Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеАлександр Родченко - Жизнь и фототворчество
[490x600]
Пионер-трубач 1930
Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу.
Автопортрет
В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов.
[600x399]
Летний день 1929
Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы.
[369x600]
Шуховская башня.1929
Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра.
[445x600]
Портрет матери 1924
С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.
[371x600]
Владимир Маяковский 1924
Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино».
[600x515]
Дом Моссельпрома 1932
Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.
[398x600]
Актриса Юлия Солнцева 1930
[424x600]
Варвара Степанова 1924
[600x410]
Архитектор Мельников на балконе своего дома 1929
[447x600]
Архитектор, живописец, декоратор Александр Веснин 1924
[600x406]
За червями Мальчики в лодке. Карелия 1933
[600x388]
Аппарат для проекции звездного неба 1929
[431x600]
Прыжок в воду 1932
[600x457]
Поэт Николай Асеев 1927
[600x411]
Маневры Красной Армии 1924
[443x600]
Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ
[419x600]
Сухарева башня 1928
[439x600]
Пионерка 1930
[386x600]
Метательница диска 1937
[375x600]
Памятник Пушкину 1930
[443x600]
Николай Асеев в мастерской Родченко 1924
[372x600]
Владимир Маяковский 1924
[404x600]
Владимир Маяковский 1924
[426x600]
Актриса Юлия Солнцева 1930
[600x410]
Железнодорожный мост 1926
[389x600]
Владимир Маяковский 1924
[407x600]
Владимир Маяковский . 1924
[600x411]
Футбол 1937
[600x419]
Газетный киоск 1929
[435x600]
Бокал из серии Стекло и свет 1928
[600x393]
Рабочий 1929 = завод АМО
[600x485]
Планетарий 1932
[600x474]
Радиослушатель. Репортаж. 1929
[385x600]
Прыжок в воду 1932
[600x440]
Рено Маяковского 1929
[380x600]
Санитарка 1930
[600x414]
Самолет Максим Горький над Красной площадью 1935
[417x600]
Режиссер Александр Довженко 1930
[600x410]
Сбор на демонстрацию 1928
[393x600]
Сбор на демонстрацию 1928
[442x600]
Очерк о газете. Тетя Поля-курьерша (В.Степанова) 1928
[444x600]
Стереотипы. Из серии Очерк о газете 1928
[434x600]
Пешеходы 1928
[418x600]
Кинорежиссер Лев Кулешов 1927
[306x600]
Балконы. Из серии Дом на Мясницкой 1925
[467x600]
Дорогу женщине 1934
[600x407]
Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929
[438x600]
Сергей Третьяков 1928
[431x600]
Купание в тазу 1937
[600x398]
Краснофлотцы на военном параде 1937
[392x600]
Лесопильный завод Вахтан 1930
[378x600]
Мороженщик на пляже 1926
[600x467]
Иллюминация 7 ноября 1925
[398x600]
Писательница Эльза Триоле - сестра Лили Брик, жена французского писателя Луи Арагона 1924
[423x600]
Планетарий. Архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский 1932
[416x600]
Маневры Красной Армии 1924
[419x600]
Маневры Красной Армии 1924
[495x600]
Женщина с коляской 1928
[447x600]
Варвара Степанова. Двойная экспозиция 1924
[600x384]
Москва-река 1926
[600x425]
Мачты линии электропередач 1926
[442x600]
Пионер 1930
[600x400]
Колбы на конвейере 1929 Электрозавод
[600x490]
Коммунальный дом на Новинском бульваре. Архитектор Моисей Гинзбург 1929
[432x600]
Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция 1924
[457x600]
Сосны. Пушкино 1927
[467x600]
Кинорежиссер Эсфирь Шуб 1924
[600x395]
Поэт Семен Кирсанов 1930
* * *
Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.
Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах - росы подвески,
вечно свежая трава.
Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня - чистота...
Но опомнись - рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.
[600x435]
Белый лебедь 1940