Везение новичка
02-02-2013 17:30
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Анализируя причины, по которым Тони Фернандес сделал вторым пилотом своей команды голландца Гидо ван дер Гарде, а не россиянина Виталия Петрова, Владимир Шолк находит в поступке хозяина Caterham необычную логику.
Тут, правда, стоит сразу добавить, что именно к выбору времени оглашения судьбоносного решения это определение не относится. Там логика 48-летнего бизнесмена как раз была стандартной и типичной и определялась тем, что на излете января практичный Фернандес, похоже, получил предложение, от которого невозможно отказаться и о котором в последние месяцы он мечтал. Ну и потом, сдается мне, лукавый босс бывшей команды Петрова банально устал ждать. Ждать – а заодно и напряженно мониторить ситуацию в еще больше затянувшей с выбором пары призовых пилотов Force India. А на нее ушлый бизнесмен в данном случае, безусловно, ориентировался, ведь, сделай патрон индийской конюшни Виджей Малья свой выбор чуть раньше, стоимость места в Caterham неизбежно бы возросла. Однако испытывающий серьезные проблемы с финансами Малья по-прежнему медлит и, кажется, сейчас вообще собирается Force India продавать. В результате в определенный момент время стало работать уже против Фернандеса, который просто бы не успел организовать полноценный торг, разрешись ситуация в седьмой команде по итогам минувшего чемпионата, скажем, в начале марта.
Тот же факт, что подписание контракта с ван дер Гарде почти совпало по срокам с открытием предсезонных тестов, не более чем приятное совпадение, как бы ни намекали на необходимость блюсти именно спортивные интересы люди из окружения шефа Caterham. Уж кому-кому, а ему заикаться о спортивных интересах, на мой взгляд, просто грешно. В конце концов, это именно в коллективе предприимчивого Тони год назад приключилась удивительная история, в рамках которой готовить машину к чемпионату помогал один пилот (Ярно Трулли), а в дебютном Гран-при за ее руль сел совсем другой (Петров). Ни о какой планомерной работе в подобной ситуации, как вы догадываетесь, речь уже не идет. И, собственно, идти даже не может.
Что касается безмерно счастливого ван дер Гарде, то он успешно реализовал свой шанс новичка, причем, в отличие от казино и прочих сходных с ним по духу заведений, данный шанс отнюдь не был мифическим или иллюзорным. В казино ведь, что новичкам везет, лишь считается. В слабых же командах «Формулы-1» неофиты имеют над более опытными конкурентами вполне реальное преимущество, суть которого незамысловата и проста: непритязательным коллективам вроде Caterham необходимо периодически менять и освежать имидж. А сделать это за неимением громкого имени, серьезных ресурсов и финансовых вливаний можно только так: регулярно чередуя пилотов.
К примеру, сделав стратегическую ставку на Ван дер Гарде в обход Петрова, Фернандес получил моральное право сказать, что одновременно выбрал и принципиально иной курс, согласно которому предпочтение теперь отдается молодым и перспективным гонщикам. И тот факт, что 27-летний, почти 28-летний голландец не слишком на такового похож, здесь уже не имеет решающего значения. Гораздо важнее, что подобного гонщика ничем не напоминает Петров, за спиной у которого есть три сезона, проведенных в «Больших призах», как есть и давно сформировавшийся образ. И вот он – образ пилота волевого, трудолюбивого и очень упорного в решении своих, как правило, весьма скромных задач, но при этом пилота еще и далеко не самого быстрого, талантливого и мастеровитого – уже едва ли мог кого-либо заинтриговать или обнадежить.
Ван дер Гарде же начинает собственный путь в «Формуле-1» с чистого листа и свободным от груза отрицательных впечатлений. И именно этим он и привлекателен. И именно это же, кстати, подразумевал под словом «молодость» тим-менеджер Caterham Сириль Абитебуль, поскольку в плане возраста голландец младше россиянина разве что на год. А если точнее – и вовсе на несколько месяцев. В том и дело, что молодостью (и козырем) Гидо в сравнении с его визави является как раз отсутствие трех сезонов в «Формуле-1». Вдобавок, еще и помноженное на внушительную сумму денег, пусть о них на презентации в Амстердаме старались особо не говорить.
Для Виталия же лишние три сезона стали скорее отрицательным гандикапом. И это особенно заметно на фоне его борьбы за право быть частью «Формулы-1» – с каждым годом она, данная борьба, давалась уроженцу Выборга все сложнее. Сравнительно легко получив место в Renault зимой 2010-го и без больших затруднений отстояв его сезон спустя, ранней весной 2012-го Петров вскочил на подножку уходящего поезда уже еле-еле. А сейчас, как стало понятно чуть меньше дня назад, – вообще не вскочил. И все это при неуклонном (хоть и далеко не всем заметном) росте мастерства.
Однако акции Виталия в последние пару лет только падали, поскольку параллельно с его профессиональным прогрессом шел и другой процесс, причем шел гораздо быстрее. За три сезона российский пилот в «Больших призах» незаметно перестал быть экзотикой для европейской публики, у публики же отечественной исчез опьяняющий эффект новизны, вследствие чего оставаться в числе гонщиков «Ф-1» Петрову становилось все сложнее. Говоря проще, ему приходилось за это все больше платить, и в определенный момент подобная ноша оказалась для него попросту неподъемной.
Неподъемной она оказалась и для менеджера Виталия Оксаны Косаченко, которая три года подряд чрезвычайно добросовестно и профессионально выполняла свою работу – и, не сомневаюсь, ровно точно так же выполнила ее и теперь. Кто бы и что бы сейчас про эту работу в порыве эмоций и чувств ни говорил. В действительности же итоговое поражение Петрова объясняется куда проще: очень трудно постоянно побеждать в проходящей по замысловатым правилам игре, в которой везение новичка зачастую автоматически означает невезение старожила.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote