Альфред Манесье (40е-50е гг., я думаю)
(1970е) (начало 90х) монограмма
Альфред Манесье - "выпускник" Парижской школы ХХ века, а точнее - Новой Парижской школы, как неофициально называют более поздние десятилетия оной - уже после расцвета великих монпарнассцеф - Пикассо, Шагала, Модильяни и иже. "новые парижане" едва ли создали какие-то веково-эпохальные направления, зато ани бес фсяково напряга смешивали и сочетали фсё, што было до этово - кубизм, фовизм, супрематизм, сюрреализм и, конешно же, старый добрый француский импрессионизм. то есть это была работа скорее фширь (а местами и вглубь, хотя бывало и вглуПь) - скорее чем фперёт, на открытие новых земель. в результате образовалсо огромный переливающийся, перетекающий ис себя ф себя мир - што, конешно, тоже весьма замечательно.
посему очень приятно смотреть этих художникоф совокупно, смешанно-альбомно, одново за другим. тем не менее недавно моё внимание привлекла одна картина Манесье, и, посидеф над ней некотрое время я решил притащить иё (и ево самово) сюда, в дневничок.
Манесье родилсо в сельской коммуне Sent-Ouen недалеко от славново города Амьена. рисовал з децтва, сначала училсо в Амьене, позже закончил школу изящных искустф ф Париже по классу архитектуры. свободно посещал "академические" занятия монпарнасцеф; блиско дружил с художником блиских убеждений - Жан Ле Моэлем (Jean Le Moel). c 1933 года выставлялсо ф паришских салонах, в это время сильно увлекалсо сначала кубизмом, потом сюрреализмом - но экспериментировал, не забывая и старую классику. однако самое главное событие в ево жизни случилось в 1943 - именно в этом году он испытал некое "мистическое переживание", подробности неизвесны. после чево стал глубоко убеждённым и погружонным католиком и вошол ф свой самый плодотворный творческий период на следущую пару десятилетий.
писал больше беспредметное, "музыку реальной энергии", оцтавляя ф строну пустые материальные формы. это весьма импонирует мне как любителю супрематизма и воопще живописи "апстрактной" кою я называю "видимой музыкой". - тем не менее, влияние самых разных старших братьеф и дедушек иногда, какбы возвращаясь, неожиданно реско проявлялось даже ф позних работах. -- помимо живописи, со временем фсё больше занималсо гобеленами и (особенно) витражами, ф коей области яфственно продолжил живописно-апстрактную линию и достиг высот высочайших. по сути, стал одним из лучших мастероф храмново витража во франции ХХ века. (кстати, Ле Моэль тоже стал извесным витражным мастером.)
цитата художника: "конструкция художественной работы - это <сложная> мелодия, сравнимая с симфонией".
28 июля 2003 года Манесье попал в афтокатастрофу (имеецо в виду афтомобиль, а не столкновение с самим собой). промучифшись в больнице несколько дней, умер.
вот сопственно и фсё самое главное. далее, как водицо, наглядные пособия.
Nature morte abstraite [Абстрактный натюрморт] (1944)
Salve Regina (1945) [=латинский католический гимн, восхваляющий Деву Марию]
открыл на днях на весь монитор эту картину (вероятно, самую извесную у Манесье), сидел и думал, што бы я мог про неё сказать. думал, думал, и не придумал. и фсё же...
-- не гениальная, конешно, но весьма и весьма хороша. но дело не в этом. она как бы... наивная какимто неожиданным заворотом наивности, которово вроде бы вопще не может быть. но вот же - есть.....
поймал себя на том што смотрю на неё и чешу репу, ф прямом смысле.
то есть не софсем ф прямом конешно.
...а осенью можно купить у бапки или детки около метро большую репу. положить иё на стол и почёсывать при задумчивости или при призадумчивости.
и тада можно будет смело писать што чешу репу ф самом прямом смысле!!
хм... отвлёксо немного. - в других работах - и ранних и позних - этот заворот тоже присуцтвует, хотя обычно в менее явной форме..
-- выходит, я ищо недостаточно хорошо знаю брата своево, человека...
Le Port du Crotoy le soir [Порт (Ле-)Кротуа́ вечером] [1948]
Sans titre [Без названия] (литография на бумаге; c.1952)
Morte-eau [="Мёртвый прилив", квадратура, - когда сталкиваюцо в противодействии силы Луны и Сонца] (1954)
Printanier ["Весеннее"] (1956)
Printemps précoce [Ранняя весна] (1966)
за работой над макетами витражей для Liebfrauenkirche [=Храм Девы Марии] в Бремене (1968)
обрасцы бременских витражей (между 1966 и 1979)
витраж из Église du Saint-Sépulcre [=Храм Гроба Господня <т.е. копия оново>] в городе Abvill (между 1982 и 1993)
откуда этот витраж, мне неизвесно. возможно, ис тово же Абвиля. - в любом случае, лично мне он особенно нравицо))