• Авторизация


Александр Родченко - Жизнь и фототворчество 29-08-2011 13:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщение

Александр Родченко - Жизнь и фототворчество [490x600] Пионер-трубач 1930 Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу.
 (200x167, 9Kb) Автопортрет
В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов.





[600x399] Летний день 1929
Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы. [369x600] Шуховская башня.1929 Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра. [445x600] Портрет матери 1924 С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом. [371x600] Владимир Маяковский 1924 Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино». [600x515] Дом Моссельпрома 1932 Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.
[398x600] Актриса Юлия Солнцева 1930 [424x600] Варвара Степанова 1924 [600x410] Архитектор Мельников на балконе своего дома 1929 [447x600] Архитектор, живописец, декоратор Александр Веснин 1924 [600x406] За червями Мальчики в лодке. Карелия 1933 [600x388] Аппарат для проекции звездного неба 1929 [431x600] Прыжок в воду 1932 [600x457] Поэт Николай Асеев 1927 [600x411] Маневры Красной Армии 1924 [443x600] Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ [419x600] Сухарева башня 1928 [439x600] Пионерка 1930 [386x600] Метательница диска 1937 [375x600] Памятник Пушкину 1930 [443x600] Николай Асеев в мастерской Родченко 1924 [372x600] Владимир Маяковский 1924 [404x600] Владимир Маяковский 1924 [426x600] Актриса Юлия Солнцева 1930 [600x410] Железнодорожный мост 1926 [389x600] Владимир Маяковский 1924 [407x600] Владимир Маяковский . 1924 [600x411] Футбол 1937 [600x419] Газетный киоск 1929 [435x600] Бокал из серии Стекло и свет 1928 [600x393] Рабочий 1929 = завод АМО [600x485] Планетарий 1932 [600x474] Радиослушатель. Репортаж. 1929 [385x600] Прыжок в воду 1932 [600x440] Рено Маяковского 1929 [380x600] Санитарка 1930 [600x414] Самолет Максим Горький над Красной площадью 1935 [417x600] Режиссер Александр Довженко 1930 [600x410] Сбор на демонстрацию 1928 [393x600] Сбор на демонстрацию 1928 [442x600] Очерк о газете. Тетя Поля-курьерша (В.Степанова) 1928 [444x600] Стереотипы. Из серии Очерк о газете 1928 [434x600] Пешеходы 1928 [418x600] Кинорежиссер Лев Кулешов 1927 [306x600] Балконы. Из серии Дом на Мясницкой 1925 [467x600] Дорогу женщине 1934 [600x407] Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929 [438x600] Сергей Третьяков 1928 [431x600] Купание в тазу 1937 [600x398] Краснофлотцы на военном параде 1937 [392x600] Лесопильный завод Вахтан 1930 [378x600] Мороженщик на пляже 1926 [600x467] Иллюминация 7 ноября 1925 [398x600] Писательница Эльза Триоле - сестра Лили Брик, жена французского писателя Луи Арагона 1924 [423x600] Планетарий. Архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский 1932 [416x600] Маневры Красной Армии 1924 [419x600] Маневры Красной Армии 1924 [495x600] Женщина с коляской 1928 [447x600] Варвара Степанова. Двойная экспозиция 1924 [600x384] Москва-река 1926 [600x425] Мачты линии электропередач 1926 [442x600] Пионер 1930 [600x400] Колбы на конвейере 1929 Электрозавод [600x490] Коммунальный дом на Новинском бульваре. Архитектор Моисей Гинзбург 1929 [432x600] Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция 1924 [457x600] Сосны. Пушкино 1927 [467x600] Кинорежиссер Эсфирь Шуб 1924 [600x395] Поэт Семен Кирсанов 1930 * * * Эти летние дожди, эти радуги и тучи - мне от них как будто лучше, будто что-то впереди. Будто будут острова, необычные поездки, на цветах - росы подвески, вечно свежая трава. Будто будет жизнь, как та, где давно уже я не был, на душе, как в синем небе после ливня - чистота... Но опомнись - рассуди, как непрочны, как летучи эти радуги и тучи, эти летние дожди. [600x435] Белый лебедь 1940
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Александр Родченко - Жизнь и фототворчество | Апогей - Дневник Апогей | Лента друзей Апогей / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»