…Жил да был один учитель истории.
Однажды на уроке – он был посвящен 2ой мировой войне –
учителю задали очень резонный вопрос:
КАК немецкий народ мог допустить,
что в Германии установилась власть фашистов?
КАК вообще такое могло случиться – спрашивали возмущенные
ученики, - что доктрина, нацеленная на истребление человечества,
нашла понимание и поставила под свои знамена целую нацию?
…Учитель не стал отбояриваться шаблонными фразами – он
вообще это возмущение не поддержал, - а просто решил
всё продемонстрировать.
О своем решении он не стал объявлять, а подождал
окончания учебной недели, и с новой недели приступил
к делу.
В понедельник
учитель рассказал ребятам о силе дисциплины.
После теории была практика:
ученики привыкали сидеть в позе смирно,
организованно выходить из класса, так же строем возвращаться
в класс и бесшумно занимать свои места.
Школьники охотно выполняли «практические упражнения»:
вовлекались в игру и под руководством учителя наблюдали,
как проявляется сила дисциплины.
Во вторник
ученики - они уже без всякого напоминания и без какого-либо нажима сидели в позе смирно - узнали о силе общности.
Практическое задание по уроку было такое:
скандировать фразу «сила в дисциплине, сила в общности».
Ученики действовали с явным воодушевлением – ведь они,
слаженно и четко скандируя, в буквальном смысле
переполнялись силой своей группы.
В конце урока учитель показал учащимся приветствие:
ладонь правой руки лежит на правом плече — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В последующие дни ученики приветствовали друг друга исключительно этим жестом.
В среду
учитель выдал ученикам членские билеты.
(К слову сказать, к этому дню число участников эксперимента
спонтанно приросло: группа из 30 учеников, начинающих эксперимент, заметно увеличилась – насчитывала уже 43 человека).
После вручения членских билетов учитель рассказал своим подопечным о силе коллективного действия. Основной мыслью рассказа было то, что индивидуальная деятельность гораздо более уязвима и менее продуктивна, нежели групповая.
В конце урока школьники получили 2 задания:
совместно разработать проект знамени Третьей волны и
убедить 20 учеников параллельных классов в необходимости
посадки «смирно»
В конце урока была определена первая «верховная» должность:
наблюдатель за порядком, обязанный докладывать о нарушениях
установленного режима, а также о случаях критики Третьей волны.
Учитель назначил на эту должность 3-х человек,
однако уже в конце среды добровольным доносительством
занялись еще 19 человек.
В тот же день – в середине третьего дня эксперимента –
учителю позвонил местный раввин и сказал, что к нему обратились
родители трех учеников, и они очень встревожены происходящим
в классе. Учитель сообщил раввину, что это эксперимент – и приготовился к вопросам и возражениям.
Но… ни того, ни другого не последовало – совсем наоборот:
раввин пожелал успеха и обещал всё объяснить встревоженным родителям. У экспериментатора от такого «понимания»
тоскливо засосало под ложечкой.
Вечером того же дня учитель получил еще один удар:
директор школы, уходя домой, отсалютовал жестом Третьей волны!
И хотя учителю стало от этого откровенно страшно,
эксперимент следовало продолжать…
В четверг
учитель объяснил - теперь уже 80-ти школьникам - силу гордости. Ученикам было объявлено, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа.
В середине урока учитель продемонстрировал еще один прием,
демонстрирующий силу порядка:
он назначил четырех конвоиров и велел им вывести из класса и запереть в библиотеке трех девушек, которые в предыдущие дни
ни разу не применили установленный жест приветствия.
Приказ был охотно выполнен, а «арестованные» - вообще не сопротивлялись: приняли это за обоснованное (а значит, «заслуженное») наказание.
В полдень пятницы
в аудиторию набились 200 учеников.
Накануне было объявлено, что по всей стране
созданы уже сотни отделений Третьей волны, и об этом факте
будет телевизионная передача: интервью с лидером движения
и репортаж с торжественного парада активистов движения.
Когда телевизор был включён, то на экране, конечно,
ничего из обещанного не появилось.
Видя недоумение школьников, учитель признался,
что движения не существует, и констатировал:
ученики, еще неделю назад возмущавшиеся
поведением немецкого народа в отношении фашизма, продемонстрировали точно такое же поведение.
… Школьники расходились в подавленном состоянии,
многие не могли сдержать слёз.
Вот так-то…
Дело было в 1967 году, учителя звали Рон Джонс, он преподавал
историю в школе Эллвуда Кабберле в Калифорнии.
…В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента
в своей педагогической книге, где откровенно признался,
что он заранее спрогнозировал результат своего эксперимента –
и ни одной минуты в этом результате не сомневался.
Он, правда, очень надеялся, что все же будет хоть какое-то сопротивление, однако в конечном результате эксперимента –
что по четкой модели построит внутри взятого коллектива общественный строй – нет, ни капли в этом Джонс не сомневался.
Так почему ТЫ так легко подчиняешься чужой воле?
Все дело - в стадном инстинкте.
Да, ничего не попишешь:
этот инстинкт заложен в саму природу человека.
И этот природный инстинкт – никакой НЕ атавизм.
Этот природный инстинкт – тебе нужен. Жизненно необходим.
Ведь именно этот инстинкт обеспечивает тебе
чувства:
биологической защищенности,
физической безопасности и
социальной общности с себе подобными.
Убери у тебя этот инстинкт, заставь его перестать
действовать – и ты пропадешь, погибнешь.
И это понятно:
ведь человек – по определению социальный организм.
И в одиночку – вне социального контекста – ни одному человеку
не хочется жить. Просто нет смысла.
(И это так много раз доказано, что сомневаться в этом уже не приходится)
Однако вот что.
Как и у всего на свете, у социального инстинкта – 2 полюса:
плюс и минус.
Про положительный полюс все понятно: эта сторона инстинкта
поддерживает тебя в состоянии защищенности и безопасности.
А вот отрицательный полюс….
Да ты же знаешь:
эта сторона социального инстинкта проявляется
через потерю индивидуальности.
Причем это (почти всегда) - не случайная потеря,
а добровольный отказ от собственной уникальности.
Это не оговорка.
Отказ от собственной индивидуальности и неповторимости
ратифицируется всего одним добровольным действием -
принятием в свою систему убеждений вот этой установки:
Я хуже других. Это убеждение - не совсем самостоятельное.
Оно всегда ходит в паре с родственной установкой – вот с этой:
«Я то, что думают обо мне другие люди».
Этим двум родственным установкам подчиняется колоссальное количество людей.
В моей практике – это каждый второй.
…Если это убеждение владеет и тобой, то тебе стоит знать вот что:
ты идеализируешь общественное мнение.
Ты считаешь, что твое окружение знает тебя больше и лучше,
чем ты знаешь о себе. И хотя это, конечно, абсурд, но… ты так считаешь.
Разумеется, это результат воспитания – оттуда корни этого «я хуже других».
Однако детство позади, и у тебя уже есть возможность выйти из оценочных систем.
А значит уже можно, пришло время, увидеть истинную картину:
общественное мнение вообще никак не соотносится с тобой.
Если кто-то думает и говорит о тебе плохо, то это не твоя проблема,
а тех людей, кто злословит о тебе.
Смотри:
критика – это всегда фрагмент автобиографии.
Понимаешь? Критикуя тебя, злопыхатель на самом деле говорит о себе.
(Хотя, конечно, этого не осознает).
Я могу привести этому тысячи конкретных примеров – но не стану,
а то тебе придется читать текст объемом в несколько толстых томов.
Да и зачем приводить какие-то доказательства?
Ведь это и так очевидно: каждый человек уникален и неповторим.
Поэтому никого и ни с кем нельзя сравнивать – ведь личности
не поддаются сравнению.
…Но ты ведь и без меня это знаешь – правда же?
А теперь проверь себя:
это убеждение – «я хуже других» - тобой владеет?
Тебе свойственно постоянно оглядываться на то, что
думают (или только могут подумать) окружающие люди?
Если ты даешь утвердительный ответ, то пригвозди эту свою
установку к позорному столбу – поставь ней нем клеймо «вредное убеждение».
А затем сделай следующее:
признай, что это убеждение: «Я хуже других» - тобой неспроста владеет.
Ведь это не что-нибудь там, а ментальная программа,
переданная тебе по наследству от твоих предков.
Это часть твоей генетики – понимаешь?
Так что возьми и обнули эту (не самую лучшую)
наследственную программу – лиши ее силы.
Так ты обеспечишь себе…
нет, ты не только получишь наглядные доказательства
собственной неповторимости,
а ты испытаешь настоящий, восхитительный, драйв.
Его обеспечит вот что: осознание своей очень высокой ценности.