Искусство компромисса
25-08-2014 08:08
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Прошедшая гонка в Спа всецело оправдала ожидания: победу в стране, известной переменчивыми погодными условиями, одержал главный мастер сюрпризов – Даниэль Риккардо.
В последние 30 лет у бельгийского Гран-при есть негласная традиция: триумфатор дождевой (или преимущественно дождевой) квалификации еще ни разу не подтвердил здесь на следующий день свои притязания. Найджел Мэнселл (1992), Рубенс Баррикелло (1994), Герхард Бергер (1995), Хуан-Пабло Монтойя (2001), Ярно Трулли (2004) и Льюис Хэмилтон (2013) – все они по разным причинам не сумели конвертировать поул в победу. И в 2014-м году и без того протяженный список стал только длиннее – теперь там есть и фамилия Нико Росберга, который после блестяще выигранной квалификации в субботу в воскресенье слишком далеко зашел в попытке расквитаться со своим напарником по Mercedes.
Провалив старт, немец уже на финише первого круга британца нагнал и потом перед Les Combes оставался на внешнем радиусе до конца, надеясь, что Льюис, как это с ним частенько бывает, пропустит точку торможения. Однако разумно сохранивший оптимальную траекторию за собой чемпион мира-2008 грамотно вписал Mercedes в поворот, и тут проблемы начались уже у его напарника. В месте, где жесточайшее торможение перед Les Combes сменяется разгоном, в потоке аэродинамических волн нос F1 WO5 под шестым номером заметно повело – так, что через мгновение он воткнулся в левое заднее колесо машины Хэмилтона. Контакт был не очень большим и произошел на невысокой скорости, но для того, чтобы проколоть шину, хватило даже простого тычка – уж больно он оказался точным. Передний спойлер Mercedes Нико задел единственную незащищенную зону покрышки – ее плечевую часть. Во всех остальных случаях касание прошло бы для резины практически бесследно, из-за чего, кстати, при подобного рода контактах шины и страдают гораздо реже передних спойлеров – факт, практически исключающий злой умысел со стороны немца. В действительно это был в первую очередь чисто гоночный эпизод и только потом – вина Росберга, который остался слишком близко по отношению к Льюису и недооценил риск столкновения.
Хэмилтона, увидевшего в действиях визави проявление коварства и на эмоциях даже переиначившего его слова (не признав вину, Нико, разумеется, уж тем паче данной аварией не бравировал), впрочем, тоже можно понять. Чемпион мира-2008 понес в Спа двойное наказание: потеряв почти минуту в ходе мучительно долгого возвращения на пит-лейн, он потом страдал уже из-за поврежденного заднего спойлера и закончил гонку в боксах. В ожидании Монцы Льюис и его штаб решили поберечь мотор, справедливо рассудив, что гнаться за очками в Бельгии – дело пустое. Но не меньшим стрессом для британца стал и итоговый результат Росберга, который, повредив спойлер передний, куда более эффективно продолжил борьбу и доехал-таки до второго места. За счет этого в личном зачете Нико создал 29-очковый задел, пусть истинная ценность его бельгийских приобретений проявится и не сразу. Через день-другой немца ждет встреча с разъяренным начальством Mercedes, которое до сих пор уверено, что 12-й этап сезона их команда была обязана завершить дублем.
Пилоты Red Bull в Спа тоже испытали прямо противоположные чувства. В четвертый раз за последние шесть этапов уступив Себастьяну Феттелю в квалификации, Даниэль Риккардо опять взял в воскресенье убедительный реванш и опять сделал это за счет качеств, которые ранее были присущи именно его напарнику. На «Гран-при Бельгии» австралиец вновь превзошел немца в технике пилотажа и умении просчитывать все на ход вперед. В ситуации, когда в субботу гонщикам пришлось объединить настройки для дождевой квалификации и обещавшей пройти на сухом асфальте гонки, именно Риккардо нашел наилучший, наиболее компромиссный вариант. А найдя его, в воскресенье очень быстро прорвался вперед с пятого места – и не только вследствие столкновения представителей Mercedes между собой. У Феттеля, которого частично извиняет то обстоятельство, что из-за поломки двигателя в пятницу он так толком и не испытал RB10 на длинной серии кругов (в результате регулировки на гонку Себ выбирал фактически методом тыка), и Фернандо Алонсо Даниэль отыграл позиции лично. Ну а дальше теперь уже трехкратный победитель Гран-при принялся терпеливо ждать, когда еле-еле удерживавший на трассе свой раненый болид Росберг поедет на пит-лейн за свежей резиной. На 8-м круге такой момент настал, причем пилот Red Bull в придачу к лидерству получил еще и солидный бонус – на замену переднего спойлера у механиков Mercedes ушло семь секунд. Этот временной люфт позволил Риккардо задержаться на первом месте еще на пару кругов и без проблем вписаться в график двух остановок. Учитывая, как здорово австралиец работает с резиной, впоследствии ему оставалось только контролировать отрыв. Ровно это Даниэль успешно и сделал, благо что проблема с повышенным расходом топлива отпала еще на заре гонки: пройдя четыре круга в очень медленном темпе за спиной Нико, будущий триумфатор Спа потом уже мог вообще не переводить мотор в щадящий режим.
Феттель за показателями топливного датчика тоже вряд ли пристально следил, но совсем по другой причине: из-за неправильно выбранных регулировок четырехкратного чемпиона мира куда сильнее беспокоил износ шин, которые рекордно быстро выходили из строя. На каждом из отрезков Себастьян поддерживал темп напарника по команде лишь пару кругов, но потом стабильно терял по секунде. Стремясь спасти как можно больше очков, инженеры Red Bull спешно перевели немца на тактику трех пит-стопов, но выиграли от этого не очень много: будучи не в состоянии поддерживать стабильную скорость, победитель прошлогоднего «Гран-при Бельгии» добрался только до итогового пятого места.
Двумя строчками ниже своего многолетнего соперника в протоколе расположился Алонсо - у испанца в минувшие выходные также нашелся повод убедиться в переменчивости условий в Спа. Разница здесь заключалась лишь в одном: в отличие от Феттеля, Фернандо подвели не неверно подобранные температурный режим и давление в шинах, а чисто аэродинамические настройки. В дождевой квалификации Ferrari была ориентирована на максимальную прижимную силу и в плане общего времени на круге от этого стала только лучше, но непосредственно в гонке очень здорово пострадала от побочного эффекта такого решения – дефицита скорости на прямых. Очутившемуся на первых кругах не в свободном полете, а в очень плотной группе, которую возглавляли постоянно терявшие темп Росберг и Феттель, двукратному чемпиону мира вскоре и самому пришлось основательно замедлиться. Не имея возможности продвигаться вперед, Алонсо, чья Ferrari была быстра где угодно, но только не в традиционных точках для обгона, пропустил Риккардо и финишировавшего на подиуме Валттери Боттаса почти без борьбы.
При этом штаб Скудерии в довершение всех бед еще и не мог организовать для Фернандо ранний пит-стоп – такой, который успешно провел в отношении сумевшего частично реабилитировать себя и занять четвертое место Кими Райкконена. Отправившись в боксы, перед заменой резины испанец должен был отбыть пятисекундное наказание stop&go за то, что его механики перед стартом в срок не покинули трассу и в неурочное время продолжили работу. Не желая опускать Алонсо совсем уж вглубь пелотона, инженеры итальянской конюшни до последнего откладывали остановку, но не добились своего. После пит-стопа на 12-м круге двукратный чемпион мира все равно откатился далеко назад и в дальнейшем был вынужден искать нетрадиционные пути для обгонов. Агрессивного Серхио Переса он, к примеру, прошел в Rivage и в конце Гран-при там же попробовал атаковать Кевина Магнуссена. Но резина на Ferrari к тому моменту была уже порядком изношена, а задиристый датчанин, и раньше не без удовольствия блокировавший атаки Фернандо, теперь еще меньше собирался уступать и беспардонно выдавил визави с траектории. Свою позицию Магнуссен удержал, но только до завершения гонки. Сразу после финиша директорат Гран-при за опасный маневр прибавил к результату пилота McLaren 20 секунд, и Алонсо, автоматически поднявшийся с восьмого места на седьмое, получил хоть какое-то подобие сатисфакции.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote