• Авторизация


Готиковедение 12-03-2008 08:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Почему появляются стереотипы?
Наверное, потому что мало кто проверяет полученную информацию.

Для начала, я хотел бы определить основные стереотипы о готической субкультуре и по пунктам их разобрать.

1. Что такое субкультура
2. Готическое мировоззрение / философия
3. Готическая субкультура существует несколько веков / эстетический канон средневековья
4. Мрачная эстетика / Культура тёмной романтики

Своё повествование о готической субкультуре я начинаю с разбора самых распространённых стереотипов. Сейчас в России с трудом можно найти человека который даже не слышал о готах, а если что-то где-то слышал — то определённо стереотипную клевету. Но начну издалека — от самого определения субкультуры.
Стереотип № 1: Субкультура
Для начала, определим, что вообще такое «субкультура».

Субкультура — система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. ©

Субкультура — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и С., находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная С., различные профессиональные С. и др.). ©
Говоря самым простым языком, субкультура это клуб по интересам со своими законами, со своей историей и со своим взглядом на какие-то аспекты главенствующей культуры. Есть достаточно много субкультур и большинство людей не вникает в них, и всячески открещивается, но в то же время не подозревает что находясь в социуме каждый человек будет принадлежать к какой-то субкультуре, потому что люди общаются и занимаются какими-то делами, вокруг которых сквозит дымка неназванной субкультуры.

Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. Правдоподобное предположение состоит в том, что самоидентификация и символика проявляются лишь вместе с необходимостью быстро и эффективно отличить своих от чужих. (Слюсаревский Н.Н. «СУБКУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ»)
Поэтому когда кто-то говорит «я ненавижу субкультуры», это звучит забавно. И разумеется, субкультуры никого не ограничивают, как это тоже принято считать, потому что интерес человека первичен и именно он приводит его в определённую субкультуру — согласно его жизненным принципам, идеям или его работе на определённом этапе жизни. Не человек для субкультуры, а субкультура для человека.

Субкультур бесконечное количество — курители трубки, коллекционеры винила, анимешники, реконструкторы, айтишники…

Всё что может быть в субкультуре, как говорят нам словари и общественные науки — это общие ценности и отдельные взгляды на какие-то вещи.

Во второй половине ХХ-го века, в европейской культуре началась эпоха постмодернизма. Вместе с ней начали появляться молодёжные субкультуры.

Если ранее культура не делилась на так ярко выражено на „взрослую“ и „молодежную“ (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. п.), то теперь у „отцов“ и „детей“ появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. ©
С чем связаны эти явления — когда молодые объединяются в какие-то новые группы по своим, новым для родителей интересам? Быть может, прогресс и общественные процессы настолько ускорились что родители готовили детей к одной жизни, а выходили они — в другую? Молодёжь не могла найти своё место в постоянно, стремительно развивающемся мире, мир выбивал у них почву из под ног.

Только на своей первоначальной стадии, молодёжная субкультура может быть скандальной, после идёт постепенная трансформация из-за смены её адептов или смерть — если смены нет. У готической субкультуры смена была, и не одна, именно поэтому, на данный момент современная готика является конгломератом идей, символов, эпох, стилей — всё урывками и всё как будто заархивированно — истиная постмодернистская субкультура.

Трансформировавшись из самонадеянного позитив-панка, провозглашающего раскрепощение и надежду на завтрашний день, перейдя в более осмысленное состояние молодёжной музыкальной индустрии, где разрозненность и эклектичность повысилась во множество раз, готика разрослась до общемировой «тёмной сцены», придя в Россию, где начали появляться поклонники, адепты, ненавистники и идейные лидеры.

Стереотип № 2: Готичное мировоззрение

Характеризуется пристрастием к „темному“ восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). («GOTHIC SUBCULTURE ILLUSTRATED FAQ by Coroner & Claire (Version 0.98 dated 28/II/2000)»).
Многострадальный FAQ с эпохального сайта Gothic.Ru сыграл значительную роль в становлении готической субкультуры в России, т.к. на тот момент сайт являлся единственным в своём роде проектом, вокруг которого крутилось всё тогдашнее готическое сообщество, и цитировался он феноменальное количество раз.

На самом же деле, всё что написано в этом пункте — это ложь. Ложь, просто потому что у субкультуры никак не может быть мировоззрения — это не религия, не социальная группа (социальная группа это, например, нищие, средний класс, золотая молодёжь), а просто клуб по интересам. И у клуба по интересам не может быть единого мировоззрения.

Любая культура строит определенную картину мира. Субкультура не претендует на исчерпывающее объяснение мира, она лишь реинтерпретирует часть значений. ©
Само понятие «мировоззрение» по Фрейду определяется как нечто значительное, потому что «готические ценности» звучит совершенно иначе. И это более правильно согласно социологии — потому что у субкультуры может быть система ценностей, но взгляд на мир она никак не определяет.

Народ естественно верит в байку с «мировоззрением» — воспринимается всё это на полном серьёзе и в итоге, «взгляд на мир» обрастает «готическим настроением», «готической философией» и «готикой, которая зародилась в XIX веке», или не дай бог — в средневековье. Я считаю что такие «додумки» имеют место быть потому что изначально на основных сайтах дали слишком большое пространство для дальнейшего развития — «мировоззрение». Если бы авторы написали «у готов есть только система ценностей и взгляд на какие-то вещи», никаких философствываний не было бы.

Анализируя интернет, было выяснено что такое понятие как «готическое мировоззрение» существует по большей части только в рунете. По запросу «Gothic worldview» — только мировоззрение племени готов.

Полное описание идеологии готической субкультуры довольно трудно сделать (англичане тоже не могут его найти — странно — прим. o.w.) по некоторым причинам. Первое это огромная важность настроения и эстетики, для её адептов. Они навеяны романтизмом и неоромантизмом. Очарование тёмного, загадочного и болезненного имиджа и настроения является традиционным для готического романа. На протяжении всего XIX-го столетия, ужасы и темы сверхъестественного были широко распространены среди писателей и были очень популярными в литературе. Процесс продолжился уже в кинематографе, в ужастиках. Это культурное наследие влияет на настроение и эстетику субкультуры. Другой немаловажный элемент готики это намеренная манерность и само-драматизация, которая представлена как в готической литературе, так и во всей готической субкультуре. ©
Здесь довольно туманно выражаются определённые аспекты субкультуры в целом — как всеобщий тёмный оттенок, так и некую абстрактную манерность — но ни слова нет про то, «как видит мир гот». Странно, но он его так видит только в пафосных интернет-эссе, в жизни ничего подобного нет.

Сами готы, а также благожелательно настроенные к ним СМИ, обычно публиковали материалы из описания западной и московской субкультуры готов, которое имеет весьма отдаленное отношение к готам в Санкт-Петербурге. (ГОТЫ: Анализ субкультуры и движения в Санкт-Петербурге. Август 2005 года)
Выжимка из этого проста — первоначально, на заре становления субкультуры в России, создателями главных порталов были опрометчиво высказаны некоторые идеи о том, «как должен видеть мир» или «как по факту видит мир» гот. Впоследствии эти статьи читала молодёжь и подгоняла выдуманный образ под себя, искусственно натягивала и начинала в него верить. Вместе с этим, подростки начинали всё больше углубляться в мифы и подтягивать за уши определённые моменты своей биографии — ведь важно чтоб ты считался готом давно, а не как на самом деле — полгода назад про всё это узнал. «Тёмный взгляд на мир» даёт для этого огромную почву и любой человек может найти в своей жизни определённые стереотипно-готические моменты или свершения, которые могут усилить самоопределение и веру в мифы. К этому можно добавить тяжёлый подростковый возраст, так как субкультура молодёжная. Начиная с 13 лет и заканчивая 19 годами, подросток, как правило испытывает дискомфорт — он не уверен в себе, ему не нравится его внешность которая только формируется, ему не нравится его жизнь — подоспевает первая любовь. Вполне допустимо что большинство депрессивных подростков подходят под мифологические «каноны» готического мировоззрения. Быть может — это и было целью авторов? Быть может это и остаётся целью авторов? Ведь что самое интересное — я не первый и не последний критикую информацию с главных готик-порталов, эти лживые статьи висят там уже много лет и их даже не думают редактировать.

Есть предположение что так нужно. Нужно чтоб тысячи детей пуберантного возраста видели в описанном что-то «своё» и платили деньги тем кто данную псевдотеорию выдвинул — покупали диски, ходили на вечеринки. Дело прибыльное.

Однако, лёд тронулся — высказанные идеи пошли в народ. Они ожили, в них стали верить и на полном серьёзе примерять на себя. Одна из классических тем любого готик-форума — «Настоящим готом можно только родиться?».

Огромное значение играет отечественная пресса, печатая статьи разной степени бредовости. В популярных российских журналах не было ни одной адекватной статьи о субкультуре.

«Есть три фактора, указывающие на принадлежность человека к готической субкультуре: одежда, музыка и мировоззрение. <...>Мировоззрение гота — вот что значит действительно все. Кратко это мировоззрение можно описать как романтично-депрессивное. Отсюда, кстати, и вкусы готов в литературе: они предпочитают грустные и даже тяжелые книги.»
© 16.05.2002 Настя ВИРГАНСКАЯ и Женя КУЙДА

«Кстати, образ мышления и понимание мироустройства людей современности, называющих себя готами, очень похожи на мировоззрение древнего племени готов, которое обитало на Севере. Люди этого племени были не хозяевами природы, а только детьми. Жизнь их состояла из проблем, с которыми им приходилось бороться каждый день. Поэтому их мифологические сюжеты полны мрачных картин, а конец зачастую трагичен…»
© 16.09.2004 Инна Котлярова

«Готика — не музыка и не стиль одежды. Готика — это прежде всего мировоззрение. Это тонкое восприятие жизни, обостренное чувство красоты и уродства, болезненная чувствительность к дисгармонии и неприятие обыденности и стандартности. Готическое мировоззрение — это особый взгляд на жизнь и на смерть, но это не любовь к смерти.»
© Mist.

«Готика становится молодежной клубной субкультурой, — рассказывает Стас. — Это просто тусовки в клубах, своя музыка и внешний вид. На самом деле все далеко не так просто. Чтобы стать готом, необходимо отвечать хотя бы двум из четырех признаков, характерным для этого движения. Первые три — довольно четкие: внешний вид, посещение мест сбора готов (party) и готическая музыка (например, „Lacrimosa“ — одна из самых известных команд вне готической тусовки — прим. авт.). Четвертый признак — готическое мировоззрение.»
© Юлия Тарапата «Готы ищут единомышленников» (Винница Жизнь звезд) 16.02.2005
Разумеется, очень часто в FAQ-ах по субкультуре написана правда, но правда мелькает редкими пятнышками посреди океана идиотии.

Могу с уверенностью сказать что самая бредовая статья из всех это «Gothic FAQ. Информация о готике [стиль жизни, музыка, арт] by Vitaliy ’stranger’ Fedun, © 1996». Здесь почти нет живого места.

В последние годы совершается переворот в среде готов — видимо этот пункт развенчания стереотипов вскоре совсем не будет нужен. Если в 2004 году упор делался на замкнутого пафосного эстета, который не посещает клубы, не любит тусоваться, но творит «мрачное творчество» и ходит на кладбище созерцать, то сейчас произошло возрождение «старой школы», правда естественно не в первозданном виде — времена другие, однако принципы большинства сместились — в систему ценностей теперь входят тусовки — посещение концертов, вечеринок и прочего развлекалова. Большое внимание (по крайней мере, на словах) стали уделять имиджу — «новые олдскулеры» сказали «нет» «готике в душе» и возродили в системе ценностей повышенный интерес к шмоткам.

На данный момент развития ещё недостаточно, но уже во многих местах новые и старые идеи (какие из них новые, а какие старые, интересно?) вступили в конфронтацию. Произошёл парадокс — когда некий среднестатистический мальчик считал что главное быть «готом в душе» и «видеть мир по-особому», «и даже совсем не обязательно выглядеть как гот» и «наплевать на то, какую музыку слушаешь» — а тут ему начинают заявлять ровно противоположное. Происходит, вероятно, конфуз.

Я уверен, что такие тенденции позитивные, однако общий интеллектуальный уровень адептов они не повышают.

Стереотип № 3: Эстетичное средневековье
По сути, большинство самых крупных стереотипов базируются на одном — «мировоззренческом». Я, безусловно, не собираюсь тратить время на откровенный бред, типа «готы спят на кладбище» и тому подобные сказки для старушек на лавочке. Пусть подобные стереотипы разбирают популярные журналы.

Обратимся к истории. Многим известно, что образование у нас в стране не очень хорошее и поэтому люди легко ведутся на некачественную или ложную информацию. Проблемы образования это отдельный разговор, но например — историю средневековой Европы у нас изучают довольно слабо. Даже быт России XVIII века не имеет должного рассмотрения в школьной программе.

Многие, даже взрослые люди имеют этот стереотип про средневековье, про то что в те времена люди хорошо жили и кушали экологически чистую пищу. Однажды я наткнулся на пост одной девушки:

Европейская готика берёт своё начало из католичества и готического периода в средневековье! Именно тогда был заложен эстетический канон готики, далее он деформировался в английском готическом романе!!
Эстетический канон во времена средневековья. Так ли это?

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.»

«В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го(!) века (Manuel de civilite. 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, „ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре“.»

«Жители домов выплескивали все содержимое ведер и лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои образовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое множество, дополняли картину». (Книга для чтения по истории Средних веков. Ч. 2./ Под ред. С. Д. Сказкина. — М., 1951. — С. 12 — 13.)

«Французский король Филипп II Август, привыкший к запаху своей столицы, в 1185 году упал в обморок, когда стоял у дворца, и проезжающие мимо него телеги взрывали уличные нечистоты…». (Лев Гумилев)

«Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда — улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков.» (Ф. Бродель. Структуры повседневности. Т.1. — М., 1986. — С. 317 — 332.)

«Антисанитария, болезни и голод — вот лицо средневековой Европы. Даже знать в Европе не всегда могла есть досыта, из десяти детей выживало хорошо если двое-трое, а при первых родах умирала треть женщин… Освещение — в лучшем случае восковые свечи, а обычно — масляные светильники или лучина. Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями…»

«Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья наши предки относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. У большинства вообще была только одна рубашка, что и немудрено — одежда стоила чрезвычайно дорого. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.
Как Европа докатилась до такой жизни?

Фактически, начало нормальной жизни с позиции современного человека имело место быть только во второй половине XIX века (и то, только у богатых людей), до этого времени никакого эстетического канона не существовало в принципе.

Кто приукрашивал образ средневековья?

Конечно, писатели романтисты.

Более того, молодёжные субкультуры начали появляться только во второй половине ХХ века, поэтому высказывания о том что готика «гораздо старше» — в принципе несостоятельны.
Стереотип № 4: Культура Тёмной Романтики
Не далее чем несколько месяцев назад, под напором борцов с мировоззрением, образовалось и выросло такое именование как «тёмная романтика». Суть смены понятий проста — когда господ с «готикой в душе» попросили подвинуться и не называть «особое душевное состояние» готикой — они подвинулись и стали называться другим названием. Появились призывы — «не путайте готику с тёмной романтикой», дескать готика это как завещали олдскульщики — тусовки и ирокезы, а тёмная романтика это тьма средневековья и высокопафосные господы.

Я совершенно не против чтоб такая субкультура депрессивных подростков с претензиями существовала — но проблема том что её нет.

Чтоб появилась субкультура нужна определённая чёткая идея и система ценностей и люди которые будут такие идеи и ценности разделять. А культурные «тёмные романтики» — чаще всего путаются в показаниях, пишут много и не по делу и не могут ничего выразить.

У них даже нет дресс-кода, принадлежность к «тёмноромантизму» определяется исключительно каким-то чувственным состоянием и «тягой к прекрасному».

Всё что выражают эти люди, выдавая за постулаты субкультуры — обобщения, которые можно в той или иной степени примерить на любого человека. Или же, откровенный бред.

В любом случае мой тезис таков — субкультуры «тёмная романтика» не существует.

Существует лишь небольшое количество подростков которые играют в субкультуру и верят что они особенные. Можно им этим заниматься? — Конечно.

Эффект 25-го кадра это тоже фальсификация, однако до сих пор остаются люди которые в него верят.

Всё что пытаются нацепить на себя современные подростки это осколки литературных течений различных времён. Как «тёмная романтика», так и «декадентство».

Я безуспешно спорил одно время на форуме на тему субкультуры «темноромантизма». Никто мне не привёл никаких доказательств её существования. Разве что действенное доказательство — «я сам представитель данной субкультуры и мой друг тоже».

Разумеется, человек может считать себя кем угодно — и если даже сотня людей соберётся и будет утверждать что они — выжившие представители культуры «майя», таковыми они не станут.

Для образования субкультуры, как я уже сказал, нужны ценности и идеи — субкультура должна образовываться вокруг какого-то конкретного интереса.

Интерес так называемых «тёмных романтиков» — тяга к прекрасному. Неужели существует такой человек который тянется к ужасному? Вестимо, нет.


читать далее http://gothicology.by.ru/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
-_Дея_- 12-03-2008-15:41 удалить
Замечательная статья!!! Она и мне поможет... свою написать...
Благодарю.. *поклон*....
Svinhen 12-03-2008-15:56 удалить
Фуууух... Дочитала... Но было интересно)
Will_Rock 12-03-2008-16:04 удалить
Deay, нез!!! :))) а чё за статья???
-_Дея_- 12-03-2008-16:09 удалить
Will_Rock, нууу.. моя статья о готике...
Will_Rock 12-03-2008-16:13 удалить
RAMMSTEINforever, мне тож интересно... поэтому и опубликовал :)))
Will_Rock 12-03-2008-16:20 удалить
Deay, Ну я поянл, что о готике.. и что твоя статья :)) А для чего она??ты просто так пишешь, или зачем-то нужно??
-_Дея_- 12-03-2008-16:22 удалить
Will_Rock, и то и другое.... пока для себя, но она может увидеть свет... при условии, что будет хорошая...
Rina_Inferno 12-03-2008-18:42 удалить
хм... Судя по этой статье можно упразднить половину всех существующих субкультур... Но в принципе она верна...
Will_Rock 12-03-2008-22:07 удалить
Rina666, не знаю верна она или нет..пусть это каждый решает для себя..просто она меня очень увлекла...!!! :)


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Готиковедение | Will_Rock - Nobody loves no-one ... | Лента друзей Will_Rock / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»