внешние вещи - реакциями нервов и телесного сознания, и отражает эмоции и чувства; оно мотивирует многие из обычных дел человека и объединяется с нижними витальными частями собственно витала в продуцировании вожделения, ревности, гнева, ярости и т.д. В своих низших частях (витальном материальном) оно является агентом боли, физических болезней и т.д.».
Витальный разум
Витальность — природа жизни, состоящая из желаний, ощущений, чувств, страстей, деятельных усилий, воли желания, реакций души желания и из всей совокупности инстинктов, таких, как гнев, страх, жадность, вожделение и т.д.
Витальный разум — некоторого рода посредник между витальным и ментальным; часть природы разума, чье назначение — не думать и рассуждать, воспринимать, рассматривать и находить значение вещей, а планировать, мечтать или представлять то, что может быть сделано.
***
«Есть часть природы, которую я называю витальным разумом; функция этого разума состоит не в том, чтобы думать и рассуждать, постигать, рассматривать и находить ценное, ибо это - функция собственно думающего разума, buddhi, а планировать, мечтать, или представлять, что может быть сделано. Он создает формации на будущее, которые воля может попробовать воплотить, если представится удобный случай и обстоятельства будут благоприятствовать, или же она может работать, чтобы сделать их благоприятными. В людях действия эта способность преобладает и лидирует в их природе; великие люди действия всегда обладают ею в огромной мере. Но даже если кто-то и не является человеком действия или практической реализации или если обстоятельства неблагоприятны, или если вы можете делать только маленькие и ординарные вещи, этот витальный разум, все равно, присутствует. Он действует в них в меньшем мастштабе, или, если он нуждается в каком-то чувстве обширности, тогда он, чаще всего, строит пустые планы, зная, что он не сможет их реализовать, или же воображает большие вещи, выдумывает истории, приключения, великие дела, где он - герой или творец.
То, что происходит в вас и что вы описываете, является натиском этого витального разума или воображения, создающим свои формации; его деятельность не является исключительно вашей особенностью, он работает во многом одинаково в большинстве людей - но в каждом - в соответствии с поворотом его воображения, интереса, излюбленными идеями и желаниями. Вы должны стать хозяином его деятельности и не позволять ему захватывать ваш разум и уносить его прочь, когда и где он захочет. В садхане, когда начинают приходить переживания, в высшей степени важно не позволять этой силе делать с вами то, что она хочет; ибо тогда она создает ложные переживания, соответствующие ее природе и убеждает садхака, что эти переживания истинны, или строит нереальные формации и убеждает его, что именно это он и должен делать. Некоторые были сбиты этой неверно ведущей силой, используемой силами Лжи, которые убедили их через нее, что они должны делать в мире великую духовную, политическую или общественную работу, и приводили их к разочарованию и поражению. Она поднимается в вас, чтобы вы могли понять, чем она является, и отвергнуть ее. Ибо есть несколько вещей, которые вы должны убрать из витального плана, прежде чем более глубокие или великие духовные переживания смогут уверенно начаться и уверенно продолжаться.
Нисхождение мира часто бывает одним из первых главных позитивных переживаний садханы. В этом состоянии мира нормальный мыслящий разум (buddhi) имеет тенденцию смолкать или умерять большую часть своей деятельности, и когда он это делает, очень часто или этот витальный разум может обрушиться, если вы не настороже, или же своего рода механический физический или беспорядочный подсознательный разум может начать подниматься и действовать; они являются главными нарушителями тишины. Или же нижний витальный разум может попробовать внести волнения; он приносит эго, страсти и их игру. Все это является признаками элементов, от которых нужно избавиться, потому что если они остаются и начинают нисходить элементы верхних сил, Мощь и Сила, Знание, Любовь или Ананда, эти низшие вещи могут перебежать им дорогу, результатом чего будет или удаление верхнего сознания, или его нисхождение будет скрыто, а стимул, который оно дает, неверно использован для целей нижней природы. Вот почему многие садхаки после больших переживаний попадали в лапы разросшегося эго, переворотов, амбиций, увеличенного секса или других витальных страстей или нарушений. Поэтому всегда хорошо, если полное очищение витала может или предшествовать или идти вместе с позитивным переживанием - по крайней мере в натурах, в которых витал очень активен.
***
Он [витальный разум] является разумом динамичной (не рационализирующей) воли, деятельности, желания, занятым силой, достижением, удовлетворением и обладанием, наслаждением и страданием, тем, чтобы давать и брать, ростом, экспансией, успехом и неуспехом, везением и невезением и т.д. и т.п.
***
Витальная мысль выражает витальные движения, игру витальных сил - она не мыслит свободно и независимо от них, как это может делать мыслящий разум. Истинный мыслящий разум может встать над витальными движениями, наблюдать и судить их свободно, как если бы он наблюдал и судил внешние вещи. В большинстве людей, однако, мыслящий разум (рассудок) захвачен витальным разумом и не свободен.
***
Это обычная активность витального разума, который всегда фантазирует, думает и планирует, что сделать с тем, как устроить это. Он, безусловно, имеет свою пользу для человеческой природы и человеческой деятельности, но он действует беспорядочным и неумеренным образом, без дисциплины, экономии своих сил или концентрации на тех вещах, которые действительно должны быть сделаны.
***
Вещи, которые приходят к вам таким образом во сне или в состоянии бодрствования, являются по своей природе фантазиями и активностями витального разума, связанными с вещами, работами и всем, что приходит к этому разуму. Со всеми вещами, предстающими перед этим разумом, витальное воображение в человеке может работать, представлять, спекулировать, строить идеи или планы на будущее и т.д. и т.п. Это имеет свою пользу для сознания в обычной жизни, но в йоге должно быть успокоено и заменено более высокой деятельностью. Во сне тот план, куда вы входите, тоже витальный. Если правильно видеть и координировать переживаемое на витальном плане, оно тоже имеет свою ценность и дает знание, которое полезно и дает контроль над витальным собой и витальным планом. Но все, что приходит к вам через подсознание бессвязным образом, является причиной беспокойства. Все это должно быть успокоено, и мы попробуем добиться этого. Когда я говорил о вашем раскрытии себя, я просто имел в виду то, что вы должны зафиксировать в своем уме, что помощь оказывается, и имели желание получить ее - не обязательно, чтобы вы раскрывались усилием.
***
Источник, из которого приходят эти фантазии, не имеет ничего общего с рассудком и его не волнуют никакие рациональные возражения. Они приходят либо из витального разума, из того же источника, из которого приходят все эти прекрасные выдумки и длинные истории, которые люди рассказывают сами себе, в которых они являются героями и совершают великие вещи, либо они приходят от маленьких существ, привязанных к физическому разуму, который подхватывает любое бессвязное внушение и представляет его разуму, только чтобы посмотреть, будет ли оно принято. Если кто-то наблюдает за собой пристально, он может найти самые странные и экстраординарные или бессмысленные вещи, пересекающие ум или заходящие в него таким образом. Обычно, он смеется или почти не замечает этих вещей, и они падают назад в мир бессвязной мысли, из которого они пришли.
***
Сильный витал - это витал, полный жизненной силы, имеющий амбицию, храбрость, великую энергию, силу для деятельности или для созидания, широкое экспансивное движение либо щедрой отдачи, либо обладания, лидирования и доминирования, силу осуществить и материализовать - а также много других форм витальной силы. Такому виталу зачастую трудно сдаться из-за этого ощущения своих собственных сил - но если он может это сделать, он становится превосходным инструментом для Божественной Работы».
Гуны
«Идея трёх основных форм Природы есть творение древних Индийских мыслителей, и ее истина не сразу очевидна, потому что она является результатом длительного психологического эксперимента и глубокого внутреннего опыта. Поэтому без долгого внутреннего опыта, без личного самонаблюдения и интуитивного восприятия Природных сил ее трудно правильно ухватить или надёжно использовать. Тем не менее существуют определённые широкие показатели, которые могут помочь ищущему на Пути Трудов понять, анализировать и контролировать своим согласием или отказом комбинации его собственной природы. Эти формы называются в Индийских книгах качествами, гунами, и им даны имена sattva, rajas, tamas. Саттва это сила равновесия и переводится в термины качества как добро, гармония, счастье и свет; Раджас есть сила кинезиса и переводится в качество как борьба и усилие, страсть и действие; Тамас есть сила бессознательности и инерции, и переводится в качество как темнота, неспособность и бездействие. Обычно используемые для психологического самоанализа, эти определения имеют силу также в физической Природе. Каждая вещь и каждое существование в низшей Пракрити содержит их, и его процессы и динамические формы есть результат взаимодействия этих качественных сил.
Каждая форма вещей, живая или неживая, есть постоянно сохраняемое равновесие природных сил в движении, и оно подчинено бесконечному потоку помогающих, беспокоящих или разделяющих и раздробляющих контактов, приходящих от других сочетаний сил, окружающих его. Наша собственная природа ума, жизни и тела есть ничто иное, как такое формирующее сочетание и равновесие. В получении окружающих контактов и реакции на них три модуса определяют характер получающего и характер ответа. Инертный и неспособный, он может претерпевать их безо всякой ответной реакции, любого движения самозащиты или какой-либо способности ассимиляции и приспособления; это форма Тамаса, путь инерции. Отличительным клеймом Тамаса являются слепота и бессознательность, неспособность и невежество, леность, вялость, бездействие, механическая рутина и тупость ума, сон жизни и дремота души. Его воздействие, если оно не откорректировано другими элементами, не может быть ничем, кроме распада формы или разрушения равновесия природы без какого-либо нового созидания, или нового равновесия, или силы кинетического прогресса. В сердце этого инертного бессилия лежит принцип невежества и неспособности или ленивого нежелания понимать, ухватить и управлять стимулирующим или атакующим контактом, предложением окружающих сил и их побуждением к новому опыту и переживанию.
С другой стороны, реципиент Природных контактов, затронутый и стимулированный, подстрекаемый или атакованный ее силами, может среагировать на давление или против него. Она позволяет, поощряет, принуждает его к борьбе, сопротивлению, попытке, к покорению или завладению его окружением, утверждению его воли, к борьбе, творчеству и завоеванию. Это форма Раджаса, путь страсти, действия и жажды желания. Борьба, изменение и новое творение, победа и поражение, радость и страдание, надежда и разочарование — это его дети, составляющие многоцветный дом жизни, в котором он черпает свое удовольствие. Но его знание — несовершенное или ложное знание, и оно приносит с собой невежественное усилие, ошибку, постоянное неправильное приспособление, боль привязанности, разочарованное желание, печаль потери и неудачи. Дар Раджаса — кинетическая сила, энергия, активность, мощь, которая создаёт, действует и может побеждать; но она двигается в неверном свете или полусвете Неведения, и она извращена прикосновением Асура, Ракшаса и Пишача . Высокомерное невежество человеческого ума, его самоудовлетворённые извращения и самонадеянные ошибки, гордость, тщеславие и амбиция, жестокость, тирания, животный гнев и насилие, эгоизм, низость, лицемерие, вероломство и низкая подлость, похоть, жадность и прожорливость, ревность, зависть и бездонная неблагодарность, которые обезображивают земную природу, есть естественные дети этого неотъемлемого, но сильного и опасного склада Природы.
Но воплощённое существо не ограничено этими двумя формами Пракрити; есть лучший и более светлый способ иметь дело с окружающими влияниями и потоком мировых сил. Здесь возможно восприятие и реакция с ясным пониманием, равновесием и балансом. Этот путь природного существа имеет силу, которая, благодаря своему пониманию, сочувствует; она постигает, контролирует и развивает побуждение Природы и ее методы: у него есть интеллект, который проникает в ее процессы и ее значения и способен ассимилировать и применять; есть ясный ответ, который не подавлен, но приспосабливает, исправляет, гармонизирует, выявляет лучшее во всех вещах. Это форма Саттвы, сторона Природы полная света и уравновешенности, направленная к добру, знанию, наслаждению и красоте, к счастью, правильному пониманию, правильному равновесию, правильному порядку: ее темперамент есть изобилие яркой чистоты знания и светящейся теплоты сочувствия и близости. Изящество и освещённость, управляемая энергия, завершенная гармония и уравновешенность всего существа есть превосходное достижение саттвической природы.
Ни одно существование не брошено целиком в единственную форму какой-либо из этих модификаций космической Силы; все три присутствуют везде и в каждом».
***
«Однако, богатство жизни, даже саттвическая гармония ума и природы не составляет духовного совершенства. Есть относительное возможное совершенство, но это совершенство незавершенности, некоторая частичная высота, сила, красота, некоторая степень благородства и величия, некоторое возложенное на себя и ненадежно поддерживаемое равновесие. Есть относительное совершенное владение, но это власть жизни над телом или обладание умом жизнью, а не свободное владение инструментами освобожденным и самообладающим духом. Нужно выйти за пределы гун, если мы непременно хотим достигнуть духовного совершенства.
Тамас, очевидно, нужно преодолеть, инерция, невежество и недееспособность не могут быть элементами подлинного совершенства; однако, Тамас можно превозмочь в Природе только силой Раджаса, которому помогает возрастающая сила Саттвы. Раджас должен быть преодолен, эгоизм, личное желание и своекорыстная страсть не являются элементами подлинного совершенства; однако, Раджас может быть преодолен только силой Саттвы, освещающей существо, и силой Тамаса, ограничивающей действие. Саттва сама не дает высочайшего или интегрального совершенства; Саттва всегда есть качество ограниченной природы; саттвическое знание — это свет ограниченного ума; саттвическая воля — это правление ограниченной умственной силы. Кроме того, Саттва не может в Природе действовать сама, но должна полагаться во всем действии на помощь Раджаса, так что даже саттвическое действие всегда подвержено несовершенству Раджаса; эгоизм, растерянность, непоследовательность, односторонняя пристрастная склонность, ограниченная или ненормально расширенная воля, излишне подчеркивающая себя в напряжении своих ограниченных сил, преследуют ум и действие даже святого, философа и мудреца. Есть саттвический, так же как и раджасический или тамасический эгоизм, сильнейший эгоизм знания или добродетели; но умственный эгоизм любого типа несовместим с освобождением. Нужно перешагнуть за пределы всех трех гун. Саттва может подвести нас близко к Свету, но и ее ограниченная чистота спадает с нас, когда мы входим в светоносное тело божественной Природы».
Шри Ауробиндо «Синтез Йоги»
Высший разум
«Нашим первым решительным шагом из человеческого интеллекта, из нашей обычной ментальности является подъем в высший Разум, разум больше не смешанного света и темноты или полу-света, а большей ясности Духа. Его основной субстанцией является унитарное ощущение бытия с мощной множественной динамизацией, способной на формирование множественности аспектов знания, путей действия, форм и значений становления, причем обо всех них имеется спонтанное внутренне присущее знание. Эта мощь произошла из Надразума - но Сверхразум явился ее изначальным источником - как и все эти более значительные мощности: ее особый характер, ее деятельность сознания доминируется Мышлением; это светлый мыслящий разум, разум рожденного Духом концептуального знания. Все-осознание, возникающее из изначальной тождественности, несущее истины, которые тождественность содержит в себе, замышляющее быстро, победоносно, разнообразно, формулирующее и с помощью само-силы Идеи эффективно реализующее свои замыслы, является характером этого большего разума знания. Познание этого рода является последним, которое возникает из изначального духовного тождества перед началом разделяющего познания, базы Неведения, поэтому оно попадается нам первым, когда мы поднимаемся в царство Духа от замышляющего и рассуждающего разума, от нашего наилучше организованного знания-силы Неведения; оно в действительности является духовным родителем нашего задумывающего ментального мышления, и поэтому естественно, что эта лидирующая мощь нашей ментальности, выходя за свои пределы, должна перейти в свой промежуточный источник.
Но здесь, в этом большем Мышлении, нет необходимости в поиске и в самокритичном умозаключении, нет логического движения шаг за шагом к заключению, нет механизма явных или неявных выводов и следствий, нет построения или взвешенного сцепления идей, чтобы достичь упорядоченной суммы или продукта знания; ибо это хромое действие нашего рассудка является движением Неведения, ищущего знания, обязанного предохранять свои шаги от ошибки, возводить выборочную ментальную структуру для своего временного пристанища и базировать ее на уже тщательно проложенных, но никогда не надежных основаниях, потому что эта структура не поддерживается почвой родного осознания, а ставится на изначальную почву незнания. Здесь также нет и того прежнего пути разума с его самыми острыми и самыми быстрыми случайными догадками и озарениями, нет игры прожектора интеллекта, ощупывающего малоизвестное или неизвестное. Это высшее сознание является Знанием, формирующим себя на базисе само-существующего все-осознания и проявляющим некоторую часть своей интегральности, гармонию своих значений, облаченную в мыслящую форму.
Оно может свободно выражать себя в единичных идеях, но его самым характерным движением является массовое мышление, система или тотальность видения истины в едином взгляде; связи идей и истин не устанавливаются логикой, а предшествуют и появляются уже виденными в интегральном целом. Есть посвящение в формы вечно присутствующего, но пока что неактивного знания, нет системы выводов из допущений или данных; это мышление является само-откровением вечной Мудрости, а не приобретаемым знанием. Большие аспекты истины входят в обозрение, в котором восходящий Разум, если захочет, может пребывать в удовлетворении и жить в них как в структуре; но если суждено быть прогрессу, тогда эти структуры могут постепенно расширяться в большую структуру, или несколько этих структур могут скомбинироваться во временное большее целое на пути к еще не достигнутой интегральности. В конечном итоге есть великая тотальность истины, известная и пережитая, но все еще способная на бесконечное расширение, потому что нет конца аспектам знания.
Таков Высший Разум в своем аспекте познания; но есть и аспект воли, динамического осуществления Истины: здесь мы находим, что этот больший более блестящий Разум всегда работает в остальной части существа -- в ментальной воле, в сердце и в чувствах, в жизни и в теле -- через мощь мышления, через силу представления. Он стремится очищать через знание, освобождать через знание, творить врожденной мощью знания. Идея закладывается в сердце или в жизнь как сила, которая должна быть принята и выработана; сердце и жизнь осознают эту идею и отвечают на ее динамику, и их субстанция начинает модифицироваться в этом смысле, так что чувства и действия становятся вибрациями этой более высокой мудрости, воодушевляются ею, наполняются ее эмоцией и ее смыслом: воля и жизненные импульсы аналогично заряжаются ее мощью и ее позывом к само-осуществлению; даже в теле работает эта идея, так что, например, могучая мысль и воля здоровья вытесняет веру тела в болезнь и согласие на болезнь, либо идея 7 силы призывает субстанцию, мощь, движение, вибрацию силы; идея вырабатывает силу и форму, соответствующую идее, и накладывает ее на нашу субстанцию Разума, Жизни или Материи. Именно по этому пути идет первая работа; она заряжает все существо новым и превосходящим сознанием, закладывает основание для изменения, подготавливает его для более высокой истины существования».
Озаренный разум
«Следует подчеркнуть, чтобы избежать естественного неверного понимания, которое легко может возникнуть, когда большая мощь высших сил в первый раз воспринимается или переживается, что эти высшие силы в своем нисхождении не являются сразу же все-могущественными, какими они естественным образом были бы на собственном плане действия и в своей среде. В эволюции в Материи они должны войти в чуждую и низшую среду и работать над ней; они встречают там неспособность нашего разума, жизни и тела, сталкиваются с невосприимчивостью слепого отрицания Неведения, переживают отрицание и преграду Несознания.
На своем уровне их работа на базисе светлого сознания и светлой субстанции автоматически действенна; но здесь они должны встретить уже и сильно сформированное основание Незнания -- не только полного незнания Материи, но и модифицированного незнания разума, сердца и жизни. Так что, высшая Идея, спускаясь в развитый ментальный интеллект, должна даже там преодолеть преграду массы или системы сформированных идей, которые принадлежат Знанию-Неведению, а также преодолеть волю к стойкости и само-реализации этих идей; ведь все идеи являются силами и имеют формирующую или само-действенную способность, более или менее сильную в соответствии с условиями -- даже сводимую на практике к нулю, когда они должны иметь дело с несознательной Материей, но все еще потенциальную. Таким образом, есть готовая мощь сопротивления, которая противостоит воздействию нисходящего Света или минимизирует его, есть сопротивление, которое может доходить до отказа и отвержения Света или принимать форму попытки ослабить, подчинить, бесхитростно модифицировать или адаптировать, либо своенравно исказить свет, чтобы подогнать его к предвзятым идеям Неведения.
Если предвзятые или уже сформированные идеи отвергнуты и лишены своего права на настояние, они все еще могут вернуться извне, из своей распространенности в универсальном Разуме, либо они могут отступить вниз, в витальные, физические или подсознательные части и оттуда всплыть при малейшей возможности, чтобы вновь захватить свою утраченную область: ведь эволюционная Природа должна отдать это право на настояние вещам, уже установленным ею, чтобы придать достаточную устойчивость и твердость своим шагам. Более того, такова природа и требование любой Силы в манифестации, чтобы быть, выживать, осуществлять себя, когда можно и сколько можно, и именно поэтому в мире Неведения все достигается не только через комплексность, но и через столкновение, борьбу и взаимное смешение Сил.
Но для этой высочайшей эволюции существенно, чтобы была устранена всякая смесь Неведения и Знания; и действие и эволюция через борьбу сил должны быть заменены на действие и эволюцию через гармонию сил: но эта стадия может быть достигнута лишь путем последней борьбы и преодоления сил Неведения силами Света и Знания. То же самое явление повторяется, причем на более интенсивной шкале, на низших уровнях существа -- в сердце, жизни и теле; ведь здесь происходит пересечение не с идеями, а с эмоциями, желаниями, импульсами, ощущениями, витальными потребностями и привычками низшей Природы; поскольку они менее сознательны, чем идеи, то они более слепы в своем отклике и более упорно настаивают на своем: все имеет ту же самую или большую силу сопротивления и возвращаемости, либо находит прибежище в окружающей универсальной Природе или на собственных низших уровнях или в источниковом состоянии в подсознательном и оттуда черпает силы для нового вторжения или возрождения. Это сила настояния, возвращения, сопротивления установившихся вещей в Природе всегда является самым большим препятствием, с которым должна столкнуться эволюционная Сила и которое она на самом деле сама и создала, чтобы предотвратить слишком быстрое преображение, даже когда это преображение является ее собственным намерением в вещах.
Это препятствие остается -- хотя оно может быть постепенно уменьшено -- на каждой стадии большего восхождения. Чтобы вообще дать высшему свету подходящий вход и позволить работать его силе, необходимо обрести силу для успокоения природы, необходимо создать, выровнять, наложить контролирующую пассивность или даже полное молчание на разум и сердце, жизнь и тело: но даже в таких условиях всегда возможно продолжающееся противостояние, открытое и ощущаемое в Силе вселенского Неведения или сублиминальное и темное в энергии субстанции индивидуальной формы разума, индивидуальной формы Жизни, индивидуальной формы Материи, оккультное сопротивление или протест, либо повторное утверждение урегулированных или подавленных энергий невежественной природы и, если что-то в существе согласно с ними, они могут вновь захватить лидерство.
Очень желателен ранее установленный психический контроль, поскольку он создает общую восприимчивость и сдерживает протест низших частей против света или препятствует их согласию с требованиями Неведения. Предварительная духовная трансформация также ослабляет опору Неведения; но ни одно из этих воздействий не устраняет всецело препятствия и ограничения: ведь эти предварительные изменения не приносят интегрального сознания и знания; все еще будет оставаться изначальный баланс Незнания, свойственный Несознательному, и на всяком повороте его надо будет изменять, освещать, уменьшать в его протяженности и в его силе реакции. Силы духовного Высшего Разума и его идеи-силы, модифицированной и уменьшенной, как это и должно быть при ее входе в нашу ментальность, не достаточно, чтобы смести все эти препятствия и создать гностическое существо, но она может сделать первое изменение, произвести модификацию, которая даст полномочия более высокому восхождению и более мощному нисхождению и дальше подготовит интеграцию существа в большую Силу сознания и знания.
Эта большая Сила принадлежит Озаренному Разуму, Разуму больше не высшего Мышления, а духовного света. Здесь ясность духовного интеллекта, спокойный дневной свет, уступает место или подчиняет себя интенсивному сиянию, великолепию и озарению Духа: игра проблесков духовной истины и мощи прорывается свыше в сознание и добавляет спокойному и ясному освещению и обширному нисхождению мира, который характеризует или сопровождает действие большего концептуально-духовного принципа, огненный пыл реализации и восторженный экстаз знания. Ливень внутренне видимого Света по обыкновению окутывает это действие; ведь следует заметить, что в противоположность нашим обычным представлениям, свет не является в первую очередь материальным творением, и ощущение или видение света, сопровождающее внутреннее озарение, не является просто субъективным визуальным образом или символическим явлением: свет в первую очередь является духовной манифестацией Божественной Реальности, освещающей и созидающей; материальный свет является последующим изображением или обращением этой Реальности в Материю для целей материальной Энергии. В ходе этого нисхождения приходит и большая динамика, золотое побуждение, светлый "энтузиазм" внутренней силы и мощи, который замещает относительно медленный и осмотрительный процесс Высшего Разума быстрым, иногда резким, почти неистовым толчком быстрой трансформации.
Озаренный Разум работает, главным образом, не с помощью мышления, а с помощью видения; мышление в нем является подчиненным движением, выражающим зрение. Человеческий разум, полагающийся главным образом на мысль, считает мышление высочайшим или главным процессом познания, но в духовном порядке мышление является вторичным и совсем не обязательным процессом. В своем словесном мышлении это может быть описано как уступка, делаемая Знанием Неведению, потому что Неведение не способно делать истину полностью ясной и понятной для себя во всем ее размахе и многогранных смыслах, кроме как через разъясняющую точность значимых звуков; оно не может обходиться без этого устройства, чтобы придать идеям точное очертание и выразительную плоть. Но, очевидно, что это устройство, машинерия; мышление само по себе, в своем истоке на высших духовных уровнях сознания является восприятием, познавательным охватом объекта или некоторой истины вещей, являющимся мощным, но все еще малым и вторичным результатом духовного видения, сравнительно внешним и поверхностным взглядом я на я, взглядом субъекта на себя или на нечто из себя как на объект: ведь все является разнообразием множественности я. В разуме есть поверхностный отклик восприятия на соприкосновение с наблюдаемым или открываемым объектом, фактом или истиной и последующей концептуальной формулировкой этого; но в духовном свете есть более глубокий восприимчивый отклик из самой субстанции сознания и охватывающая формулировка в этой субстанции, точная фигура или вскрывающая идеограмма в материале существа -- ничего более, не требуется никакого словесного представления для точности и полноты этого знания мышления. Мышление создает представительный образ Истины; оно прелагает его разуму в качестве средства удержания Истины и делания его объектом знания; но сама плоть Истины схватывается и точно удерживается в солнечном свете более глубокого духовного знания, для которого представительный образ, созданный мышлением, является вторичным и производным, мощным для связи знания, но не совершенно необходимым для восприятия знания или обладания им.
Сознание, которое исходит от зрения, сознание провидца является большей мощью знания, чем сознание мыслителя. Воспринимающая мощь внутреннего зрения является более значительной и более прямой, чем воспринимающая мощь мышления: это духовное ощущение, которое охватывает нечто из субстанции Истины, а не только ее образ; но оно и обрисовывает образ и одновременно схватывает смысл образа, и оно может воплотить ее в более тонком и четком раскрывающем очертании и с большим охватом и силой тотальности, чем концептуальное мышление. Как Высший Разум вносит большее сознание в существо через духовную идею и ее силу истины, так и Озаренный Разум вносит еще большее сознание через зрение Истины и свет Истины и ее видящую и охватывающую мощь. Он может вызвать более мощную и динамическую интеграцию; он озаряет мыслящий разум прямым внутренним видением и вдохновением, вносит духовное зрение в сердце и духовный свет и энергию в его чувства и эмоции, наделяет жизненную силу духовным позывом, вдохновением истины, которое динамизирует действие и возвышает движение жизни; он вселяет в чувство прямую и тотальную мощь духовного ощущения, так что наше витальное и физическое существо может соприкасаться с Божественным во всех вещах и встречать их конкретно, столь же сильно, как разум и эмоция могут постигать и воспринимать и чувствовать их; он набрасывает на физический разум трансформирующий свет, который разрушает его ограничения, его консервативную инерцию, замещает зрением его узкую мощь мышления и его сомнения и вливает ясность и сознание в сами клетки тела. Духовный мудрец и мыслитель найдут свое полное и динамическое осуществление в трансформации с помощью Высшего Разума; в трансформации же с помощью Озаренного Разума будет аналогичное осуществление для провидца, озаренного мистика, для тех, в ком душа живет в видении и в прямом ощущении и переживании: ведь именно из этих высших источников воспринимают они свой свет, и подъем в тот свет будет их восхождением в их родное царство.»
Интуиция
«Но эти две стадии восхождения обретают свое полномочие и могут обрести собственную объединенную полноту лишь благодаря ссылке на третий уровень; ведь именно из тех высших вершин, где пребывает существо интуиции, черпают они знание, которое они обращают в мышление или в зрение и спускают его вниз для преобразования разума. Интуиция является мощью сознания более близкой и более сокровенной к изначальному зрению путем тождества; ведь интуиция -- это всегда нечто, что выскакивает прямо из сокрытого тожества. Именно когда сознание субъекта встречается с сознанием объекта, проникает в него и видит, чувствует или вибрирует с истиной того, что оно содержит, тогда интуиция выскакивает как искра, вспыхнувшая от встречи; или когда сознание, даже без какой-либо такой встречи, смотрит в себя и чувствует непосредственно и сокровенно истину или истины, которые есть там, либо соприкасается таким образом с силами, скрытыми за видимостями, тогда тоже происходит вспышка интуитивного света; или, опять же, когда сознание сталкивается со Всевышней Реальностью или духовной реальностью вещей и существ, и при контакте объединяется с ним, тогда искра, вспышка или проблеск сокровенного восприятия истины вспыхивает в его глубинах. Это близкое восприятие является чем-то большим, чем зрением, большим, чем представление: это результат проникающего и вскрывающего касания, которое несет в себе зрение и представление как часть себя или как свое естественное следствие. Сокрытая или спящая тождественность, еще не восстановившая себя, все же помнит или передает с помощью интуиции собственное содержимое и сокровенность своего само-чувствования и само-видения вещей, своего света истины, своей потрясающей и автоматической несомненности.
В человеческом разуме интуиция является как раз таким вспоминанием истины или передачей истины, либо такой раскрывающей вспышкой или проблеском, прорывающимся в огромную массу несознания или через вуаль незнания: но мы видели, что там она подвержена наводняющему смешению или ментальному покрытию, либо прерыванию и подмене; существует также многократная возможность неправильного истолкования, которое встает на пути чистоты и полноты ее действия. Более того, есть кажущиеся интуиции на всех уровнях существа, которые являются скорее коммуникациями, чем интуициями, и они имеют самый разный источник, ценность и характер. Инфрарациональный мистик, называемый таковым -- ведь чтобы быть настоящим мистиком, не достаточно отвергать рассудок и полагаться на непонятные источники мышления или действия -- часто вдохновляется такими коммуникациями на витальном уровне из темного и опасного источника. В этих обстоятельствах мы вынуждены опираться, главным образом, на разум и даже контролировать предложения интуиции -- или псевдо-интуиции, что гораздо чаще встречается -- наблюдающим и различающим интеллектом; ведь мы чувствуем в нашей интеллектуальной части, что иначе мы не можем быть уверены в том, что истинно, а что -- смешанно или фальсифицировано, либо является ложной подменой. Но это в большой степени снижает для нас пользу интуиции: ведь разум не на этом поле является надежным арбитром, поскольку его методы другие, они пробные, неопределенные, являются интеллектуальным поиском; даже если сам разум на самом деле полагается на закамуфлированную интуицию, чтобы сделать свои выводы -- ведь без ее помощи он не смог бы выбрать ход рассуждений или надежно придти к чему-то -- но он скрывает от себя эту зависимость под видом рассудочного заключения или проверенного предположения. Интуиция, прошедшая судебный рассмотр рассудка, перестает быть интуицией и может обладать лишь полномочием разума, для которого нет внутреннего источника или прямой уверенности. Но даже если разум стал преимущественно интуитивным разумом, полагающимся в своей части на эту высшую способность, то координация его познания и его отдельных действий -- ведь в разуме они всегда будут склонны появляться как серии несовершенно связанных вспышек -- будет оставаться трудной, пока эта новая ментальность не имеет сознательной связи со своим супрарациональным источником или нет само-поднимающегося восхождения на высший план сознания, на котором интуитивное действие является чистым и родным.
Интуиция всегда является кромкой, лучом или вспышкой более высокого света; в нас она является выдвигающимся лезвием, кромкой или острием далекого света сверхразума, входящего в субстанцию над нами и модифицированного некой промежуточной истиной разума, и, так модифицированного, снова входящего в нашу обычную или невежественную субстанцию разума и очень сильно ослепленного ею; на том высочайшем уровне, которому родственна интуиция, ее свет не смешен и поэтому полностью и чисто подлинный, и ее лучи не разделены, а связаны или собраны вместе в игру волн, что почти может быть описано на санскритском поэтическом образе морем или массой "устойчивых вспышек". Когда эта изначальная или родная Интуиция начинает нисходить в нас в ответ на восхождение нашего сознания на ее уровень или как результат нашей находки ясного пути сообщения с ней, она может продолжать приходить как игра световых вспышек, изолированных или в постоянном действии; но на этой стадии суждения разума становятся совершенно неприемлемыми, и тогда разум может действовать лишь как наблюдатель или регистратор, понимающий или записывающий более светлые намеки, суждения и различения высшей силы. Чтобы сделать полной изолированную интуицию, проверить ее или различить ее природу, ее применение, ее ограничения, воспринимающее сознание должно полагаться на другую вершающую интуицию или быть способным спускать массовую интуицию, могущую расставить все по местам. Ведь коль скоро начался процесс этого изменения, совершенно императивным становится полное преображение вещества и деятельности разума в субстанцию, форму и силу Интуиции; до этих пор, пока ход сознания зависит от более низкого интеллекта, служащего интуиции, восполняющего ее или использующего ее, результатом может быть лишь пережиток смешанного Знания-Неведения, поднятого или освобожденного высшим светом и силой, действующей в частях Знания.
продолжение:
http://www.liveinternet.ru/users/gru13/post131967758//