Собрал из статьи отдельные куски:
"Ученые до сих пор спорят о том, почему мы делимся на мужчин и женщин. Известно, что бесполы лишь простейшие одноклеточные, более же сложные организмы на определенном этапе эволюции обрели пол, после чего и началась увлекательная история единства и борьбы противоположностей
Спаривание раздельнополых существ, т.е. соединение любого множества элементов по два, дает максимальное число комбинаций, но его расширение — всего лишь одна из задач, обусловивших деление сложных живых форм на полы, так же как и выживание — не единственная цель изменений, претерпеваемых организмами.
Существа, имеющие хромосомы разных типов (т.е. и мужские, и женские), более устойчивы и адаптивны, а генетические комбинации, возникшие в результате воспроизводства половым путем, гораздо более многообразны, чем при бесполом размножении и, следовательно, в экстремальных ситуациях у первой популяции гораздо больше шансов сохраниться как виду, чем у второй. Причем воспроизводство внутри узкой группы животных или людей, связанных родственными узами, как правило, приводит к вырождению. Поэтому почти во всех человеческих сообществах — как высокоразвитых, так и примитивных — кровосмешение так или иначе табуируется.
Как известно еще из школьного курса зоологии, движущей силой естественного отбора служит борьба за выживание, составной частью которой стали размножение и конкуренция. Между мужскими особями существует силовое противостояние, в ходе которого более выносливый самец побеждает в битве за самку, обеспечивая себе продолжение рода и воспроизводство здорового поколения. Однако конкуренция между самцами (например, «дуэли» у оленей или ток у тетеревов), хотя и приводит к спариванию наиболее перспективных представителей вида, важна не только сама по себе, но и как способ привлечь внимание самки.
Чарльз Дарвин первым предположил, что наряду с естественным существует специфический вариант отбора, названный половым, который становится залогом максимального разнообразия внутри популяции, способствующего не только ее сохранению, выживанию, но и совершенствованию, приводящему в итоге к появлению новых видов. Половой отбор не только не идентичен естественному, но порой идет вразрез с логикой последнего, позволяя размножаться и выживать особям, обладающим не столько адаптивными, сколько, казалось бы, декоративными признаками. Например, пышный длинный хвост мешает павлину летать и спасаться от хищников, однако он позволяет владельцу, горделиво раскрывшему свой роскошный яркий «веер», быстрее и эффективнее привлекать к себе внимание восхищенных самок. Такое явление наблюдается не только у многих птиц и животных, но и у людей.
Считается, что в человеческом обществе именно мужчина выбирает себе спутницу, а за женщиной в лучшем случае сохраняется лишь возможность согласиться или отказаться от такой чести. На самом деле право выбора всегда остается за женщиной, которой надо суметь понравиться.
Как показывают эволюционные логические построения, многое в поведении представителей сильного пола (демонстрация силы, агрессии, ловкости, галантности, остроумия, уверенности в себе, эрудиции), определяется подсознательным желанием обратить на себя внимание партнерши, распушить хвост подобно павлину.
В определенных ситуациях важным инструментом привлечения интереса женщины становится шутка. Существует своеобразная точка зрения, согласно которой чувство юмора имеет сексуальную основу и служит одним из проявлений «цивилизованных» отношений, возникших вследствие полового отбора. Как известно, обычно именно мужчины рассказывают анекдоты, а барышни их с удовольствием слушают (не случайно народная мудрость гласит, что женщины любят ушами), причем многим нравятся даже грубые и непристойные байки. Но некоторые социальные группы не приемлют иронического отношения к жизни, и тем более к себе. К ним относятся, например, священнослужители, которые, во-первых, не могут и не хотят быть объектом вожделения, а во-вторых, их мнения и действия должны восприниматься паствой как абсолютная истина, не подлежащая осмеянию. Военные, представители спецслужб и властных кругов тоже, как правило, негативно относятся к подтруниванию над собой, воспринимая его как подрыв своего авторитета.
Надо сказать, что для поиска временного и постоянного партнера существуют две разные стратегии, т.к. критерии отбора различны. Если в первом случае важную роль играет «первичная», чисто внешняя привлекательность объекта влечения, то во втором главенствуют совершенно иные параметры. При выборе спутника жизни люди руководствуются достаточно устойчивыми и универсальными для всех обществ критериями отбора, причем каждый пол имеет собственные и весьма различные подходы к выбору партнера. Для мужчины в потенциальной супруге важны молодость, приятная внешность, способность к деторождению, достойное поведение и готовность заботиться о доме и семье. Кажущаяся несправедливость того, что предпочтение всегда отдается красавицам, имеет свою подоплеку – красота подсознательно ассоциируется с юным возрастом, который, в свою очередь, подразумевает возможность эффективного продолжения рода. Кроме того, в жены обычно стремятся взять девушку из «хорошей семьи», т.е. непьющую, работящую, но главное — обладающую высокой моралью и не способную изменить. Дело в том, что женщина всегда уверена, что она мать своих детей, в то время как мужчина порой сомневается в своем отцовстве. Примечательно, что даже в традиционных обществах до 30% детей рождаются не от законного супруга, о чем последний может и не подозревать. Для популяции в целом такое разнообразие полезно, однако для мужчины забота о чужих чадах — пустой вклад, не говоря о психологическом аспекте вопроса. Поэтому он стремится обезопасить себя от неприятных неожиданностей, в том числе с помощью общественного мнения. Женщину, заводящую романы на стороне, окружающие в целом склонны порицать. Однако мужская измена если и не одобряется напрямую, то прощается и даже, по мнению сильной половины, свидетельствует о высоком статусе, успехе, процветании. Такое поведение как минимум оправдывается, а порой вызывает восхищение и зависть. Не случайно слово «бабник» не воспринимается как бранное, в отличие от оскорбительных эпитетов, которыми моралисты награждают любвеобильных дам.
У женщины другие критерии выбора супруга: во главу угла она ставит социальный статус, работоспособность и интеллект, а молодость, внешние данные и даже добропорядочность оказываются на втором плане.
Одной из определяющих внешних характеристик человека, играющих важную роль в возникновении взаимной симпатии между мужчиной и женщиной, считаются запахи. В последние годы развивается целая область исследований, которая изучает альфакторные (обонятельные) способности человека, которые прежде всего связаны с феромонами. Ранее считалось, что выделение пахучих веществ, несущих определенный сексуальный сигнал, свойственно только животным в момент поиска партнера. Однако оказалось, что в данном отношении человек ничем не отличается от зверя. Содержащиеся в источаемом запахе мужские или женские половые гормоны воздействуют на уровне подсознания, поэтому люди не отдают себе отчета, почему так притягивает именно данный человек. Таким образом, мы в значительной степени «идем на поводу» у своего обоняния. Тем более что, как выяснили исследователи, заинтересовавшиеся воздействием ароматов, запах пота может сказать очень многое о человеке и его физиологических особенностях.
Во-первых, он коррелирует с пропорциями тела и лица, которые демонстрируют, что данная особь перспективна с генетической точки зрения и способна дать сильное потомство (или наоборот). Поэтому люди с правильными, симметричными чертами лица кажутся нам более привлекательными. В моде может быть бледная или смуглая кожа, субтильная или спортивная фигура и т.д., однако требования гармонии остаются неизменным. Например, соотношение талии и бедер женщины должно составлять примерно 0,7, потому что именно такое строение наилучшим образом обеспечивает рождение здорового ребенка. Причем эти представления запрограммированы на подсознательном уровне и зафиксированы в определенных структурах мозга.
Во-вторых, запах пота отражает так называемый комплекс гистосовместимости — важную индивидуальную особенность, сформировавшуюся в процессе эволюции, которая характеризует иммунные показатели, в том числе сопротивляемость инфекционным и паразитарным заболеваниям. Согласно результатам исследований, потенциальные половые партнеры понравятся друг другу и смогут образовать устойчивую пару, если их комплексы гистосовместимости не идентичны друг другу. В таком случае у детей, унаследовавших разнообразные гены, повышается резистентность к тем заболеваниям, к которым были устойчивы оба их родителя, т.е. новое поколение наследует двойной комплект иммунитета.
Основополагающее разделение труда произошло еще в древних примитивных сообществах: мужчины занялись охотой, а женщины — сбором полезных растений и детьми. Такое распределение функций, характерное и для животного мира, было предопределено ролью каждого пола в социуме. Выслеживание добычи всегда сопряжено с риском, однако потеря мужчины хоть и плачевна сама по себе, но не нанесет невосполнимого ущерба племени в целом. Смерть же женщины угрожает существованию ее детей – как рожденных, так и тех, что могли бы появиться на свет. Т.е., если проводить аналогию с животным миром, гибель самки угрожает самому существованию популяции. Современные женщины в борьбе за равноправие полов отвоевали право «идти на охоту», однако как раньше за мамонтом, так и сегодня на войну по-прежнему в основном идет сильный пол.
Генетически заложенные в нас инстинкты и особенности не исчезли с прогрессом, они по-прежнему отсылают нас к древним предкам, видоизменяясь в зависимости от обстоятельств. Например, такая врожденная психологическая характеристика, как склонность к риску, у мужчин развита значительно больше, чем у женщин. Дремлющие пещерные наклонности охотников выплескиваются в увлечении экстремальными видами спорта, азартными играми, рыбалкой и собственно охотой. Женщинам гораздо в меньшей степени свойственны подобные пристрастия. Мужчины также больше склонны к противоправным действиям, к нарушению дисциплины, превышению скорости на дорогах. Женщины более дисциплинированы, не стремятся нарушать существующие правила и конкурировать с другими. Но они зачастую нерешительны, хуже ориентируются в пространстве и в экстремальной ситуации вместо того чтобы решительно действовать, теряются и паникуют. Однако как только речь заходит о детях, женщина проявляет чудеса самоотверженности и будет до последнего защищать своих отпрысков даже там, где отступится мужчина. Таково наследие наших пращуров.
Вероятно, в человеческом обществе не стоит сводить взаимоотношения мужчины и женщины исключительно к инстинктивному поиску партнера. Нельзя сбрасывать со счетов веками складывавшиеся этические категории, такие как достоинство, ответственность, доблесть, честь, определяющие нормы отношений между полами и внутри них. Поведенческие нормы тоже являются своеобразным проявлением диморфизма, определяются характером производственных отношений, типом культуры и меняются с течением времени. Так, если сравнить кодекс чести самурая, средневекового рыцаря и современного сотрудника офиса, станут очевидными их принципиальные различия (см.: Акунин Б. Честь и достоинство // ВМН, № 11, 2004). Представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» диктуются историческими условиями, традициями, религиозными верованиями, средой, укладом жизни и конкретными обстоятельствами. Кроме того, в разные эпохи и в различных условиях формируются совершенно своеобычные психологические установки, во многом зависящие от меняющихся норм и ценностей. Впрочем, в каких-то глубинных проявлениях нравы не меняются. Скажем, во все времена влюбленные мужчины стремились делать подарки любимым. Однако даже здесь человек не оригинален. Известно, что некоторые птицы одаривают свою подругу рыбкой, а другие строят для нее нарядный дом из разноцветного мусора. Ничто не ново под луной, даже самые красивые порывы…
Современное постиндустриальное общество выдвигает новые социально обусловленные установки, которые требуют от людей, желающих преуспеть, определенных личностных характеристик, скорее соответствуют мужскому, нежели женскому стереотипу поведения. И современные дамы, чтобы стать успешными и востребованными, «примеряют мужские костюмы», что влечет за собой не только глубинные изменения характера и системы взаимоотношений в обществе, но и метаморфозы на физиологическом уровне. Так, современная эндокринология зачастую сталкивается с таким явлением, как избыток мужских гормонов в женском организме.
В развитых странах молодежь все больше времени и внимания уделяет образованию, которое становится важным, если не решающим фактором как при выборе спутника жизни, так и в вопросах деторождения, отодвигая его на более поздний срок или избегая вовсе. Нынешние условия формируют новый тип взаимоотношения между полами и, как следствие, новый тип общества. Для нашего социума характерен распад института семьи и традиционных ценностей, множественные непродолжительные связи, нежелание брать на себя ответственность за близких, падение рождаемости, распространение неполных семей и т.д. Вероятно, наступает новая эра во взаимоотношениях полов, которая может кардинально изменить не только привычную систему ценностей и приоритетов, но и физиологические характеристики мужчин и женщин.
Однако, несмотря на принцип unisex, пол, собственная принадлежность к мужскому или женскому сообществу, самоидентификация по половому признаку остаются важнейшим элементом социализации человека. Недаром аморфное, лишенное какой бы то ни было привлекательности и характера существо и мужчины, и женщины презрительно назовут бесполым несмотря на его реальную половую принадлежность.
Тина Катаева"
http://www.sciam.ru/2007/4/etnology.shtml
[600x454]